Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нижние границы сложности рандомизированных алгоритмов. Принцип Яо




I

I

и с помощью следующего из теоремы 17.1 соотношения

мы находим

Е(т-1) + 1--^^|п-2.

После упрощения получаем

Ет=г|п-2 + -^.

Таким образом, все доказано и для четных, и для нечетных п. □

Если существует алгоритм решения рассматриваемой задачи, ко­торый требует ровно (17.1) сравнений, то, по только что доказанно­му предложению, этот алгоритм является оптимальным в среднем по числу сравнений. Укажем такой алгоритм. Если п четно, то действуем в соответствии с алгоритмом, обсуждавшимся в примере 15.1. Пусть п = 2к + 1, к ^ 0. Находим

тл; = min{ x 2 i _1, x2i}, Mt = max{ x 2 i _1, x2i},

i = l,2,...,fc, и

m = min{ m 1, m 2,..., m j,

что потребует n - 2 сравнений. Без дополнительных затрат можно найти s, 1 ^ s ^ 2fc, такое, что т = ms. Далее сравниваем хп (т. е. х2к+1) c Ms. Согласно рассуждениям, проведенным выше при анализе срав­нений типа АВ, вероятность того, что хп > Ms, равна -- - -—. Если хп > Ms, то результатом работы алгоритма будет

max{ M l5..., М$_ъ Ms +1,..., Мк, хп}, т,

в противном случае —

max{ M 1, M 2,..., M J, min{ m, xn }.

Среднее число сравнений при нечетном п равно

(п-2) + (|--У +2(| + ^) + (ILy^"1)=| n "2 + ^' что и требовалось.


126 Глава 4. Нижняя граница сложности. Оптимальные алгоритмы


Существует оптимальный в среднем алгоритм одновременного на­хождения наибольшего и наименьшего элементов массива длины n, n ^ 2, с помощью сравнений. Этот алгоритм имеет сложность (17.1).

Этот параграф начнем с формулировки и обсуждения одного факта из теории игр. С произвольной квадратной числовой матрицей M = (mij) порядка k связывается матричная игра двух игроков, которых мы на­зовем I и J. Один раунд игры состоит в том, что I и J независимо друг от друга называют соответственно целые i и j из диапазона от 1 до k, и после этого J выплачивает своему сопернику I сумму в mij рублей (при mij < 0 сумма в - mij рублей выплачивается игроком I игроку J). Стратегией называется вектор p = (p ъ p2, ■■■,pk) с веще­ственными неотрицательными компонентами, в сумме дающими еди­ницу; стратегии (1, 0,..., 0), (0,1,..., 0),..., (0, 0,..., 1) называются чи­стыми. Допустим, что игроки независимо избирают для себя некото­рые стратегии—обозначим их соответственно p и q,—и затем в по­следовательных раундах игрок I называет число i с вероятностью pi, а игрок J называет число j с вероятностью qj. Математическое ожи­дание выигрыша игрока I равно, как нетрудно подсчитать,

 

mijpiqj>

i j

эту величину мы будем обозначать M{p, q). Допустим также, что вме­сто проведения большого числа раундов игры каждый из игроков, основываясь на известной матрице M, один раз выбирает, незави­симо от другого игрока, для себя некоторую стратегию и сообщает ее судье, который по полученным от игроков стратегиям (векторам p и q) вычисляет M{p,q), умножает его на количество предполагав­шихся раундов и объявляет полученное число выигрышем игрока I. Естественно, что игрок I заинтересован в нахождении такой страте­гии, которая максимизирует M{p,q), а у игрока J цели прямо про­тивоположные. Одна из теорем раздела теории игр, посвященного матричным играм1, утверждает, что для игроков существуют опти­мальные стратегии p*,q* такие, что M{p*,q*) является одновременно значением величин

maxmin M (p, q) и min max M (p, q).

p q q p

1 См., например, [7, теорема 2.1].


§18. Нижние границы сложности рандомизированных алгоритмов 127

В дальнейшем нас не будут интересовать оптимальные стратегии, од­нако равенство

max min М{р, q) =min max M{p,q) (18.1)

p q q p

окажется для нас очень ценным.

При фиксированной стратегии р значение min M{p,q) равно ми-

q

нимальному значению среди

/_, milPi> У_.Щ2Р1> ■■■> / ,mikPi>
i i i

т.е. mm^ mijPi (в качестве стратегии q, на которой достигается ми-


разом тахМ(р, о) = max У] т.-.-о,-. Это позволяет переписать равен- Р i j ' '

нимум, выступает некоторая чистая стратегия). Аналогичным об­разом max M{p,q

р

ство (18.1) в виде

max min V тир( = min max V т^аи (18.2)

p j 1—1 ' q i 1—1 ' '

i j

откуда следует, что для любых стратегий р = {ръ р2,..., рк) и q = (q ls q2,---,4k) выполнено

min V т;,р;^ max V m;,о,. (18.3)

i j

То, что исходная матрица квадратная, не играло никакой роли в вы­воде последней формулы, каждая из переменных i и j могла пробе­гать свое множество значений. Можно даже не нумеровать строки и столбцы исходной матрицы, а дать им какие-то имена. Для мат­риц с такого рода именованием строк и столбцов чаще используют название таблица.

Вернемся теперь от матричных игр к анализу сложности алго­ритмов. Пусть имеется конечное множество .s4 алгоритмов решения некоторой задачи и конечное множество X входов фиксированного размера, и для них составлена числовая таблица, элементы которой проиндексированы элементами множества X (первый индекс) и мно­жества .s4 (второй индекс). В качестве элемента таблицы с индекса­ми х,А берется величина затрат (например, временных) СА(х). Если рассмотреть какие-либо распределения вероятностей на X и .s4, то в силу (18.3) будем иметь

min ЕхСА(х) s= max Е^СА(х), (18.4)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.