Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этническая идентичность

 

Сущность этнической идентичности. Анализ процесса антропоге­неза показывает, что по своей биологической сущности человек схо­ден с высшими приматами, но по способу своего существования, бытия он принципиально отличается от них. Обезьяна с момента своего появления на свет становится обезьяной потому, что способ ее существования жестко запрограммирован природой, заложен ге­нетически. С человеком же в этом вопросе все обстоит гораздо слож­нее. С одной стороны, новорожденный является человеком, по­скольку содержит вполне определенную генетическую программу, но с другой стороны, способ реализации этой программы опреде­ляется целой группой внеприродных факторов. Среди таких факто­ров значительную роль играют этническая принадлежность инди­вида и его этническая идентификация.

Этническая идентичность, как и идентичность в целом, форми­руется в процессе социализации. В современной науке существует немало разноречивых трактовок понятия «идентификация», но пре­обладает ее понимание как процесса перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стрем­ление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных услови­ях. Идентификация служит основой процесса подражания, т.е. не насильственного, а свободного выбора человеком тех качеств, уме­ний и ценностей, какими он хотел бы обладать.

Проблема идентичности в современной науке тесно связана с так называемой Я-концепцией, которая предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро — Я, отбирающее и интег­рирующее всю значимую и отбрасывающее всю незначимую инфор­мацию. Я здесь вовсе не равно личности, это некий феномен, ха­рактеризуемый внутренним единством, близкий к понятию самосо­знания, которое складывается из представлений человека о себе и для себя, а также из представлений о себе для других.

Можно выделить несколько уровней идентичности. Первый уровень — личностно-психологический — осознание человеком, кто есть Я. Оно складывается по мере участия в различных социаль­ных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллек­тива, драматического кружка. Данный уровень идентичности связан с представлением о себе как члене какой-то группы, а также с теми эмоциями, которые возникают от оценки этой принадлежности.

Второй уровень— социально-психологический, когда пред­ставления о себе формируются как производные от осознания че­ловеком своей причастности к определенной социальной группе. Индивиду свойственно искать подтверждения своей групповой при­надлежности, но это возможно только во взаимодействии с другими подобными группами. Человеку свойственно сравнивать свою груп­пу с другими и вести себя так, чтобы представить свою группу в благоприятном свете.

Разновидностью социально-психологической идентичности яв­ляется этносоциологическая идентичность - осознание личностью своей принадлежности к определенному -этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой — потребность в принадлежности к группе и защите.

Культурная ценность этнической идентичности очень высока, так как дает возможность самореализации личности, большую, чем любые другие социальные группы. При этом этническая идентич­ность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рожде­нию или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.

Для этнологии важна проблема этнической идентичности, кото­рая означает осознание индивидом своей принадлежности к этносу. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональ­ной; каждый человек принадлежит к той или иной этнической груп­пе. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе националь­ность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Проблемы этнического самоопределения не возникает у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования эт­нических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание тако­го человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром.

Осознание собственной этнической идентичности не является самопроизвольным и беспричинным актом, оно детерминируется конкретными общественными потребностями. Потребности осозна­ния родства или идентичности возникли еще в глубокой древности и вызвали в первобытном обществе появление целой системы пред­ставлений и ритуалов. Это — уровень родоплеменного коллекти­визма и родоплеменого сознания. Выработка сознания этнической общности больших масс людей также уходит своими корнями в ис­торию, но отвечает потребностям в идентификации более высокого уровня, рожденным необходимостью в социальной организации, сплачивающей этническую общность для отпора врагу и обеспече­ния собственной безопасности. Даже когда потребность в этничес­ком объединении в связи с внешней опасностью непостоянна, такие временные объединения могут служить мощным толчком для осо­знания факта этнической близости и единства.

Возникновение и существование племенных союзов и государств рождает качественно новую потребность в этнической идентифи­кации, но уже со стороны народившейся верхушки этноса, в идео­логических обоснованиях общности подвластного населения, что обычно выражалось в установлении религиозно-культового единст­ва. В таких случаях этноконфессиональный объединяющий фактор становится дополнительной детерминантой в формировании этни­ческой идентификации.

Многочисленные наблюдения и исследования процесса этничес­кой идентификации показывают, что возможны три варианта его развития. Во-первых, этническая идентификация может про­изойти на основе подражания, когда индивид осознанно или неосо­знанно копирует стереотипы поведения той этнической общности, в которой он воспитывается и живет. Во-вторых, она может осу­ществляться на основе принуждения, и орудиями принуждения мо­гут служить традиции и ценностные ориентации общества. В-тре­тьих, этническая идентификация реализуется на основе свободно­го и осознанного выбора. Иногда человек может отказаться от на­циональности и стать космополитом, человеком всего мира, но и в таком случае отказ основывается на свободном выборе.

Типы этнической идентичности. Исследование проблемы эт­нической идентификации в историческом плане позволяет сделать вывод, что в процессе ее формирования в зависимости от сочетания различных причин и условий может складываться семь ее основных типов, характеризующихся стойкими чертами и признаками.

1. Нормальная идентичность — образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентифика­ции с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависит от типа личности и ситуации. Отклонения от «нормы» возможны в направлении как нарастания этничности, так и ее уга­сания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность— некритичес­кое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентифи­кация индивида с ней. При такой идентичности присутствуют эле­менты этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндога­мия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность— такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее пред­почтительной перед всеми другими видами идентичности (граждан­ской, семейной, профессиональной и др.). Иными словами, этни­ческая принадлежность воспринимается как безусловно доминирую­щая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается призна­нием, что права народа выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этно­сами.

4. Этнический фанатизм — тип идентичности, когда аб­солютное доминирование этнических интересов и целей, часто по­нимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессив­ной идентичности.

5.Этническая индиферрентность— тип идентичнос­ти, возникающий, когда люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций соб­ственной этнической группы, и на их жизненные поступки и пове­дение в любых сферах деятельности не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма — отрицание эт­ничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низ­кого статуса своей этнической группы, признанием ее неравноцен­ности по сравнению с другими. Следствием этого становится избе­гание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрица­ние всякой этничности.

7. Амбивалентная этничность — явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.

Выделяя отмеченные типы и виды этнической идентичности, следует помнить, что это лишь научные абстракции, сформулиро­ванные на основании изучения большого эмпирического материала. Реальное положение этнической идентичности среди других форм идентичности людей может определяться не каким-то одним из на­званных типов, а несколькими.

Этническая идентичность — переменная величина в каждой куль­туре. Так, в деревне человек ощущает себя ее жителем и восприни­мается как таковой другими. В городе он воспринимается как пред­ставитель определенной местности, для которой характерны свои диалект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим государством человек выступает как гражданин своей страны. Таким образом, гра­ницы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обоснованы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Класифікація по розв'язуваній задачі | Основания этнической идентичности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.