Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Сократа




Сократ был противником софистов, что ярко выражалось в том, что в отличии от софистов, он был уверен в том, что в споре м/б достигнута истина, но при условии, что будет четко определено содержание тех понятий, по поводу кот. идет спор. Для определения содержания понятий Сократ использовал диалектический метод и майестику (родопродолжение).

Для того, чтобы определить содержание понятий с т.з. Сократа необходимо найти единство в многообразии. Сократ был первым рационалистом в области этики, поскольку он отождествлял знание и добро, т.е с т.з. Сократа человек совершает зло только потому, что не знает что такое добро, т.о. Человека можно научить добру, апелируя к его разуму.

Сократ утверждает: познай самого себя, поскольку с его т.з. Самопознание необходимо для того чтобы уметь управлять собой и продуктивно строить отношения с др.людьми.

Сократ также утверждает что для того чтобы избавиться от невежества нужно в нем признаться, в связи с этим он утверждает, что я знаю, что ничего не знаю, но другие и этого не знают.

Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приемы.

Своей философской целью Сократ провозгласил выработку такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Основными направлениями философствования Сократа были:

поиск общего в вещах (гносеология);

поиск общезначимых принципов человеческого (нравственного, добродетельного) поведения (этика).

Причем именно в связи с поиском этических максим Сократ искал такого знания, которое имело бы всеобщее значение. Аристотель указывал, что Сократ первым стал прибегать к определениям и пользоваться индукцией (приемом вывода общих суждений из частных утверждений).

Диалог Сократ использовал как форму диалектического движения к истине. Диалектика у Сократа – метод достижения истины через обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Сократ выступал виртуозным режиссером диалектической беседы (диалога). Он говорил, что его задача заключается в выяснении для других их собственных мыслей. Он выражал это сравнением своей миссии с профессией повитухи. То, что делала она для рожениц, он старался делать для людей, «чреватых» идеями. Он был «акушером» идей. Помогая их рождению, извлекая их из недр человеческих душ, он исследовал их, чтобы знать, насколько они способны к жизни, и если они были истинны, он встречал их с радостью, если ложны – уничтожал их (обличал как заблуждения).

Учение о методе познания. Сократовский метод обнаружения истины был систематичным и последовательным. Он включал в себя следующие шаги (части).

1. Ирония: такая постановка вопроса, при которой привычные знания собеседника разрушаются.

2. Майевтика («искусство повивальной бабки»): такая постановка вопроса, в ходе которой оказывается помощь в рождении нового, истинного знания.

3. Индукция («наведение»): с помощью индукции образуются взаимоисключающие мнения; выбираются те, которые все более приближаются друг к другу, и т.о. вырабатывается общее мнение. Противоречие – у Сократа играет вспомогательную роль («предостерегающий сигнал»).

4. Определение понятий: уровень обобщения.

 

10. Теория идей Платона: противопоставление двух миров.

В IV в. до н.э возникают философские учения Платона и Аристотеля, в которых представлены все разделы философского знания, причем решения гносеологических, антропологических и политических проблем обусловлено способом решения онтологических проблем. В своей философии Платон пытался ответить на вопрос поставленный Героклитом, что придает устойчивость текучим изменчивым вещам, и отвечая на этот вопрос Платон создает теорию объективного реализма.

Сущность объективного реализма состоит в утверждении, что субстанцией мира является надличностное духовное начало - это мировой дух, разум или идеальный сущности, которые предшествуют существованию идеальных вещей.

С точки зрения Платона существованию единых материальных вещей предшествует существование мира идей (эльтосов).

Платоновские идеи это идеальные сущности вещей, однако идеализм Платона является последовательным, поскольку наряду с миром идей существует как субстанция и материя. Единичные вещи возникают тогда, когда идея вещи соприкасается с материей. Однако при соприкосновении с материей идея теряет свое совершенство, поэтому един-е вещи - это лишь тени, бледные копии идей.

Анамнезес т.е. припоминания.

Утверждая, что единичные вещи - это копии теней идей Платон таким образом лишает единичное самостоятельного существования.

Метемпсихоз -переселение, перерождение душ.

Теория идей Платона является основой его антропологии. Это выражалось в том, что согласно Платону природа человека двойственна: его душа принадлежит к миру идей, к духовному миру, а тело - к материальному. Поэтому Платон утверждает, что тело это могила души, ее тесница и она стремится освободиться от тела. Самосовершенствование, врожденные понятия.

Теория идей Платона лежит и в основе его гносеологии. Это проявляется в том, что Платон утверждает, что чувственное познание человека является иллюзорным и ограниченным, т.к. не дает возможность познать мир идей. В мифе о пещере Платон утверждает, что все люди подобны узникам, кот. находятся в темной пещере и прикованы к своим местам, за их спиной горит огонь и они обречены на то, чтобы видеть на противоположной стене пещеры собственные тени и тени др. предметов, и когда один из узников вырывается из пещеры и пытается рассказать оставшимся, что есть подлинный, солнечный мир - ему никто не верит.

Платон впервые пытается разъяснить вопрос о том, как возможны всеобщие суждения в науке. Платон пытается разъяснить эту проблему на основе теории припоминания. С его точки зрения, высшее знание о мире душа человека получает тогда, когда пребывает в мире идей, а затем, человек воспоминает это знание. С т.з. Платона, души разных людей разное время пребывают в мире идей, дольше всего там пребывают души философов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.