Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика алкоголя и наркомании

Химические зависимости (ХЗ)— наркомания, алкоголизм, токсикомания, зависимость от лекарств.

 

ХЗ

  1. Хронические — неизлечимы
  2. Прогрессирующие — у человека усиливается толерантность к наркотику, увеличивается количество употребления наркотика. Если человек прекратил употребление, а потом начал — доза может резко возрасти.
  3. Смертельные болезни — при постоянном употреблении смертельно.

 

Модель болезни и лечение

 
 

Соматические, психосоматические...

духовная тело ЗАТРОНУТЫ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

сфера


социальная психика

сфера

 

Модель болезни — биопсихосоциодуховная

 

БИО — через какое=то время наркотик встраивается в химические состав тела. Организм без регулярного поступления не функционирует (физическая зависимость, ломка)

СНИМАЕТСЯ на детоксе 3-4 часа до 3х недель. 7-10 дн в среднем.

 

Детоксикация при лечении наркомании – это не просто «очищение организма», а устранение синдрома физической зависимости. Цель детоксикации - восстановление нормального самочувствия без наркотика.

 

Методон — химический заменитель героина.

 

ПСИХО — (тяга) — непреодолимое желание испытать еще раз действие наркотика.

РЕАБИЛИТАЦИЯ — 1-1,5 года

2 мес - стационар (сразу после детокса)

2 мес — амбулатория с 9 до 18 + группа + семья

2-3 мес тренинги и группы

 

Поведение

 
 

 

 


Чувства Мышление

(дневник чувств) (лекции, задагия, проф литература)

 

ЛЕЧЕНИЕ проводится на всех уровнях. На первом месте работа с чувствами.

 

Псих особенности белзни (ХЗ)

  • ложь
  • отрицание (своей проблемы)
  • фокусное (тоннельное) мышление
  • фантазия

 

Социальная сфера

социальная зависимость — очень сильная зависимость от мнения окружающих. Характерна для незрелой личности. Взросление — взятие на себя ответственности

Зрелость — незрелость= семья. Созависимость

Духовность

Ценность — только наркотики.

 

Основные заблуждения и ошибки родителей

 

Пр закрытости — ребенок будет воспринимать, чтобы никто не узнал. Молчание — знак согласия. Сохранение источников денег на наркотик. Нет возможности получить квалифицированную помощь. Возможность заражения других ребят. Родитемям невозможно получить помощь.

ОШИБКИ родит: мы виноваты, мы несем ответственность.

  1. Проанализировать отношения с ребенком в семье (детоцентрированная). Конец гиперопеки. Родители не могут взять ответственность за выздоровление. Ты сам решил употреблять — ты сам отвечаешь за последствия. Родители должны позаботиться о безопасности ценностей.
  2. Употребляющий должен быть жестоко наказан. Нужно разработать 2-3 правила и последствия несоблюдения правил.
  3. Срыв — это катастрофа (возобновление употребления). Возможность понять псих зависимость.
  4. Постоянная озабоченность печальными последствиями употребления.
  5. Гепатиты и ВИЧ (обычные правила гигиены)
  6. Существует верный способ и его надо найти (панацеи нет. Вылечить полностью невозможно) (центры по программе 12 шагов, религиозные центры, крестьянские общины - трудотерапия)
  7. Что родители не могут не зависеть от своих сына или дочки. Родители должны жить его жизнью и проблемами (созависимость). Проблема созависимости — проблема отношений.

 

 

Созависимость

 

Комплексное явление

 

хим вещество

 
 

 

 


хим зависимость родственная зависомость

 

Созависимый — это зависимая несвободная личность. ХЗ семья обязательно будет созависимой.

 

Созависимость — как крайняя поглощенность жизнью и состоянием другого человека. Навязчивое стремление контролировать другого человека при одновремнном игнорировании собственных потребностей.

 

Совокупность определенных черт характера, которые не позволяют жить собственной свободной жизнью.

 

Созависимсть - это диагноз близкого ХЗ человека с характерными навязчивыми поведенческими и эмоциональными стереотипами.

 

Созависимость - это такая модель взаимоотношений, где присутствуют власть и контроль.

 

Созависимость проявляется на всех уровнях

 

Когнитивный уровень — поглощенность мыслями о близком, неспособность думать о чем-нибудь другом, прикованнось внимания к поведению близкого. Жесткие оценочные суждения (преобладает контрастность мышления). Большое количество некритически воспринимаемых долженствований.

 

Эмоциональный уровень — преобладает чувство вины, стыда, страха, обиды, гнева и т.д.

Высокий уровень эмоционального напряжения, Утрачивается способность радоваться, Постоянный эмоциональный фон душевная боль и усталость.

 

Поведенческий уровень — навязчивое стремление контролировать окружающих при одновременном снижении контроля своего поведения. Попытки заставить зависимого не употреблять, спасти его; чередуются с периодами апатии и безразличия. Частые бурные скандалы, агрессия. Проявление разных видов насилия.

Зависимый — центр семьи.

 

Созависимость — это размытость личностных границ.

 

Симптомы созависимости:

  1. Частичная утрата структуры дня.
  2. Отсутствие заботы о себе, захваченность заботой о других.
  3. Неспособность эффективно устанвливать и соблюдать личностные границы.
  4. Трудности конструктивного планирования.
  5. Нерешительность и неспособность принимать решения, связанные с каждодневным бытом.
  6. Компульсивное поведение (невозможность остановиться).
  7. Постоянная усталость, отсутствие одыха.
  8. Нарушение сна.
  9. Иррациональное чувство обиды.
  10. Стремление контролировать (людей,ситуацию)
  11. Оборонительное поведение (оправдываться)
  12. Жалость к себе
  13. Беспокойство о деньгах или чрезмерные траты
  14. Неправильное питание
  15. Поиск козла отпущения (безответственность)
  16. Частое чувство тревоги
  17. Умственные гонки
  18. Неспособность выстроить логическую цепочку мыслей
  19. Потеря контроля над своим поведением (частая потеря самообладания)
  20. Стихийные перепады настроения
  21. Неспособность получать поддержку в неформальных отношениях (потеря связей с семьей, друзьями)
  22. Чувство одиночества, изолированность
  23. тунельное мышление
  24. Проблемы со здоровьем (мигрени, дерматит)
  25. Прием лекарств и алкоголя для облегчения страданий.
  26. Неспособность из менять собственное поведение.

 

Треугольник созависимости Картмана

 

Спасатель

 

 


Преследователь Жертва

 

Спасатель

Контроль (давать советы и т.д., что делает близкий). Ликвидация последствий за другого, взятие на себя ответственности за другого

 

Жертва

Делает за другого то, что он может сам. Игнорирует собственные потребности. Органичение контактов, безопасности. Потребность быть нужным, быть в центре внимания.

 

Преследователь

Манипулятор, который наказывает зависимого за то, что он живет не так. Ругань (крик, упреки, обвинения, плач, шантаж)

 

Спасатель способствует развитию болезни. Далее перетекает в позицию жертвы, тоже усугубляется. Далее преследователь.

 

Поведенческие признаки употребления

 

  1. Исчезает внезапно их дома (невнятные объяснения, вспышки гнева).
  2. Скрытность.
  3. Часто и много врет.
  4. Меняется круг друзей или друзья.
  5. Меняются телефонные разговоры.
  6. Перестает интересоваться семейными проблемами. Эмоционально блее холоден и недоверчив.
  7. Резкие смены настроения без явной причины.
  8. Потеря прежних интересов.
  9. Изменение режима сна.
  10. Изменение режима питания (героин и метадон — перемстает есть тяжелую пищу, переходит на более легкую, марихуана — жор).
  11. Пропадают из дома деньги или вещи.
  12. Кажется странным
  13. Нарушена координация движений, запаха нет.
  14. Быстро уединяется в комнате
  15. Преобладание в поведении след манипуляций: шантаж, динамо (не выполняет обещаний), игра на понижение, разделяй и влавствуй.

 

Сраднестатистический портрет ребенка, начинающего употреблять.

 

  1. Мальчик 12 лет, дев 14-17
  2. Мать лидер в семье
  3. Интеллект обычного ребенка
  4. Безответственный и ленивый
  5. Уже есть проблемы дисциплины в школе.
  6. Курит сигареты
  7. Тяжело общается.
  8. Проблемы с предыдущими поколениями
  9. Трудно работать, напрягаться.
  10. Нет реальных планов на будущее.
  11. Иногда слишком активен, иногда подавлен.
  12. Правонарушитель (может быть)

 

Группа риска

  1. Биологические причины (проблемы во время беременности у матери).
  2. Отклонения во время родов (быстрые роды, затянувшиеся роды, травмы ГМ, асфиксия)
  3. Гиперактивность
  4. Травмы ГМ в течение жизни.
  5. Алкоголизация в семье
  6. Наличие псих заболеваний в семье.

 

Психо-социальные критерии

  1. Наличие зависимых в семье или прародителях.
  2. Наличие тяжелобольного в семье на протяжении долгого времени.
  3. Неполная семья
  4. Женщина лидер
  5. Наличие чиновников (чаще учителя или военного)

 

Как спровоцировать своих детей к употреблению алкоголя и наркотоков

 

  1. НИКОГДА не сидеть за совместной трапезой всей семьей. Не затыкать ребенку рот!
  2. НИКОГДА не организовывать семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением как семейные встречи.
  3. Обращаться К детям, но не говорить сними.
  4. Наказывать детей в присутствии других и никогда не хвалить за хорошее поведение.
  5. Всегда решать проблемы детей и/или принимать решения за них.
  6. Возложить ответственность за нравственное или духовное воспитание детей на школу или на церковь.
  7. НИКОГДА не позволять детям испытывать холод, усталость, разочаровение, переживание неудач и т.д.
  8. Угрожать детям! Т.о. Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик я тебя накажу.
  9. Ожидать, что ребенок будет учиться на отлично по всем предметам.
  10. ВСЕГДА все доделывать за ребенка и препятствовать, чтобы он принимал ответственность за себя.
  11. Не позволять детям выражать отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, грусть, обиду и т.д.)
  12. Чрезмерно опекать и не учить значению слова «последствия»
  13. Заставлять детей чувствовать, что ошибки — это грехи.
  14. Никогда не доверять своим детям.

 

Особенности и трудности работы с подростками

 

  1. Подросток зависит от семьи. Семья осуществляет контроль. Контакт с семьей, работа с семьей.
  2. Несформированность духовных ценностей у подростка. Ценности и оценки взрослых отвергаются.
  3. Потребность к принадлежности к группе и принятие группой. Индивидуальная терапия не эффективна, лучше работать в группе.
  4. Роль лидера в группе и авторитет семьи в группе. Нужно привлечь подростка в качестве лидера.
  5. Много свободного времени и неумение его структурировать. Структурирование осуществляется через режим реабилитации, принятии правил.
  6. Низкая граница фрустрации.
  7. Хочется все, сразу и быстро. Так не бывает.
  8. Неуважение со стороны взрослых. Проявление уважения — самое важное.
  9. Отсутствие потерь и жизненного опыта в целом.
  10. Высокий уровень негативизма и отрицания.
  11. Невозможность заработать деньги на досуг, одежду, спорт и т. д.
  12. Физиологические особенности, гормональный взрыв, который приводит в резкому изменению внешности.
  13. Непринятие тебя, низкая самооценка.
  14. Чувство одиночества и недоверия.
  15. Уход от реалистичности, вранье, фантазирование.
  16. Несформированы компенсационные процессы, особенно с ЦНС проблемы (органические нарушения).
  17. Стремление к острым ощущениям, любопытство.
  18. Ранний секс, ранние аборты, ранняя беременность, материнство.
  19. Отсутствие легкодоступной соц защиты от агрессии в семье.
  20. Привязанность к родителям с деструктивным поведением. (твои родители хорошие, но они больны).
  21. Отсутствие групп поддержки для подростков.
  22. Отсутствие центров реабилитации для детей и подростков.
  23. Меньше людей, друзей, которые поддерживают в трезвости. Большинство будут брать на слабо.
  24. Менее серьезное отношение к трудности остаться трезвым. Делаю, что хочу.
  25. Нежелание возвращаться в школу. Связано с чувством неуспешности и поражения.
  26. Незнание, непонимание проблем зависимости учителями.
  27. Отсутствие навыков социальной адаптации.

 

Функция семьи — подготовка ребенка к самостоятельной жизни.

 

Направление и форма работы с подростками.

 

  1. Работа с семьей:

По форме: групповая и индивидуальная

Групповая: лекции, терапевтические группы, группы поддержки (анонимные алкоголики, 12 шагов)

Индивидуальная: консультирование, диагностика, семейная терапия.

  1. Формы: преобладание игровых форм. Обязательно выделять время на игру.
  2. Организация отдыха и совместной деятельности.
  3. Занятия в малых группах и индивидуальные занятия. Малые группы 3-5 чел. Формируются по проблемам.
  4. Устройство в школы, центры, интернаты. Система поощрений и наград.
  5. Использование различных форм терапии (арт, муз, сказка, психодрамма, ипроетированные методики).
  6. Организация помощи старым и слабым (волонтерское движение).
  7. Организация трудовой деятельности за нормальное вознаграждение.
  8. Разные тренинги (общения, тренинг уверенного поведения, личностного роста)
  9. безусловно, чтобы были модели для поражания.
  10. Наличие лидера.

 

Работа с чувствами

 

Чувства есть показатель потребностей

самоактуализация

 
 


духовные


статусные - незначительность

социальные - одиночество


экзастенциональные - страх, беспокойство, тревога

физиологические - жажда, голод

 

 

Чувства: негативные и позитивные

Три звена:

  1. Осознание
  2. Принятие
  3. Проявление чувства

осознание Ч Принятие Ч Проявление Ч

 

Принятие(знать чувства, определить чувство, назвать чувство) этот этап самый тирудный.

Проявление (стереотипное или разумное)

 

Дневник чувств

Ситуация Чувства Ощущения Действия (размышления) Чувства как итог(+)
Двинули локтем Злость, обида, ненависть, раздражение, месть Сердцебиение, дыхание обхамили Легкость, удовлетворение, раздражение, стыд, вина

Дыхание — связь и эмоциями.

Поведение, которое направлено справиться с чувствами здесь и сейчас, называется палмотивное.

Поведение на разрешение конфликта — адаптивное.

Все вместе преодолевающее.

 

 

Социальные роли в дисфункциональной семье

 

Это семья в которой нарушены определенные социальные функции:

  1. Экономическая
  2. Репредуктивная
  3. Воспитательная
  4. Рекреционная (бытовая)
  5. Безопасность

 

Дано: семья алкоголика (папа, мама, дети)

Роль папы — жертва (вопрос зачем?)

Роль мамы — мученица (выгода: нужность, повышение самооценки)

  Чувства Личностные характеристики Поведение
папа Стыд, вина, страх, тревога, жалость к себе Инфальтильность, безответственность, эгоцентрист, низкая самооценка, неуверенность в себе, гордыня, тревожность, агрессивность, критиканство Агрессия, обвинение, учит жить, непринятие реальности, употребление
мама Нужность, повышение самооценки, обида, вина, гнев, злость, тревога, жалость к себе Низкая самооценка, неуверенность в себе, тревожность, критиканство, агрессивность, гордыня, мания величия, эгоцентризм, безответственность, гиперответственность, инфантильность, жертвенность Обвинение, агрессия, высаживание на чувство вины, гиперзаботлива, отрицает реальность, контролирует, жертвует, больна психосоматическими заболеваниями, страдание
Ребенок-козел отпущения Злость, обида, отвергнутость, страх, одиночество, недоверие, чувство неполноценности, незнания Угрюмость, озлобленность, бунтарь, дерзкий, обидчивый, жестокий, враждебный, низкая самооценка Агрессия, склонен к дурным поступкам и связям, неподчинение старшим, обвиняет, привлекает внимание к себе, уходит в эмиграцию (на улицу)
Роль: обеспечивает внимание взрослых, Обычно такой ребенок гиперактивный. Социальный исход: Нет коррекции — ранний секс, референтная группа — товарищи Коррекция — храбрый, отважный, реально смотрит на жизнь, умеет помогать другим, может пойти на риск.
Ребенок — герой (суперребенок) Гнев, неполноценность, одиночество, вина, обида, страх, Гиперответственнен, неуверен в себе, низкая самооценка, перфекционизм, угодничество, жетвенность Старается доминировать, контролировать, маленькая мама, хорошо учится, активистка, всегда делает то, что должно, все делает для одобрения, строет отношения с позиции учительницы, чувствительна к критике
Роль: палочка-выручалочка, объект для гордости, привлечение любви. Социальный исход: Без коррекции: вырастит созависимой, трудоголик, вечно права, манипулятор, контролер, внушаемая, неумеющая говорить нет, недопускающая неудач. При коррекции: компетентна, организована, ответственный работник, преуспевающая, здоровый человек
Ребенок-шут (талисман) Тревога, страх, одиночество, неуверенность в себе Сверхактивен, инфантилен, слабый (тепличный), нуждается в защите, понверхностен, узкий круг интересов, беспокойной, может быть с физ недостатком Кривляется, острит, паясничает, смешит, низкая самооценка, обидчив
Роль: разрядка в семье, привлечение внимания и любви. Социальный исход: Без коррекции — клоун по жизни, неспособен справиться с проблемами и стрессами, может быть истериком. При коррекции — обаятельный, гостеприимный душа компании, независимый, услужливый.
Забытый, потерянный (нормальный) ребенок Недовольство, незначимость, ненужность, одиночество, неполноценность, зрелость, обида, неудачливость Сверхнезависим, одиночка, мечтатель, стыдлив, смотрит на все со стороны, низкая самооценка, неуверен в себе, отчужденность, надменность (защита) Замкнут, отчужден, мечтателен, привязан к вещам и внешним обстоятельствам, обидчив, но обиду не показывает, самооценка низкая
Роль: без проблем Без коррекции — нерешительный, мало радуется, неразборчив в связях, одинокий, возможна путаница в половой ориентации, ранняя смерть. При коррекции — независимый, талантливый, творческий с богатым воображением, настойчивый, находчивый, самодостаточный.

 

Сообщество анонимных наркоманов и алкоголиков

 

Сообщество людей с ХЗ. Помощь научиться жить трезво и счастливо. (Штаты, З. Европа) у нас с 90хгодов.

Работа осуществляется по групповому принципу в виде собраний.

Есть свои принципы и 12 шагов.

  1. Анонимность
  2. Несотрудничество с гос.структурами

 

12 шагов = 12 ступеней

Цель — духовное возрождение

В этой системе есть разные группы

АА — анонимные алкоголики

АН — анонимные наркоманы

Ал-Анон — родственники хим зависимых алкоголиков

Нар-Анон — ридственники хим зависимых наркоманов

Coda – созависимые по личным взаимоотношениям

Анонимные игроки

Анонисные сексоголики

ВДА — Взрослые дети алкоголиков

Все собрания проходят пол определенному ритуалу. Бывают открытые собрания — может прийти любой человек.

Спикерские собрания — история своего выздоровления

 

Личностные изменения при длительном употреблении и процессе выздоровления

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спосіб часткової участі та пропорційного ділення | Подавление ценностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.