Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11

Формы участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях

1. Непосредственное участие государства через свои государственные органы в гражданском обороте. Национальное законодательство закрепляет плюралистическую модель участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, согласно их компетенции (ст.125 Гражданского кодекса). Так, от имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде как центральные органы представительной и исполнительной власти (Национальное собрание, Президент, Правительство), так и республиканские органы государственного управления (министерства и комитеты). От имени административно-территориальной единицы выступают органы местного управления и самоуправления на основании Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [17]. Так, местные Советы, исполкомы вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное пользование, сдавать их в аренду, продавать и т.д.

От имени Республики Беларусь и административно- территориальных единиц по специальному поручению, и в случаях, порядке, предусмотренном законодательством могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане, согласно п.3 ст.125 Гражданского кодекса. В подобных ситуациях выступление от имени государства должно предписываться соответствующим нормативным правовым актом.

2. Опосредованное участие государства во внутреннем гражданском обороте, осуществляется через создание государством юридических лиц в соответствующих организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, государственные унитарные предприятия, также учреждения, финансируемые государством.

3. Участие государства в вещных правоотношениях. Так, Министерство экономики в пределах компетенции, установленной Положением о министерстве от 31.10.2001 №1575 [3], осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом, решает вопросы о приватизации объектов государственной собственности и др. Местные органы власти решают вопросы коммунальной собственности на основании Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [17].

4. Участие государства в наследственных правоотношениях. Так, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, как и другие субъекты гражданского права, могут быть наследниками по завещанию, согласно п.1 ст.1041 Гражданского кодекса. Наследство может быть признано выморочным и перейти в коммунальную собственность.

5. Участие государства в обязательственных правоотношениях. Оно, к примеру, может быть стороной в сделке, когда она совершается уполномоченным органом либо может выпускать ценные бумаги.

6. Участие государства в отношениях интеллектуальной собственности.

7. Государство может выступать и как субъект гражданско-правовой ответственности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, согласно п.1 ст.126 Гражданского кодекса, самостоятельно отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом.

По общему правилу административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга и Республики Беларусь. В свою очередь Республика Беларусь не отвечает по обязательствам единиц. Кроме того, административно-территориальные единицы и Республика Беларусь не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (например, на них может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам созданных ими учреждений (п.2 ст.120 Гражданского кодекса), казенных предприятий (п.5 ст.115 Гражданского кодекса)).

Ответственность государства прямо предусмотрена нормами. Так, ст.15 Гражданского кодекса содержит общие положения о возмещении убытков Республикой Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицей, причиненных государственными органами и органами местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гражданского права | Понятие и виды объектов гражданских прав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.