Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Чувственное познание

Чувственное познание.

Осуществляется посредством органов чувств, которые по степени информационно способности располагаются так: зрение – осязание – слух – вкус – обоняние.

Органы чувств – ворота, через которые в наше сознание проникают сведения об окружающем мире.

«Органы чувств – клавиши фортепиано, по которым природа ударяет, вызывая музыку чувств». Органы чувств образовались в результате эволюции, в результате естественного отбора, они относительно ограничены своей отражательной способностью (пример: зрение орла, обоняние собаки и т.д.), однако человек способен расширять диапазон чувствительности.

Факторы: 1. трудовая деятельность, которая позволяет настолько совершенствовать органы чувств, что они выходят за пределы нормы (зрение художника, слух музыканта, обаяние парфюмера, вкус дегустатора)

2. техника.

Приборы делают фактически безграничным человеческое восприятие, искусственные орудия познания способны осуществить прорывы в такие глубины бытия, которые не доступны другим живым существам.

3. мышление.

Разум руководит чувствами, направляет их на познание действительности.

 

Т.е. естественная ограниченность человеческих чувств не является преградой на пути познания.

Формы чувственного познания.

Ощущения – простейший элемент чувственного познания, отражает отдельные свойства предметов (пример: зрительные ощущения – цвет и т.д.) Каждый орган чувств отвечает за свои ощущения. Нижний порог ощущения – минимальное воздействие, которое человек способен ощущать. Верхний порог – максимальное воздействие, которое человек способен ощущать, граничит с болью.

Восприятие – целостный образ предмета, совокупность отдельных ощущений (пример: образ яблока)

Представление – образ предмета по памяти, т.е. который в данный момент не воспринимается.

Представление всегда расплывчато. Разновидности: - воображение – способность создавать новые чувственные образы, подчас лишенные реальной основы.

- фантазия – воображение особой силы, которая отличается яркостью и необычностью создаваемых образов.

В реальном процессе познания эти формы существуют не обособлено, а в тесном единстве, неразрывно связаны друг с другом.

 

Диалектика объективного и субъективного в чувственном познании.

Образная природа ощущений.

 

Для раскрытия этой диалектики (связи) дадим гносеологическое определение ощущения.

Ощущение – субъективный образ объективного мира.

 

С одной стороны ощущение объективно по своему источнику, т.е. оно порождается воздействием какого-либо внешнего предмета на органы чувств. Но с другой стороны ощущение субъективно, поскольку оно – определенная ответная реакция субъекта на полученное воздействие.

пример: цветовые ощущения – единство этих двух сторон. Объективная сторона – каждому цвету соответствует соответствующая длина электромагнитных волн. Но волны сами по себе бесцветны. Субъективная сторона кроется в глазе (орган зрения), который имеет сетчатку, покрытую особым слоем клеток, ответственных за цвет. Человек видит все цвета спектра. Все отклонения - нарушения функций сетчатки. Другой пример: болевые ощущения.

Существует двойная зависимость ощущений от объекта и от субъекта.

Образная природа ощущений.

Ощущение - всегда образ. Образ – идеальная форма отражения человеком действительности (объектов действительности). Главная особенность образов заключается в том, что он имеет сходства с предметом. Хотя это сходство не абсолютная копия. Называя ощущения образом, мы подчеркиваем информационный характер ощущений. Ощущения как образы дают информацию о свойствах предмета, благодаря чему человек смог ориентироваться в окружающем мире.

В воспроизведении образа участвуют не только органы чувств человека, но и мозг, который автоматически корректирует полученные восприятия.

познавательное значение чувственного познания: это единственный канал, который непосредственно связывает человека с окружающим миром; чувства дают материал для рационального мышления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды познания | Рациональное познание.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.