Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гимнастика в дореволюционной России




В 80-90-е годы представители русской передовой интелли­генции интенсивно разработали вопросы физического воспита­ния. Появляется ряд оригинальных работ П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, Е. А. Дементьева и других. Для развития научной отечественной системы гимнастики наибольшее значение имели труды П. Ф. Лесгафта — выдающегося русского ученого-педаго­га, анатома. Основательно изучив постановку физического вос­питания и гимнастические системы на Западе, Лесгафт изложил свою научную систему физического воспитания для школьников «Руководство по физическому образованию для детей школьно­го возраста». Его учение оказало значительное влияние на раз­витие теории и практики физической культуры в нашей стране. Целью физического воспитания Лесгафт считал всестороннее гармоническое развитие человека. К задачам гимнастики он от­носил следующее: 1) способствовать правильному развитию на­шего тела; 2) увеличение физической силы организма; 3) содей­ствовать правильному определению отдельных органов нашего тела, например, дыхательных, пищеварительных и др.; 4) содей­ствие правильному развитию формы тела.

В основу подбора систематизации физических упражнений Лесгафт положил не формальные внешние признаки самых фи­зических упражнений или условий их выполнения, а педагогичес­кие задачи. П. Ф. Лесгафт предложил ряд ценных методических указаний, вытекающих из его понимания основ физического об­разования. Выбор способов физического образования должен опреде­ляться задачами, поставленными перед ними, а упражнения дол­жны отвечать анатомическому строению организма, его физио­логическим функциям и педагогическим требованиям.

1. При подборе упражнений нужно строго учитывать индиви­дуальные особенности, пол, возраст, физическое развитие учени­ков.

2. Во всех случаях необходимо соблюдать принципы постепен­ности, последовательности, доступности.

3. Физические упражнения должны быть взяты из жизненной практики.

4. Физическая нагрузка должна равномерно распределяться на весь организм человека.

5. Все движения ученики должны осознавать. Поэтому Лесгафт показу предпочитал рассказ. Он не был против метода показа, но, прежде чем выполнять движение, требовал обязатель­ного его продумывания учениками.

Для определения достигнутых результатов в физическом раз­витии Лесгафт предложил осуществлять педагогический конт­роль в начале и в конце учебного года самим учителем, который должен был измерять у занимающихся рост, вес, силу, обхват груди, шеи, конечностей и т. д., данные произведенных наблюде­ний обязательно учитывать и использовать в дальнейшей прак­тической работе.

П. Ф. Лесгафт негативно относился к применению в школе упражнений на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь и др.), а также некоторых прикладных упражнений, считая, что эти упражнения требуют больших напряжений не только мы­шечных, но и нервных, что приводит к чрезмерному утомлению. Кроме того, искусственно созданные упражнения на снарядах не. отвечают анатомическому строению школьника, его возрастным особенностям, что в конечном итоге может отрицательно повли­ять на его развитие. Он также отрицательно относился к сорев­нованиям, объясняя, что они совершенно не согласуются с зада­чами общеобразовательных школ. Эти утверждения следует счи­тать ошибочными. Современная практика физического воспита­ния подрастающего поколения убедительно доказывает полез­ность снарядовой гимнастики, прикладных видов упражнений и соревнований как неотъемлемой части учебного процесса.

Следует отметить, что система П. Ф. Лесгафта была самой пе­редовой, прогрессивной. Многие ее положения в переработанном виде вошли в советскую систему физического воспитания.

Организация буржуазных гимнастических обществ в России относится к периоду второй половины XIX столетия. Так, первое гимнастическое общество было открыто немцами в Одессе в 1861 году; в 1863 году в Петербурге открывается гимнастическое об­щество «Пальма»; в 1868 году в Москве — Московский гимнасти­ческий союз; а в 1869 году — Петербургское гимнастическое об­щество. Подобные общества открываются и в других городах России. Эти общества находились под влиянием немецкой систе­мы гимнастики, и в них главным образом культивировалась спор­тивная гимнастика. В 1883 г. в Москве организовано Российское гимнастическое общество, одним из основателей его был А. П. Чехов. В последующие годы в Россию проникает Сокольская сис­тема. В 1900 году возникают первые организации «Сокол». Со­кольская система быстро распространяется в школах России. Это объясняется политическими соображениями правящих кру­гов. Общество «Сокол» использовалось царским правительством для воспитания молодежи в целях защиты своих интересов. Пре­подаватели сокольской гимнастики воспитывали молодежь в ду­хе преданности капиталистическому строю и русскому самодер­жавию.

В 1903 г. в Петербурге были организованы гимнастические об­щества «Маяк» и «Богатырь».

С 1885 г. в Москве Русским гимнастическим обществом про­водятся первые соревнования по гимнастике. Последующие со­ревнования проводятся в Москве в 1887, 1888, 1892 г.г. Количест­во участников не превышало 20 человек. В 1907 г. русские гим­насты начали принимать участие во Всесокольских слетах, кото­рые проводились в Праге раз в пять лет. В, марте 1911 г. был соз­дан Олимпийский комитет России. В 1912 г. русские спортсмены участвовали в Олимпийских играх, но неудачное их выступление (15-16-е места) побудило буржуазное правительство и спортив­ную общественность проводить ежегодную русскую Олимпиаду. Первая такая Олимпиада была проведена в Киеве в 1913 г., вто­рая — в Риге в 1914 г. В обеих олимпиадах участвовало весьма ограниченное число представителей спортивной гимнастики, их количество не превышало 60 человек.

Таким образом, до 1917 г. теория и практика гимнастики в дореволюционной России получили некоторое развитие, но об­щее состояние гимнастики находилось на низком уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.