Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование уровня инвестиционной деятельности и капитального строительства




Выбор методов построения отраслевого прогноза. В отраслевом прогнозировании используют общие методы социально-экономического прогнозирования. Выбор метода прогнозирования зависит от применяемого прогностического подхода. При нормативном подходе часто используются метод «Дерево целей» в сочетании с экспертными оценками.

Поисковый подходсостоит в изучении тенденций и выявлении закономерностей в развитии отрасли. В результате определяется уровень развития отрасли, который может быть достигнут в результате сохранения в будущем закономерностей прошлого и настоящего.

Поисковый подход позволяет обнаружить «тупиковые» проблемы и неблагоприятные тенденции в развитии отрасли.

В случае возникновения «разрыва» между показателями нормативного и поискового подходов, определяют круг проблем, решение которых позволит заполнить полученный «разрыв». Основными источниками заполнения «разрыва» являются – изменение структуры производимой отраслью продукции, основных фондов, повышение эффективности работы отрасли.

Процедура разработки отраслевых прогнозов включает следующие основные этапы:

1. Формулировка цели и задач отраслевого прогноза;

2. Описание и анализ развития отрасли за прошлый и настоящий периоды, оценка результатов ранее разработанных прогнозов;

3. Прогноз основных направлений развития отрасли на основе поискового подхода;

4. Прогноз основных направлений развития отрасли на основе нормативного подхода;

5. Выявление «разрывов» между показателями поискового и нормативного подходов, их анализ и выявление проблем развития отрасли. Разработка путей решения проблем и на их основе – вариантов развития отрасли с учетом ограничений внутреннего и внешнего характера.

6. Выбор варианта развития отрасли. Разработка исходной информации для межотраслевого баланса.

Второй и третий этапы являются главными элементами всей организации отраслевого экономического прогнозирования, т.к. в ходе их реализации осуществляется процесс разработки прогноза.

Отраслевой прогноз может состоять из следующих основных разделов:

1. Целевой раздел, в котором обоснованы цели и задачи построения прогноза;

2. Раздел сравнительной оценки прогнозных разработок по данной отрасли в стране в целом и за рубежом;

3. Прогнозный раздел, в котором представлены расчеты и результаты прогноза;

4. Раздел, раскрывающий организационно-технические мероприятия по реализации прогноза;

5. Итоговый раздел, содержащий главные выводы и рекомендации

При поисковом подходе наиболее приемлемы – методы экстраполяции, моделирования и патентный метод.

1. Методы экстраполяции. Применительно к отраслевому прогнозированию методы экстраполяции позволяют по данным ряда динамики предсказать изменение изучаемого процесса. На практике методы экстраполяции используются в сочетании с другими методами.

2. Методы экспертных оценок. В отраслевом прогнозировании наибольшее распространение получили метод экпертных комиссиий, метод «Дельфи» и метод интервью.

Эти методы обычно используются для прогнозирования еще недостаточно изученных экономических процессов.

3. Методы математического моделирования. Результатом их применения являются математические модели (однофакторные или многофакторные), имитирующие реальные хозяйственные процессы.

Основу математического моделирования составляет поиск вида и параметров функций (регрессий), в которых в качестве зависимой переменной выступает прогнозируемый показатель, а независимой – формирующие его факторы.

В отраслевом прогнозировании широко применятся экономико-статистические модели типа производственных функций, описывающие статистическую зависимость результатов производства (зависимая переменная) от затрат различных производственных ресурсов (независимая переменна). Производственные функции могут быть построены для предприятий, отраслей и экономики всей страны. Например, производственная функция для угольной отрасли имеет следующий вид:

Qt=99,2+30,1*Ft+175.3*Lt+2.76*Pt, где

Qt - объем добычи угля, тн; Ft – среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов; Lt – численность промышленно-производственного персонала; Pt – горно-геологический фактор (производительность платов).

9.5. Понятие и назначение межотраслевого баланса страны

Нормальное функционирование любой социально-экономической системы требует соблюдения пропорциональности, сбалансированности ее процессов. В противном случае неизбежны разного рода отклонения. На уровне страны это может проявится через инфляцию, дефицит ресурсов, безработицу, разрыв хозяйственных связей и т.п.

Идея использования балансового метода для анализа экономической ситуации в стране зародилась в 17-18 вв. Первую попытку построения статистической модели национальной экономики предпринял в 18 в. французский экономист Ф. Кенэ. Свою модель он назвал «Экономическая таблица». Но в ней исследовались процессы простого воспроизводства, которые являются лишь моментом более общего случая – расширенного воспроизводства. Практическая реализация разработки баланса осуществлена в нашей стране в 1923-1924 гг. Использование балансового метода на практике в зарубежных странах началось позднее, после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Данный кризис показал, что стихийный характер развития экономики – это не преимущество рынка, а его опасность. В этот период утверждается идея необходимости активного участия государства в управлении макроэкономическими процессами.

Сущность балансового метода заключается в проведении системы расчетов, увязывающих потребности общества с ресурсами.

Баланс – это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления равна другой части, характеризующей распределение ресурсов по всем направлениям расходов.

Межотраслевой баланс (МОБ) – это модель экономики страны, показывающая натуральные и стоимостные взаимосвязи в хозяйственном комплексе (между отраслями страны).

В зарубежной практике МОБ носит название модель «INPUT-OUTPUT», дословно модель «Затраты-выпуск». Применение МОБ для экономических прогнозов связано с именем В.В. Леонтьева. Он утверждал, что экономика страны (региона, мира в целом) представляет собой сложную систему, в которой товары, производимые в одних отраслях, перетекают в др. Одни из товаров потребляются окончательно, др. – вновь используются в производстве. Таким образом, зная затраты по всем отраслям, можно спрогнозировать выпуск продукции (как в целом по стране, так и по отдельным ее отраслям).

Составление МОБ сложная и трудоемкая работа. Весь цикл ее построения в нашей стране – от подготовительной работы до окончания – составляет от 4,5 до 6 лет (в зарубежных странах – 6-8 лет).

МОБ по развернутой программе с выделением более 100 отраслей экономики разрабатываются в нашей стране 1 раз в 5 лет.

Комплекс работ по составлению МОБ возглавляет Межведомственная рабочая группа, в состав которой входят ведущие специалисты Министерства экономического развития и торговли, Государственного комитета по статистике РФ, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Центральный Банк, различные НИИ.

Программа работ по МОБ включает разработку комплекса таблиц, характеризующих сложившуюся систему производственных связей на отраслевом уровне. Все таблицы взаимосвязаны между собой.

Информационная основа составления МОБ – это данные обследования результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики и текущей статистики. Также для построения МОБ Госкомстат РФ проводит выборочные обследования состава затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Отбор предприятий осуществляется дифференцировано по отраслям экономики с учетом их специфических особенностей.

Назначение МОБ:

1. Анализ МОБ дает комплексную характеристику процессов, происходящих в экономической системе в целом и ее отдельных частях.

2. МОБ позволяет определить возможные масштабы развития структуры экономики страны с целью выбора наиболее оптимальных вариантов

3. МОБ позволяет как бы «проиграть» возможные варианты правительственной политики в финансовой сфере, сфере потребления, в частности, цены на товар, услуги, пошлины, налоги, льготы, субсидии.

С помощью балансового метода формируются следующие пропорции:

а) внутриотраслевые (например, в металлургии – это соотношения добычи руды, выплавки стали, производства чугуна и т.д.);

б) межотраслевые (например, взаимосвязи между отраслями добывающими и обрабатывающими);

в) территориальные (устанавливаются взаимосвязи, возникающие внутри регионов и между ними);

г) общеэкономические (между производством и потреблением)

 

 

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Данная глава посвящена вопросам организации государственного прогнозирования социально-экономического развития России. В ней показаны сущность государственного прогнозирования, система государственных прогнозов, особенности разработки государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ.

 

Ключевые слова: государственное прогнозирование социально-экономического развития страны, концепция социально-экономического развития страны, программа социально-экономического развития страны, федеральные целевые программы, региональные прогнозы, законодательные органы, исполнительные органы, организационная структура государственного прогнозирования.

 

10.1. Сущность государственного прогнозирования

социально-экономического развития страны

 

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.

Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

1) государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

2) концепция социально-экономического развития страны - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлений и средств реализации указанных целей;

3) программа социально-экономического развития страны - это рабочий документ правительства, в котором указывается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения;

4) федеральные целевые программы, направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны.

Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков(рис. 2).

Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

Региональные прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

 

 

 
 

 


Прогноз экономического использования природных ресурсов
Региональные прогнозы
Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП
Прогноз воспроизводства трудовых ресурсов

 
 
Прогноз внешнеэкономических связей и условий

 


Рис. 2. Типовая структура прогноза социально- экономического

развития страны

 

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.

Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.

Прогноз внешнеэкономических связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

 

10.2. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на

долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

 

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.

В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

1) оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;

2) концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;

3) макроэкономическая политика;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционная и структурная политика;

6) аграрная политика;

7) экологическая политика;

8) социальная политика;

9) региональная экономическая политика;

10) внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:

1. предоставление оперативной информации Правительству для принятия решений в области экономической и социальной политики;

2. параметры ежегодного прогноза используются для разработки показателей проекта государственного бюджета.

Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;

проект сводного финансового баланса по территории РФ;

перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;

перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

государственные заказчики программ.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

 

 

10.3. Организация государственное прогнозирование

социально-экономического развития Российской Федерации

 

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ, представлена в таблице .

 

  Участник процесса государс-твенного прогнозирования   Выполняемые функции
  Министерство экономического развития и торговли РФ Разработка, исполнение прогнозов социально-экономи-ческого развития страны
  Министерство финансов РФ Разработка и контроль за ис-полнением федерального бюджета на год, в т.ч. по кварталам
  Центральный банк РФ Определение параметров де-нежно-кредитной и валют-ной политики страны
  Государственный комитет по статистике Составление статистических мониторингов итогов соци-ально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов, создать массив данных для новых прогнозов
  Научно-исследовательские институты: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ; Институт экономики РАН; Совет по размещению производительных сил и др. Проводят научные исследования и разрабатывают прогнозы по заказам

 

Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.

Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.

В систему рабочих органов Правительства входят:

Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;

Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

1. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза СЭР страны на _____ год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

2. Министерство экономического развития и торговли разрабатывает прогнозы основных индикаторов социально-экономического положения страны на предстоящий год, в частности:

объем и динамика ВВП;

прогноз инфляции;

объем производства и реализации товаров, работ и услуг;

объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

расчеты фонда оплаты труда;

объемы прибыли (доходов),

показатели экспорта и импорта;

прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;

основные характеристики финансового баланса страны.

Данные показатели разрабатываются как правило в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

3. Министерства ведомства и регионы с учетом исходных показателей, предложенных Министерством экономического развития, разрабатывают подробные собственные прогнозы и направляют их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.

4. Министерство экономического развития обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития страны. Прогноз направляется в Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

5. Начиная работу параллельно с Министерством экономического развития на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

6. В ноябре предпрогнозного года Министерство экономического развития проводит уточнение параметров прогноза, учитывая итоги утвержденного бюджета и информацию о текущей экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство.

 

13.1. Инвестиционная политика государства в современных условиях.

 

Инвестиционная политика – это совокупность хозяйственных решений, определяющих источники, размеры, структуру, основные направления инвестиций, меры по их концентрации на важнейших участках экономического развития и эффективному использованию. Объектом инвестиционной политики является весь комплекс отраслей народного хозяйства, обеспечивающий воспроизводственный процесс и научно-техническое развитие.

Государственная инвестиционная политика – это форма поведения властных структур, подчиненная достижению начно-обоснованных целей и рассчитанная на определенный период времени. Формализация целей происходит через стратегические установки, а их реализация осуществляется путем использования тактических приемов. Инвестиционной политики присущи, следовательно, свои стратегия и тактика, являющиеся ее составными и взаимосвязанными элементами.

Под инвестиционной стратегией следует понимать важнейшие цели и задачи, которые достигаются и решаются путем расходования в определенных направлениях инвестиционных средств. Стратегические цели инвестиционной политики определяются исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране. В обосновании выбора лучшего из всех возможных вариантов стратегических целей и состоит главная трудность в управлении инвестициями, в формировании соответствующей политики.

Тактические цели инвестиционной политики реализуются через конкретное распределение государством инвестиционных ресурсов между различными субъектами экономики.

В условиях рыночных отношений государственная инвестиционная политика охватывает инвестирование из средств бюджета. При этом государство должно решать, каковы допустимые пределы, в которых оправдано его прямое вмешательство в инвестиционный процесс, и каким именно образом оно должно осуществляться, чтобы не ослаблялась, а, напротив, усиливалась стимулирующая функция рыночных механизмов.

Как показывает анализ, в 90-е годы проводимая инвестиционная политика не обеспечивала нормальное функционирование воспроизводственного процесса и научно-техническое развитие страны. Подтверждением этого могут служить следующие данные, характеризующие состояние инвестиционного процесса в 90-е годы:

-резкое снижение объема инвестиций, за 1992-1997 годы инвестиции в основной капитал РФ снизились до 24 % от уровня 1990 года;

-падение объема инвестиций до уровня, который в 3 раза ниже уровня, необходимого для воспроизводства основных фондов, технологий и заделов, а также для функционирования инвестиционного комплекса в целом;

-ухудшение технологической структуры инвестиций в основной капитал, снижение их активной части более чем в 2 раза;

-несвоевременный ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, превышение нормативных сроков строительства более чем в 2 раза;

-рост объемов незавершенного строительства, приостановление строительства 16.8 тыс. объектов;

-снижение эффективности инвестиций.

Приведенные фактические данные показывают, что инвестиционная сфера в РФ находится в кризисном состоянии, а проводимая инвестиционная политика не обеспечивает эффективного использования имеющихся ресурсов.

Основной причиной инвестиционного кризиса является снижение реального накопления, что объясняется особо острым характером инфляции в инвестиционной сфере, особенно в период с 1992 по 1995 год. Другими факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность, являются дефицит инвестиционных ресурсов, неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса, значительное сокращение спроса на отечественную продукцию вследствие снижения доходов основной части населения и конкуренции внешних производителей.

Преодоление инвестиционного спада предполагает формирование активной инвестиционной политики, в большей мере соответствующей особенностям современного состояния экономики.

Выделим ряд принципов, которые могли бы лежать в основе такой инвестиционной политики.

1.Усиление координации Федеральной инвестиционной политики и региональных инвестиционных программ с целью обеспечения оптимального уровня децентрализации инвестиционного процесса, повышения роли региональных и внутренних источников накопления для финансирования инвестиционных проектов.

2.Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе.

3.Создание мотивационного механизма привлечения крупных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

4.Размещение централизованных инвестиций и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе с предварительной экспертизой каждой инвестиционной программы.

5.Определение государственных приоритетов инвестиционной политики.

6.Последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем повышения роли частного сектора в инвестировании экономики.

7.Значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов частного бизнеса и иностранных инвесторов.

8.Использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов.

9.Совершенствование законодательной и нормативной базы с целью привлечения иностранных инвестиций.

Кроме того, активизация инвестиционной политики и повышение эффективности инвестиций предполагает решение и ряда других вопросов:

1.Необходимо осуществить значительное сокращение продолжительности инвестиционного цикла (в 3-4 раза), особенно строительства. За последние десятилетия продолжительность инвестиционного цикла составила для объектов производственного назначения 18-20 лет, а в ряде случаев до 25 лет.

2.Необходимо осуществить прогрессивные изменения структур капитальных вложений: отраслевой, воспроизводственной, технологической.

3.Следует ориентировать инвестиционную политику на сокращение доли ручного труда в промышленности и строительстве.

4.Необходимо значительно повысить качество вводимых в эксплуатацию объектов путем повышения технического уровня проектно-изыскательских работ и качества строительства.

5.Больше внимания необходимо уделять экологическим мероприятиям в области рекультивации земель, охране водных ресурсов, воздушного бассейна и т.д.

 

 

13.2. Потенциал строительного комплекса страны и возможные пути его сохранения и развития.

 

В широком понимании строительный комплекс охватывает все предприятия и отрасли народного хозяйства, которые выступают в виде заказчиков, поставщиков оборудования, механизмов и строительных материалов, финансово-кредитную и банковскую систему, научно-исследовательские и проектные организации и непосредственно само население.

В узком понимании строительный комплекс включает только отрасли строительной индустрии и промышленности строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации, без фондосоздающих отраслей (машиностроения, металлургии и др.).

По своей сути строительный комплекс является межотраслевым, так как он обслуживает все отрасли народного хозяйства и использует их продукцию в своей деятельности.

Под потенциалом строительного комплекса понимается совокупность показателей определяющих его возможность качественно и в заданные сроки удовлетворять запросы потребителей в необходимой им строительной продукции. Среди этих показателей выделим следующие:

1)кадровые, к которым относят количество и качество рабочей силы и специалистов, занятых на строительно-монтажных работах в подсобном производстве;

2)показатели материально-технической оснащенности строительно-монтажных организаций;

3)показатели финансового, экономического и научно-технического саморазвития;

4)организационно-управленческие показатели, характеризующие возможность адаптации строительных организаций к рыночным условиям;

5)показатели уровня развития проектной сферы в области строительства;

6)показатели системы информации в сфере рынка труда, рынка подрядных работ, инвестиций и др.

Анализ некоторых из указанных показателей свидетельствует, что за последние годы потенциал строительного комплекса понес значительные потери. Так, произошел отток рабочих кадров из высококвалифицированных отраслей капитального, нефтегазапроводного, энергетического, строительства предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения: например, численность электросварщиков высшей квалификации снизилась в 10-15 раз. В значительной степени уменьшилось количество высоквалифицированных монтажников, рабочих других профессий, работавших на строительстве мостов, путепроводов, тоннелей, тепловых и атомных электростанций.

В связи с сокращением объема строительных работ многие строительные организации перестали выполнять свои основные функции и преобразовались в снабженческо-сбытовые и коммерческие организации.

В 90-е годы в строительных организациях значительно сократился парк строительных машин, снизился удельный вес высокопроизводительной техники. При этом доля рабочих, занятых тяжелым ручным трудом составила65-70 %. Износ фондов в ряде отраслей строительного комплекса (цементная промышленность, промышленность строительных материалов, крупнопанельное домостроение) превысил 50 %.

Численность работников в проектных организациях РФ сократилась с 1990 года более чем 2.5 раза.

Таким образом, мобилизационная способность строительного комплекса к развертыванию своей деятельности в объемах, достаточных для развития экономики, невысока и во многом будет определяться не только отсутствием инвестиций. Поэтому требуется принятие комплекса мер, способных предотвратить распад строительного комплекса и повысить его мобилизационную готовность до необходимого уровня. В числе таких мер могут быть следующие:

1.Выработка целостной концепции развития всего инвестиционного комплекса с учетом современного кризисного состояния экономики РФ, исходя из ближайших (2000-2002 гг.) и перспективных (до 2010 года) национальных интересов. Известно, что существует тесная связь между объемами строительного и промышленного производства: спад промышленного производства ведет к сворачиванию строительства и наоборот. Кроме того, требуется значительно усилить координацию деятельности основных звеньев инвестиционного комплекса: изыскательских работ, проектирования, добычи и переработки минерального сырья, обеспечение оборудованием и транспортом, строительства объектов.

2.Обоснование наиболее результативных направлений использования ограниченных ресурсов централизованных капитальных вложений.

3.Интенсификация рыночных механизмов, их инфраструктурных составляющих (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний), а также институциональных финансовых структур, создаваемых на основе привлеченных средств населения (ипотечных банков, негосударственных пенсионных фондов, спецжилсчетов и др.).

4.Пересмотр ранее принятых, но не работающих законов и указов в сфере инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности.

5.Использование новых возможностей хозяйственной и финансовой самостоятельности субъектов РФ, а также преимуществ свободных экономических зон в направлении активизации инвестиционной деятельности.

6.Ускорение темпов НТП в строительном производстве, увеличение объема перспективных исследований и разработок, обновление и техническое перевооружение парка строительных машин, широкое использование лизинговых операций, в том числе и с зарубежными странами.

 

 

13.3. Прогнозирование инвестиционной деятельности в РФ.

 

В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза института научного прогнозирования РАН при условии стимулирования производства и повышения его экономической эффективности возможно увеличение объема подрядных строительных работ и доведение их к 2005 году до уровня 1990 года. Значительно улучшатся при этом и другие показатели инвестиционной деятельности.

По реалистическому варианту прогноза ИНП РАН при условии сохранения в перспективе нынешней экономической политики государства произойдет сужение сфер строительной деятельности. Весьма вероятна в этом случае возможность продолжения строительства (но в постепенно затухающем темпе) только в отдельных секторах экономики, в частности, в жилищном строительстве, ТЭКе и практически полное его приостановление в других отраслях народного хозяйства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.