Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение, образование

Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом, знаниями, умениями и навыками, способностями творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Под образованием следует понимать овладение личностью определённой системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют её социальный облик и индивидуальное своеобразие. Это понятие означает те результаты, которых добивается личность в своём развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность.

 

На формирование педагогики оказывают влияние политика и идеология общества. Но с течением времени существенное значение в её развитии приобретают другие факторы. К ним в частности относятся: методология педагогики, её связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования.

Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

Длительное время педагогика развивалась под влиянием двух философских концепций, т.к. являлась частью философии. Одна из них связана с именами древнегреческих философов Сократа и Платона, считавших, что решающим в развитии человека является яко бы его природное предрасположение и, что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Другие философы, Гераклит, Демокрит, придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоятельств жизни. Эти два подхода имели место и в процессе её дальнейшего развития.

Современные методологические основы определяют современный подход в разработке теории воспитания и обуславливают её научный характер.

В настоящее время воспитание носит социально-детерминированный (от лат. determine – определяю) характер, т.е. оно обуславливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа. Научная педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку её теоретических основ.

Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания.

Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его, хотя он развивается по «социальной программе», тем не менее, его нельзя представлять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств.

Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании, что, естественно, побуждает учёных к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания.

Большое значение для разработки педагогической теории имеют также идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные свойства и качества.

Нельзя не отметить следующего методического положения. Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педагогика, разрабатывая вопросы воспитания, в соответствии с законами развития общества, служит интересам всех людей, совершенствованию общественных отношений.

 

2. Связь педагогики с другими науками.

Большое значение в развитии педагогики имеет её связь с другими науками. Педагогика тесно связана с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, математикой и др. отраслями знаний. Одним из аспектов связи педагогики с другими науками является то, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы.

Философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая учёным в исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогики выполняют этика, эстетика и др. смежные дисциплины. Идеи логики и психологии используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений и навыков.

Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педагогике всесторонне исследовать закономерности воспитания.

Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов научного исследования. В частности, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений способствуют такие науки, как психология и социология. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования. Но только педагогика в отличие от других наук раскрывает сущность и закономерности воспитания в целом.

 

3. Развитие методов исследования.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы методов. К ним относятся:

1. педагогическое наблюдение;

2. исследовательская беседа;

3. социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок);

4. метод математической статистики;

5. педагогический эксперимент.

Педагогическое наблюдение наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики.

Под педагогическим наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение имеет главные отличия:

1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;

2) результаты обязательно фиксируются;

3) полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчёркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространённость, необходимо указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Чтобы повысить надёжность результатов беседы используются специальные меры. К ним относятся:

1. наличие чёткого, продуманного, с учётом особенностей личности собеседника плана;

2. обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

3. варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

4. умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Следующий метод исследования это изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся.

В частности, изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся на их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости. Просмотр тетрадей для домашних работ позволяет исследователю изучить качество и содержание домашних заданий, отношение учащихся к их выполнению.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен и документален по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования:

1) контактноеанкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми.

2) заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте и возвращаются таким же способом в адрес исследовательской организации.

3) прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете. После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса. Существует три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время остаются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных ответов.

Одним из социологических методов является рейтинг (оценивание) – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности, а также поведение учащихся.

Близким к нему является метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и др. качеств учащихся даётся компетентными лицами (учителями, классными руководителями, администрацией школы). На основании этой оценки исследователь делает соответствующие выводы.

Методы математической статистики используют для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала, т.е. для обработки данных.

Сущность педагогического эксперимента (от латинского experimentum – проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений и гипотез. Когда гипотеза находит своё подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Надёжность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2. проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.

Естественный представляет собой научно-организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники, пособия, приёмы и методы обучения и воспитания. Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить наблюдение за испытуемыми (иногда применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогическом исследовании он применяется нечасто. Естественный эксперимент ценнее лабораторного, т.к. он ближе к реальной действительности.

4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины.

Всякая наука, развиваясь, обогащает свою теорию новым содержанием и осуществляет внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений.

В настоящее время понятием педагогика обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1) Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

2) Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3) Школьная педагогика.

4) Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5) Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6) История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций.

Как самостоятельные научные дисциплины разрабатывается военная педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профтехобразования.

Рассматривая вопрос о дифференциации педагогики нужно обратить внимание на то, что, возникнув как наука о воспитании детей, эта отрасль знаний под влиянием общественных потребностей всё более расширяет границы своего исследования и охватывает воспитание человека в целом.

Лекция 7. «Современное состояние образования»

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о дидактике и сущность процесса обучения.

2. Образование как развивающаяся система.

3. Отечественное образование в системе мировых педагогических школ.

4. Развитие высшей школы в современном мире.

5. Система образования в Республике Беларусь.

Литература.

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: Учебное пособие. / Н. А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских – Минск: ООО «Новое знание», 2004. – 336 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304 с.

3. Джуринский АН. Развитие образования в совре­менном мире. - Москва: Владос, 1999.

4. Закон Республики Беларусь «Об образовании» / / Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 37, 2/ 844.

5. Жук, О.Л. Педагогические технологии в современной теории и практике образования: Учеб.-метод. комплекс для студентов, получающих пед.специальность / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2002. – 129 с.

6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 14.12.2006 № 125 // Зборнік нарматыўных дакументаўМіністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. –2007. – 2. – С.9-40.

 

Дидактика – от греч. didaktikos – поучающий, изучающий. Это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Этот термин «дидактика» ввёл немецкий педагог В.Ратке, а научную разработку дидактике впервые осуществил чешский педагог Ян Ко́менский, написав научный труд под названием «Великая дидактика» в 1632 г. Категориями дидактиками являются: преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, виды, формы, методы, средства и результаты обучения. Отсюда вытекает краткое определение:

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатов.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам. По ширине охвата выделяют общую и частную дидактику.

Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения с условиями в которых он протекает, а также результатами к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Общая – разработка общетеоретических основ процесса обучения. Дидактика выполняет две основные функции:

1) теоретическую (в которую входят диагностическая и прогностическая);

2) практическую (в которую входят нормативная и инструментальная).

 

«Обучение» - это упорядоченное взаимодействие педагога с обучающимися, направленное на достижение поставленной цели. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность (педагогов и обучаемых);

3) руководство со стороны педагога;

4) специальная планомерная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся;

7) управление развитием и воспитанием обучающихся.

Как теория обучения и образования дидактика исследует следующие проблемы:

1) во первых – определяет педагогические основы содержания образования;

2) во вторых – исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его влияния на обучаемых;

3) в третьих – изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучаемых, и пути её активизации в процессе обучения;

4) в четвёртых – разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

5) в пятых – определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

 

2. Под образованием следует понимать овладение личностью определённой системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют её социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своём развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т. е. обучение, а с другой – воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность. Понятие «содержание образования» несколько отличается от понятия образование.

Под «содержанием образования» следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нарвственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучаемым в процессе обучения.

Далее рассмотрим объективные и субъективные факторы.

Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования.

К объективным социальным факторам, влияющим на содержание образования, относятся также изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и технологическими усовершенствованиями. На содержание образования большое влияние оказывает и субъективный фактор – политика и идеология общества, а также другой субъективный фактор – это методологические позиции учёных.

 

3. Указанные объективные и субъективные факторы оказывают своё влияние и на разработку содержания образования в педагогике. Современная педагогика исходит из той методологической посылки, что развитие личности целиком определяется овладением общественным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности и их мировоззренческая и (морально-эстетическая направленность). Это обусловливает необходимость обеспечения (полноценного) научного образования подрастающих поколений, его совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в изучении или подготовки обучаемых.

С учётом этого в педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания образования.

Основные требования предъявляемые к содержанию образования следующие:

1. Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

2. Содержание образования должно строиться на научной основе и раскрывать обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданской позиции.

Требования научности и гражданско-патриотической напрвленности образования имеет ряд аспектов:

Первое: в содержание образования должны включаться только устоявшиеся в науке факты и теоретические положения.

Второе: содержание материала по каждому предмету должно соответствовать современному состоянию науки и включать новейшие её достижения.

Третье: содержание образования должно характеризоваться чёткостью выводов по вопросам развития природы и общества.

3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Таким образом, образовательный материал необходимо структурировать так, чтобы он отвечал логической системе самой науки, которую отражает тот или иной предмет.

4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

5. В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой.

6. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям обучаемых.

Чтобы школа не отставала от развития науки и техники в содержание школьного образования включается только наиболее важный научный материал с вычленением в нём ведущих научных идей.

С развитием технического базиса общественного производства появились объективные предпосылки, которые обусловили необходимость технического образования. Сущность технического образования состоит в ознакомлении учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков обращения с наиболее распространёнными средствами труда. Существенно отличается от общего и технического обучения профессиональное образование. Его сущность состоит в том, чтобы подготовить человека к определённой профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений и навыков. Эту задачу решают профессиональные учебные заведения и УПК. Общее образование является фундаментом технического и профессионального образования. Всё это обуславливает необходимость единства общего и технического образования с включением в него элементов допрофессиональной и профессиональной подготовки.

Изложенные выше требования, предъявляемые к содержанию образования в школе, не только обеспечивает всесторонний учёт потребностей общества в подготовке образованных граждан, но и обуславливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.

Далее рассмотрим важнейшие пути осуществления дидактической деятельности.

· Уточнение содержания изучаемых предметов, освобождение его от усложнённого и второстепенного материала;

· Чёткое определение основных понятий и идей по каждому предмету и обеспечение необходимого отражения в них новых научных теоретических достижений;

· Углубление технической направленности образования;

· Вооружение обучаемых знаниями и практическими умениями использования современной вычислительной технике, компьютеров в учебном процессе путём создания специальных учебных кабинетов;

· Обеспечение преемственности обучения в школе, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и вузах с учётом национальных особенностей образования в разных регионах;

· Поддержание мирового стандарта в содержании образования;

· Введение в содержание образования такого материала, который способствует развитию творческого мышления обучаемых, их способностей и талантов.

 

4. Документы, определяющие содержание школьного образования.

Содержание образования учебных заведений определяется целым рядом документов:

Учебный план – это утверждённый Министерством образования Республики Беларусь документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, последовательность их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельности.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, который определяет:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей, семестров и каникул.

2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении.

3) распределение предметов по годам обучения.

4) количество часов по каждому предмету за всё время обучения и количество часов на изучение предмета за каждый год.

5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

6) структуру и продолжительность практикумов.

Типовые учебные планы не подходят для гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ. На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа – это утверждённый Министерством образования РБ документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету [в каждом классе] и определяется система научных знаний [мировоззренческих и нравственно-эстетических идей], а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Учебная программа содержит:

1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям [учащихся], рекомендуемых формах и методах обучения;

2) тематическое содержание изучаемого материала;

3) ориентировочное количество времени, которое [учитель] нужно потратить на изучение отдельных вопросов курса;

4) перечень основных мировоззренческих вопросов;

5) указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

6) перечень учебного и технического оборудования и наглядных пособий;

7) рекомендуемую литературу.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается вучебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету разбивается на отдельные темы и даётся его фактическое изложение. Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

1. Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов [для обучающихся], которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес.

2. Информационную, позволяющую [обучающимся] расширять объём знаний всеми способами преподнесения информации.

3. Контрольно-корректирующую, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

 

Лекция 8. «Развитие, воспитание и социализация личности»

Вопросы для обсуждения:

1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Принципы, содержание, методы, средства и формы обучения. Направления современного обучения. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

2. Педагогические технологии обучения.

3. Воспитание как целенаправленный процесс воздействия на личность. Принципы, содержание, методы, средства и формы воспитания. Современные подходы к воспитанию. Понятие о воспитанности и самовоспитании.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-этетических взглядов и убеждений.

Содержание обучения во всех учебных заведениях определяется учебны­ми планами и программами.

По своей структуре процесс обучения представляет собой взаимосвязан­ную деятельность двух сторон:

- обучающего (учителя, преподавателя), который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику детей,

- и обучаемых, которые, отражая в своем сознании учебный ма­териал, быстро реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе сторо­ны процесса предполагают активное отношение друг к другу.

Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая· преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.

Преподавани е - деятельность учителя (преподавателя) по организа­ции, осуществлению и управлению процессом формирования у обучающихся определенных знаний, навыков и умений, развитию их психики и научного мировоззрения.

Учение - это деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни.

Знания - совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и пред­ставлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Навыки - усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначитель­ном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Умения - достигнутая в процессе обучения возможность человека твор­чески применять знания и навыки и получать желаемый результат в непре­рывно меняющихся условиях практической деятельности.

 

Структура процесса обучения:

 

Процесс обу­чения имеет такую же структуру, как и любой педагоги­ческий процесс:

цель обучения - принципы обучения - со­держание обучения - методы обучения - средства обуче­ния - формы обучения.

1. Цель обучения в современной дидактике (теории обуче­ния) рассматривается как триединая, то есть в единстве образовательной, воспитательной и развивающей состав­ляющих.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

- стимулирование учебно-познавательной активности обуча­емых;

- организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

- развитие мышления, памяти, творческих способностей;

- совершенствование учебных умений и навыков;

- выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

2. Принципы обучения - основополагающие положения, которые опреде­ляют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

3. Содержание обучения - это та система знаний, уме­ний и навыков, которая подлежит усвоению в процессе обучения и которая выступает в качестве основы разви­тия личности. Обычно содержание обучения представляется в учебных планах, прогpаммах и учебниках.

4. Методы обучения - способы совместной работы обучающего и обучае­мых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

 

a) Устное изложение учебного материала - метод обучения, пред­полагающий монологическое, одностороннее воздействие на учащихся (рассказ, инструктирование, объяснение, лекция).

b) Обсуждение изучаемого материала - метод обучения, предпола­гающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга (беседа и классно-групповое занятие (дискуссия)).

c) Демонстрация метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений приро­ды, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними раз­личных проблем.

d) Упражнение - метод обучения, предполагающий многократное, созна­тельное повторение умственных и практических действий с целью формирова­ния, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.

В соответствии с преподаваемыми предме­тами могут проводиться физические, специальные, комплексные упражне­ния.

e) Самостоятельная работа - важный метод обучения, предполага­ющий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полу­ченных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям (работа с печатными источника, самостоятельный поиск, самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-, радио­передач).

5. Средства обучения - все объекты и процессы (материальные и мате­риализованные), которые служат источником учебной информации и инстру­ментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного матери­ала, развития и воспитания учащихся. К ним относятся: учебные программы, учеб­ники, конспекты и т.д.

6. Формы обучения - четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного об­щения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Выделяют:

a) Учебно-плановые формы обу­чения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен, лабораторно-практические занятия, уроки, консультации, зачеты, и др.) - имеют обучаю­щее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку оп­ределенных навыков и умений.

Лекция – это ведущая форма обучения, представляющая собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Семинар – это групповое обсуждение обучающимися под руковод­ством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретиче­ского, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лек­цией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике.

Лабораторно-практические занятия – это предназначены для фор­мирования у обучающихся навыков и умений. Проводятся в аудито­риях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полиго­нах, на местности и в производственных организациях.

b) Система внеплановых форм обучения (бри­гадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совер­шенствовать знания школьников, расширять их кругозор.

Конференция - похожа на большой семинар, но основные выступ­ления на ней заранее распределяются между участниками и подго­тавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный харак­тер выступлений программируется и одобряется. Обсуждение про­блем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре.

Экскурсия (выезд) - форма обучения, соединяющая в себе тео­рию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных помеще­ний и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для последующих аудиторных занятий.

2. В отличие от системы технология имеет другой состав и структуру. В толковом словаре даётся определение технологии. Технология - совокупность приёмов, которые используются в каком-нибудь профессиональном деле. В свою очередь Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (по Б.Т.Лихачёву).

По В.М.Монахову педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учителя и учеников. Педагогическая технология – это системный метод создания и использования всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом индивидуальных и возрастных особенностей уч-ся.

Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых педагогических технологий можно выделить следующие:

1. Необходимость учёта и использования психофизиологических особенностей обучаемых.

2. Осознание необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.

3. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

4. Потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Представление о педагогической технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает, во-первых, её использование специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а во-вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Источниками и составными элементами педагогической технологии являются:

1. социальное преобразование и новое педагогическое мышление;

2. наука (педагог, психолог и др.);

3. передовой педагогический опыт;

4. опыт прошлого;

5. народная педагогика (этно-педагогика)

В настоящее время широко используется термин «технология обучения». Когда мы используем термин педагогическая технология, то подразумеваем три процесса: обучение, воспитание и развитие. И воспитание, и развитие не могут быть организованы на технологическом уровне. В школе мы можем использовать понятие «технология обучения». Для технологии обучения характерны следующие особенности:

1. Неопределённость результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла обучения 100%-ый результат.

2. Периодическое проведение контроля.

3. Выявление и отбор неуспевающих.

4. Дополнительная работа с отобранными, т.е. проведение повторного цикла обучения или взаимодействия.

5. Вторичное проведение контроля после дополнительной работы.

6. В случае непонимания учащимися нового материала диагностика причин непонимания или отставания.

 

3. Структура технологии обучения.

Рассмотрим структуру технологии обучения учащимися в начальной школе. Она включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (не путать с уровнем общего развития уч-ся) и отбор обучаемых в классы (группы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. К примеру, тестирование уч-ся в первых классах по таким критериям, как умение и скорость чтения, умение писать позволяет распределить уч-ся в классы с различным уровнем подготовленности: сильный, средний, слабый. Занятия проводятся по одним учебникам, но в сильном классе после короткого повторения переходят к освоению нового материала, а в слабом, где не умеют читать, занимаются изучением алфавита и цифр. Предварительная диагностика и отбор необходимы не только в первом классе, но и при начале изучения какого-либо курса, предмета (пример групп иностранного языка, формирование группы для прохождения психологического тренинга).

2. Организация деятельности уч-ся по освоению и закреплению учебного материала. Она включает разнообразные методики преподавания. В начальной школе используют три методики: «традиционная, Л.В.Занкова, и Д.Б.Эльконика-В.В.Давыдова.

3. Контроль усвоения материала. Технология уделяет больше внимания процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности уч-ся по освоению знаний, то технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны. Это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. коррекция

Организация деятельности учащихся   Контроль  

Блок организации деятельности учащихся  

 

Блок контроля качества  

 

       
   

 


Процесс обучения по-

строенный на методи- Процесс обучения построенный по

ке технологическим принципам

 

Выделение контроля в самостоятельный компонент позволяет более основательно разработать блок контроля: возможные уровни усвоения материала уч-ся, необходимые на каждом уровне приёмы и методы дальнейшей работы, а также все возможные последующие действия учителя. Если новый материал уч-ся усвоили удовлетворительно и лишь отдельные уч-ся испытывают трудности в его освоении, то учитель не переходит к закреплению материала, а индивидуально работает с отстающими.

4. Выбор приёмов и методов дополнительной работы с группой или отдельными уч-ся. Разработанные методики чаще всего перечисляют или описывают такие методы наряду с другими.

5. Диагностика причин отставания уч-ся. Он на сегодняшний день не разработан, созданы только тесты для отдельных классов, по различным дисциплинам. Диагностические средства включают в себя набор заданий, и потом делается вывод о проблемах.

6. Выбор методики, снимающей проблемы в знаниях и опыте и уч-ся всего класса. Необходимо, чтобы объяснение строилось на темах, хорошо усвоенных уч-ся.

 

4. Классификация педагогических технологий.

По философской основе:

- материалистические

- идеалистические

- диалектические

- метафизические

- научные

- религиозные

- гуманистические

- антигуманные

- прагматические

- экзистенциалистские (от лат. exsistentia – существование – философия существования; черты: пессимизм, отрицание познания и утверждение интуитивного постижения реальности)

- свободного воспитания

- принуждения.

По ориентации на личностные структуры:

1) информационные технологии (формирование школьных знаний, умений и навыков по предметам – ЗУН).

2) операционные (формирование способов умственных действий – СУД).

3) эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН).

4) технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ).

5) эвристические (развитие творческих способностей).

6) прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).

По характеру содержания и структуры делятся:

1. обучающие и воспитывающие

2. светские и религиозные

3. общеобразовательные и профессионально-ориентированные

4. гуманитарные и технократические

5. отраслевые и частнопредметные

6. монотехнологии, комплексные (политехнологии), проникающие.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии, и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена такая классификация ПС (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько – дидактических систем):

1. классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;

5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;

6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее книгу в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Здесь выявляется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик».

б) Высокой степенью невнимания к личности ребёнка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуютсяантропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнёрство в субъект-субъективных отношениях педагога и ребёнка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзоте.

 

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъяв­ляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодоле­вать трудности, встречающие на его пути.

 

Сущность воспитания:

1) в формировании главного признака и досто­инства человека как личности - его социальной полноценности, вы­раженной в:

· превращении в достойного члена человеческого сообщества ­человека мира, гражданина страны, созидателя;

· обретении цивилизованных социальных отношений к жизни, обществу, людям, труду и соответствующего поведения, харак­теризующихся нравственностью, любовью к Родине и своему народу, гражданственностью, трудолюбием, гуманностью, де­мократизмом, правомерностью, культурностью, гармонично развитыми потребностями и. соответствующим им образом жизни;;

· возникновении целеустремленной активности в самоформи­ровании для полной реализации индивидуальных возможно­стей в жизни и самоутверждении при безусловном соблюде­нии норм морали и права.

2) Воспитание всегда направлено на достижение опреде­ленной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Воспитанность - это вся совокупность личностных ка­честв, содержащая разнообразные черты и свойства, сфор­мированные в процессе воспитания. Например, вежли­вость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, ус­тупать место взрослым, благодарить за те или иные услу­ги.

Воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.

3) Самовоспитание - это деятельность человека, направ­ленная на изменение своей личности в соответствии с соз­нательно поставленными целями, сложившимися идеала­ми и убеждениями. Самовоспитание предполагает опреде­ленный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей.

Самовоспитание осуществляется на основе сформу­лированных человеком целей, программы действий, кон­троля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

Методы самовоспитания:

• Самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

• Самообладание, опирающееся на самоубеждение, са­моконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепле­ние, самоисповедь, самопринуждение.

• Самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение.

Подходы к воспитанию:

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен­ческий, личностно-ориентированный и другие.

1) Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

• Поскольку формирующаяся личность - это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель­ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

• При таком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников

• Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

• Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения.

2) Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так' и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.

3) Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого- либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее.неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.

Виды воспитания:

В системе воспитания существует взаимосвязанный комплекс видов вос­питания: нравственного, патриотического, трудового, гражданского, гуманистического, демократического, экономического, экологиче­ского, эстетического, семейного, физического, в духе здорового об­раза жизни и др.

 

1. Конфессиональное (религиозное) воспитание - воспитание детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, приобщения их к религиозным традициям и практике, выражающимся в богослужениях и проповедях, бого­послушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церков­ных праздников.

2. Авторитарное - воспитание людей в духе преданности одному лицу, осуществляющему управление государством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

3. Демократическое - воспитание в дyx~ демократии, равенства людей перед законами государства.

4. Идейно-политическое воспитание - формирование идейных убежде­ний и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

5. Нравственное воспитание - формирование нравственно цельной лич­ности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

6. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

7. Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятель­ность, специально продуманная система работы, направленная на формирова­ние экономического сознания учащихся.

8. Гражданское воспитание - формирование молодого человека как граж­данина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение мо­рально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающе­го перспективы сильной политики своего государства.

9. Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по

формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.

10. Патриотическое воспитание - процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родил­ся и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

11. Правовое воспитание - деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и со­знательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой граж­данской ответственности и активности, развития у него правовой грамотно­сти и культуры, нравственно-правовых чувств.

12. Экологическое воспитание - формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и ориентирующее на бережное к ней отношение.

Формы воспитания:

Под формами воспитания по­нимаются внешне выраженные способы организации воспитательного процесса.

Классифицируются они по:

· числу участвующих в них лиц: индивидуальные, микрогруппо­вые, групповые (коллективные) и массовые;

· частным задачам: культурные, спортивные, правовые, патрио­тические и др.;

· особенностям способов проведения: лекции (вопросы воспи­тания), беседы, обсуждения, дискуссии, диспуты, общие соб­рания, встречи с опытными, знающими и авторитетными людьми, посещение культурных мероприятий (театры, кино­фильмы и пр.), индивидуальные поручения, коллективная ра­бота, участие в субботниках ив работе общественных форми­рований, товарищеская помощь, опека, шефство, кураторство, управление, благотворительность и др.;

· месту проведения: обучение, образование, труд,_ внешкольная работа, семья, занятия спортом и др.;

· времени проведения: плановые, профилактические, подведе­ние итогов, отчет, групповая оценка (разбор, характеристика), исправительные и др.

Формы не по названию, не по внешним признакам становятся воспитывающими. Решающее значение имеет их педагогическая «на­чинка»: цель, задачи, содержание, организация, условия, методика и др. В противном случае они оказываются формальными, не затра­гивающими умы и чувства их участников, а то и вызывающими внутренний протест, вредными.

Методы воспитания:

Методы воспитания - научно обоснованные способы педагогиче­ски целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганиза­ции их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и пове­дение, стимулирования их деятельности и самовоспитания.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведе­нием и другие.

 

1. Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников.

Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников ­формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических ка­честв, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества.

2. Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесс а обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, са­мостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела.

3. Метод nримера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

4. Поощрение - метод внешнего активного стимулирования, побужде­ния ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных по­требностей.

5. Прuнужденuе - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Средства воспитания:

Средства воспитания – это преж­де всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

К ним также относятся: мероприятия или виды дея­тельности воспитанников (учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.).

Лекция 9. «Социальное пространство воспитательного процесса. Семейное воспитание»

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как социально-психологический феномен: функции, структура, динамика.

2. Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности.

3. Типы семей и особенности их влияния на детей. Стили семейного воспитания.

Литература:

1. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. / Г.Ф.Вечорко. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 160 с.

2. Гритченок Е.В. Права ребенка, все что нужно знать родителям. – Мн., 2008.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. -Москва: Владос - Пресс, 2001.

4. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.

 

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность ее сложность, многогранность и проблемность обуславли­вaют большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Семья - малая социальная группа, основанная на бра­ке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственно­стью

Мотивы создания семьи:

- иметь детей, продолжить род;

- быть с человеком, способным понять и оказать поддержку;

- быть нужным другому человеку;

- выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи;

- избе

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Причины возникновения цифрового шума
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.371 сек.