Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы тренировки




В гимнастике принципы тренировок построены на основе из­вестных принципов, общих для спортивной деятельности. Спе­цифика тренировки в гимнастике требует некоторых особеннос­тей в реализации этих принципов.

Принцип единства углубленной специализации и направлен­ности к высшим достижениям. Этот принцип предполагает на основе преимущественного использования специфических средств гимнастики, применения методов и методических приемов обуче­ния, выделения этапов специализированной подготовки гимнас­тов с учетом их возраста и подготовленности, постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда.

Принцип прогрессирования, направленности к высшим дос­тижениям выражается во все возрастающих требованиях, пре­дусмотренных в правилах соревнований, к содержанию и компо­зиции упражнений. В соответствии с этим тренировка гимнастов должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. В перспективном плане необходимо определить программу-макси­мум для каждого гимнаста. Реальный максимум для гимнастов данного уровня подготовленности — программа следующего спортивного разряда. Углубленная специализация предполагает также выделение в многоборье «ударных» его видов, в которых максимально могут проявляться индивидуальные качества гим­наста.

Принцип единства общей и специальной подготовки. Этот принцип дает возможность обеспечить высокий уровень всесто­ронней общей подготовки гимнастов, на базе которой создаются условия для специализированной подготовки, предельного раз­вития какого-либо качества, освоения сверхсложных элементов. В свою очередь общую подготовку гимнаста можно рассматри­вать как суммирование эффекта от решения задач специальной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки находит свое биологическое обоснование в представлениях о един­стве систем организма. Воздействие специальных упражнений для локального развития каких-либо функций обязательно от­разится на развитии организма в целом. Общая подготовка обес­печивает развитие различных двигательных качеств, овладение множеством двигательных действий, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем об­щая подготовка должна быть подчинена специальной. Поэтому средства тренировки должны подбираться так, чтобы наилучшим образом обеспечить формирование специальных двигательных навыков и развитие двигательных качеств. Это достигается пу­тем подбора упражнений сходных с основными по скоростно-силовым, пространственным и временным характеристикам. Важ­но при этом правильно определить баланс средств общей и спе­циальной подготовки в тренировочном процессе. По правилу «во­ронки» широкое применение средств общей физической подго­товки сужается по мере приближения к соревнованию, а исполь­зование средств специальной подготовки, наоборот, должно воз­растать.

Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости проведения круглогодичной и многолетней тре­нировки. Это необходимо для профессионального приспособления организма к большим физическим и психическим нагрузкам, об­разования сложнейших двигательных навыков, постоянного их подкрепления и накопления двигательного опыта. Чтобы обес­печить непрерывность тренировочного процесса, гимнастам необходимо своевременное восстановление функций организма. В качестве восстановительных мероприятий можно применять ба­ню, водные процедуры, массаж, контрастные ванны и др. В ре­зультате систематических занятий наступает состояние трени­рованности, которое является показателем приспособленности организма к определенным нагрузкам. Гимнасты, стремящиеся к высоким результатам тренируются ежедневно. Непрерывность занятий является основой для построения планов овладения но­выми упражнениями к увеличению нагрузок.

Принцип единства постепенного возрастания и стремления к максимальным нагрузкам. Этот принцип связан с предыдущим. Но сама по себе непрерывность занятий не обеспечивает роста спортивных достижений, она является лишь фоном для посте­пенного наращивания нагрузки: овладевать все более трудными элементами, комбинациями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. Постепенное увеличение нагрузки приводит к более высокому уровню функциональной адаптации. Из фи­зиологии спорта известно, что организм спортсмена способен вос­полнить затраты энергии, израсходованной на тренировке, с пре­вышением дорабочего уровня. Эта способность организма получи­ла название «суперкомпенсация» или «сверхвосстановление». На этой биологической закономерности и построен принцип увеличе­ния нагрузок, вплоть до максимальных. Однако выходы на макси­мальные (ударные) нагрузки возможны лишь при систематичес­ком наращивании тренированности в диапазоне оптимальных ве­личин нагрузки для данного гимнаста. В этом и состоит суть это­го принципа. «Ударная» нагрузка превышает основную в 1,5-2 раза.

Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок базируется на физиологической закономерности организма, свя­занной со взаимодействием процессов утомления и восстановле­ния. Исследования тренировочного процесса в гимнастике выя­вили общую закономерность в динамике тренировочных нагру­зок — вольнообразность, их периодическое повышение и сниже­ние как в длительных отрезках времени, так и в течении трени­ровочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать малые волны — нагрузка нескольких занятий в тече­ние одного микроцикла, средние — в течении одного этапа, боль­шие — суммарная нагрузка нескольких этапов, они отражают об­щую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени (полугодичный или годичный цикл тренировки).

Принцип цикличности тренировочного процесса продиктован необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечи­вающие, образование прочных двигательных навыков, достиже­ние определенного уровня тренированности и состояния спортив­ной формы. На каждой тренировке гимнасты повторяют упраж­нения всех видов многоборья. И каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, со своими задачами, типичными для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней образу­ют микроцикл тренировки, более крупные циклы охватывают значительные промежутки времени от нескольких недель до по­лугода и года. Но они также повторяются, если иметь ввиду мно­голетнюю тренировку гимнастов. Причем повторение это проис­ходит ни на одном уровне, а по спирали, отражая тем самым ди­намику процесса тренировки, направленной либо вверх по спи­рали — для достижения более высокого уровня подготовленнос­ти, либо вниз — при желании снизить эти показатели.

Согласно этим принципам строится и одно занятие и много­летний процесс тренировки.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВКИ

Содержание тренировки, в теории и практике спорта пони­мается как сумма всех сторон учебно-воспитательной и трениро­вочной работы со спортсменами и включает в себя техническую, физическую, психологическую, тактическую и теоретическую под­готовку.

Техническая подготовка. Под технической подготовкой в гим­настике понимают совокупность необходимых или фактически выработанных двигательных навыков и сопутствующих качеств. В процессе обучения и тренировки решаются следующие задачи:

1. Овладение кругом разнообразных по сложности двигатель­ных навыков, составляющих собой основной предмет технической подготовки.

2. Закрепление и совершенствование раннее приобретенных двигательных навыков.

Первая задача решается в процессе обучения, вторая — в процессе тренировки.

Техническую подготовку составляют:

1. Элементы начальной «школы» гимнастов такие как, овла­дение важнейшими рабочими положениями на снарядах, эле­ментами гимнастического стиля, элементами пластики, гибкостью, силой, координацией движений.

2. Базовые двигательные действия. К ним относятся сложно-координированные действия универсального назначения, исполь­зуемые в виде частных навыков. Это удержание динамической
осанки при выполнении сложнокоординированных движений, владение техникой силовых перемещений, умение сохранять ста­тическую устойчивость в равновесных положениях, владение тех­никой бросковых движений, владение безопорными вращениями и вращениями от опоры.

Профилирующие элементы. К ним относятся центральные элементы в группах родственных движений, объединенных по принципу сходства в технике. Овладение профилирующими эле­ментами облегчает затем разучивание других более сложных элементов данной структурной группы. На этапе специализиро­ванной подготовки овладение как можно большим кругом про­филирующих элементов на всех видах гимнастического много­борья является одной из центральных задач технической подго­товки гимнастов.

Физическая подготовка. Это процесс развития физических способностей гимнастов, необходимых для технической подго­товки.

Для овладения программными упражнениями гимнастам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. На воспита­ние этих качеств и направлены средства общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка предусматривает применение физических упражнений с самым широким спектром воздейст­вия, на все органы и системы организма с целью повышения
функциональных возможностей гимнаста и приобретения высо­кой работоспособности. С помощью кроссов и бега у гимнастов развивается общая выносливость, улучшается эластичность мышц, совершенствуется дыхательная и сердечно-сосудистая система. С помощью спортивных мер у гимнастов развивается быстрота, ловкость, координация движений. Значительную роль в решении задач всестороннего физического воспитания отводит­ся общеподготовительным упражнениям (как гимнастическим, так и из других видов спорта). Это различные виды ходьбы и бе­га, прыжки и метания, упражнения с отягощениями (гантели, ги­ри, штанга).

Специальная физическая подготовка направлена на преиму­щественное развитие тех качеств, которые обеспечивают выпол­нение конкретных упражнений на всех видах гимнастического многоборья. Основными средствами специальной подготовки являются прежде всего соревновательные упражнения, а так­же специально-подготовительные развивающие упражнения обеспечивающие прогрессирующее развитие качеств и эффек­тивность процесса обучения и тренировки гимнастов. При раз­витии физических качеств гимнастов необходимо предусмотреть их «функциональную избыточность», т. е. такое развитие физи­ческих качеств и способностей, которое в значительной мере пре­вышает минимально необходимые для решения двигательных за­дач, стоящих перед гимнастом. Всесторонняя физическая подго­товка должна строиться на основе органического единства общей и специальной подготовки. На различных этапах подготовки гимнастов существуют самые разнообразные соотношения сред­ств общей и специальной физической подготовки. Например: в начале подготовительного периода преобладают средства общей физической подготовки, а по мере приближения к соревнователь­ному периоду и в самом соревновательном периоде соотношение средств меняется — возрастает объем специально-подготовитель­ных и соревновательных упражнений при снижении объема об­щеподготовительных. В переходном периоде вновь возрастает объем упражнений общей физической подготовки. По мере роста спортивного мастерства гимнастов удельный вес специально подготовительных и соревновательных упражнений постепенно воз­растает.

Психологическая подготовка. Современный уровень спортив­ных достижений требует от гимнастов совершенства всех психи­ческих функций, от которых зависит успешная деятельность гим­наста. В зависимости от задач психологическая подготовка де­лится на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание устойчивых интересов и мотивов, определяющих отношение гим­настов к тренировке и к своему спортивному совершенствованию, воспитание нравственных и волевых качеств, развитие способ­ностей к созданию двигательных действий, формирование навы­ков саморегуляции психических состояний. Приемы общей пси­хической подготовки реализуются в ходе систематических заня­тий в форме конкретных заданий. Например: мысленно воспроиз­вести двигательное действие и т. п.

Специальная психологическая подготовка направлена на формирование готовности к конкретному соревнованию. Готов­ность к конкретному соревнованию зависит от установки на ре­зультат в данных соревнованиях. Мастерство тренера заключа­ется в том, чтобы в ходе психологической подготовки к соревно­ваниям, сформировать у своего ученика верную установку, адек­ватную его силам и возможностям. Установка как готовность определенным образом выступить в соревновании наиболее пол­но реализуется при правильном соотношении психической нап­ряженности и устойчивости. Психическая напряженность явля­ется непременным условием успешной соревновательной деятель­ности. Уровень ее определяется «высотой» соревновательной ус­тановки. Психологическая напряженность в силу каких либо обстоятельств иногда бывает чрезмерной или недостаточной. В обеих случаях необходима умелая коррекция психической нап­ряженности за счет регуляции психического состояния гимнаста (самовнушение, регуляция внимания, дыхания, специальные формы разминки).

Вторым фактором для успешной реализации сформирован­ной установки является психическая устойчивость. Это способ­ность эффективно выполнять соревновательные действия в ус­ловиях повышенной психической напряженности. Таким образом подготовка к конкретному соревнованию должна предполагать решение трех психолого-педагогических задач:

1. Формирование установки, адекватной возможностям гим­наста.

2. Обеспечение необходимого уровня психической напряжен­ности.

3. Создание необходимого уровня психической устойчивости.
Для подготовки гимнаста к выступлению на соревнованиях могут применяться следующие примеры:

— ограничение специальной нагрузки, уменьшение количест­ва подходов;

— создание ситуации присутствия зрителей;

— создание условий «внешнего» судейства;

— исключение приемов страховки;

— устранение облегченных условий;

— «игра» на лучшее исполнение;

— выполнение упражнения на оценку в состоянии утомления;

— проведение контрольных соревнований.

Проведение этих приемов должно сопровождаться «внушаю­щей» информацией гимнасту о его возможностях в данном сорев­новании. Таким образом будет решаться вопрос целенаправлен­ного формирования соревновательной установки.

Тактическая подготовка в гимнастике не имеет такого решаю­щего значения, как в других видах спорта (боксе, борьбе, фехто­вании, спортивных играх). Однако в зависимости от условий и обстановки соревнований, гимнастам приходится использовать в своей соревновательной деятельности целый ряд тактических пра­вил и приемов, которые помогают им достичь желаемого резуль­тата. Тактическим приемам и правилам ведения спортивной борь­бы, гимнастов надо обучать заранее. Готовясь к соревнованиям следует помнить тактические правила:

1. Не рекомендуется в комбинацию включать те элементы, ко­торые на соревнованиях могут привести к срыву, падению.

2. Важно в самом начале состязаний произвести на судей хо­рошее впечатление.

3. В команде заранее наметить лидеров. В команде целесооб­разно иметь хотя бы двух лидеров.

4. Важно определить очередность вызова гимнастов к снаря­ду. Первый гимнаст должен быть надежным и получать хорошую оценку. Далее в списке гимнасты располагаются так, чтобы каж­дый последующий был лучше предыдущего.

5. Иметь запасной вариант комбинации, который бы помог выиграть соревнования на одном из видов.

Важнейшим средством тактической подготовки является тща­тельное изучение гимнастами правил и положения о соревнова­ниях.

Теоретическая подготовка предусматривает овладение гимнастом специальными знаниями теории и методики спортивной тренировки, основами техники гимнастических упражнений, фи­зиологии, психологии, знание правил соревнований и др. Толь­ко при этом условии учебно-тренировочный процесс будет наибо­лее продуктивным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.