Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Число участников

III. Продолжительность обсуждения

II. Общее правило формирования групп

I. Определение числа групп.

Организация и проведение фокус- группы

Процессы групповой динамики

Групповой динамикой наз. совокупность процессов, характеризующих цикл жизнедеятельности группы. Обычно рассматриваются 2 процесса: выработка групповых решений и нормообразование. Конечным результатом работы группы может стать либо групповая нормализация, либо групповая поляризация.

Процесс нормообразования - это процесс, который позволяет группе опираться на приемлемые для нее образцы поведения. Т.е. нельзя хамить, прорывать человека, рубить мысль на корню и т.п.

Процесс изменения мнений во время дискуссии может иметь когнитивный и нормативный характер. Когнитивная динамика мнений возникает под воздействием аргументов, нормативная же динамика мнений- это процесс их трансформации под действием нормативного контроля или давления группы.

Одной фокус-группы нельзя обойтись, нужно провести несколько. А сколько? Зависит от нескольких обстоятельств. Необходимое чисто фокус-групп определяется степенью разнообразия хода дискуссии в них, а так же степенью социальной разнородностью изучаемой социальной совокупностью.

Пример: мы изучаем рабочих, однородная ли эта группа? Образ- пьяница, сантехник. Но другое- рабочий, который работает на оптическом\механическом производстве. Будет что-то среднее, но неоднородное. Этим группам трудно придется дискутировать друг с другом.

В группах с однородным составом, для целей качественного анализа достаточно провести 3-4 фокус-группы.

Если планируется контент- анализ высказывания (глубокий анализ), то число групп увеличивается до 6-8.

Фокус-группы должны состоять из незнакомых людей. Участие друзей\ родственников\ коллег категорически запрещается.

Стандартное рвем- до 2х часов (не более). Если есть потребность необходимость провести дальше обсуждения, то нужно сделать перерыв с кофе\чаем\физиологическим отдыхом.

Иногда решение о конце проведения происходит после логического завершения, после кульминации пойдут только повторения- группа исчерпала свой ресурс.

Число участников: 8- 12 челочек (в социологии классическая малая группа). Иногда расширяется до 20.

Большой группой трудно управлять и имеется тенденция разбиваться на подгруппы, ведущие автономные дискуссии.

Дискуссия может превратиться в обмен мнениями между лидерами этой группой.

Малые группы имеют тенденцию быстрого затихания дискуссии.

 

Работа с фокус-группами- это как разжигание и поддержание костра, которые иногда может прекратить гореть по неизвестным причинам.

Как правило, фокус-группы используются в маркетинговых и политических исследованиях. Пример: спрос на автомобилей: будут опрашивать владельцев, у кого есть средства для покупки автомобиля (не обладают опытами, но обладают ресурсами и реальным желанием приобретения) или людей компетентных (имеют опыт использования товара, но не как специалисты, а как пользователи).

Основным инструментом выбора участников выступаем фильтрующая анкета. Она разрабатывается на основе специальных критериев, обеспечивающих гомогенность групп. Она фильтрует нежелательных участников.

Критериями выступают: образование, возраст, статус и доход.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История метода | Работа группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.