Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство

Выделяют следующее подходы к трактовке понятия лидерство

1. Лидерство - разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц

2. Лидерство - управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений. Такая интерпретация вытекает из структурно-функционального подхода

3. Лидерство - влияние на других людей, но не любое, а которое отвечает следующим условиям:

¾ влияние должно быть постоянным

¾ руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу. Лидер сам подвергается влиянию со стороны членов группы. Особенностью лидера является - широта влияния его распространение на всю группу

¾ лидер должен иметь явный приоритет во влиянии

¾ влияние лидера, особенно организационного, должно проявляться не в применении силы, а на авторитет или хотя бы на признании правомерности применения власти

4. Лидерство - неформальное влияние. Отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений. Лидер выступает как символ общности и образец поведения группы. Лидер выдвигается снизу, преимущественно стихийно и применяется последователями.

При формальном лидерстве приоритетное влияние определенного лица на членов организации закреплено в ее нормах и правилах, основывающихся на руководящемся положении в общественной иерархии и связанное с обладанием власти и ресурсов.

Неформальное лидерство интерпретируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним на руководство со стороны членов групп. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

Оба аспекта (формальное и неформальное) характеризуют эффективное руководство. Руководство как рациональное управление по саму своему замыслу предполагает наличие у людей, занятых этим родом деятельности, соответствующей квалификации и определенного преимущества в управленческих качествах (по соотношению к своим подчиненным), а это значит наличие делового авторитета, личного авторитета. Все это в сочетании перерастает в неформальное лидерство.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера.

Выделяют 6 типов ролей лидера (по Уманскому):

1. Лидер – организатор

2. Лидер – инициатор

3. Лидер – генератор эмоционально настроя

4. Лидер – эталон

5. Лидер – мастер

6. Лидер – эрудит

В управлении персоналом также используется классификация лидера в зависимости от их восприятия группы:

1. «один из нас» - лидер особо не выделяется среди членов группы, воспринимается как первый среди равных в определенной сфере, наиболее удачливый или по воле случая оказавшийся на руководяще должности

2. «лучший из нас» - лидер выделяется из группы по деловым, нравственным коммуникационным и другим параметрам и воспринимается как образец для подражания

3. «хороший человек» - лидер воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств (порядочность, доброжелательность, готовность придти на помощь и тд)

4. «служитель» - лидер стремится выступать в роли выразителя интересов всей группы. Ориентируется на мнение группы и действует от ее имени

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга

Лидерство различается и по силе влияния на членов группы. В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится:

¾ Конструктивное (функциональное). Способствует осуществлению целей организации

¾ Деконструктивное (дисфункциональное). Формируется на базе стремлений наносящих ущерб организации

¾ Нейтральное. Невлияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности

Полноценное лидерство позволяет управлять людьми без их сопротивления и недовольства, формального контроля, страха и наказания

Большинство людей не испытывают удовольствия от власти и даже не стремятся к неформальному лидерству, т.е. власть для них не является ценностью. Инструментальная мотивация лидерства не сводится к стремлению обладать лишь материальными благами и славой, а имеют еще и духовную направленность.

Существует и игровая мотивация, т.е. человек воспринимает процесс руководства как интересную захватывающую игру

 

 

Типология лидерства

1. Деловое лидерство. Характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат: высокая компетентность, умение лучше других решать какие-то поставленные организационные задачи, деловой авторитет, опыт и тд. Наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий. Притягательности межличностного общения. Такое лидер вызывает доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное (ситуационное). Оно может быть деловым и эмоциональным, но его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.

Проблема управления лидерством в организации включает 5 аспектов:

1. Выявление лиц с принужденными или сформировавшимися лидерскими качествами и их привлечение для занятия в руководящей позиции

2. Развитие лидерства как целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков

3. Увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов как отдельных членов группы, так и коллектива в целом

4. Сочетание в деятельности руководителя формального и неформального лидерства

5. Организационная интеграция лидеров, обеспечение конструктивной направленности их деятельности и устранение деконструктивного лидерства

Большой ущерб управления персонала и деятельности фирмы могут нанести деструктивные лидеры. Для устранения такого лидерства возможны следующие способы действий:

1. Разрушение системы лидер –последователь с помощью административных мер:

¾ Увольнение или перевод лидера

¾ Изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц соперников

¾ Изоляция лидера

¾ Расформирование группы

Административное устранение это крайний способ, такие меры особенно когда они осуществляются без должной разъяснительной работы воспринимаются как несправедливые, вызывают явный или скрытый протест, подрывают доверие к руководству и вызывают деструктивные конфликты

2. Изменение характера направленности и использования авторитета деструктивного лидера. Это может быть достигнуто:

¾ Индивидуальными беседами

¾ Применение особого внимания

¾ Назначение на руководящую должность

Этот способ не вызывает болезненной реакции у сотрудников и их протеста, но он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда когда неформальный лидер готов изменить своей ориентации и подчинить свою активность целям организации

3. Перехват основополагающих функций деструктивного лидера формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы которые осуществляет или пытается осуществить деструктивный лидер.

4. Подрыв репутации лидера, это может быть достигнуто за счет вежливого, но постоянного показа низкой профессиональной компетенции лидера, сомнительности его нравственных качеств, бесперспективности или опасности действий к которым он побуждает.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стили руководства. Руководство – умственные и физические процессы, которые приводят к тому, что подчиненные выполняют приписанные им поручения и решают определенные задачи | Личность. Роль менеджера заключается в разработки направляющих воздействий, ориентированных на конкретного человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.