Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З.Фрейд о структуре личности и противоречиях в развитии культуры

В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет 3 инстанции в структуре личности:

1) Оно (или Ид) – это сфера либидо, т.е. сек* энергии. Оно является энергетическим потенциалом личности и живет по принципу удовольствия, ничего не желая знать о требованиях внешнего мира.

2) Я (или Эго) – эта инстанция формируется в результате усвоения человеком собственного жизненного опыта, «Я» живет по принципу реальности;

3) Сверх Я (или «супер эго») формируется в раннем детстве в результате идентификации личности ребенка с личностью отца, посредством которой, ребенок усваивает требования, предъявляемые к человеку обществом. «Сверх Я» живет по принципу долга.

Серединное положение «Я» является очень сложным, поскольку если «Я» подчиняется исключительно требованиям «Оно», значит живет по принципу удовольствия, то «Сверх Я» наказывает его за это упорами совести. Если же «Я» подчиняется исключительно «Сверх Я», то у человека возникает состояния фрустрации, когда нереализованная сек* энергия давит на личность человека, порождая нервные и психические расстройства.

Разрешение этого противоречия частично является процесс сублимации, когда сек* энергия трансформируется в творческую или иную социальную деятельность.

Теория личности Фрейда является основой его понимания культуры, под которой он понимает прежде всего совокупность запретов, направленных на подавление сек* инстинкта и инстинкта агрессии, поэтому Фрейд утверждает, что любая культура по своей сути регрессивна и чем более развитой является культура, тем в большей степени проявляется ее регрессивная сущность и тем в большей степени невротичными являются принадлежащие к ней люди. Поскольку невроз порождается постоянным чувством вины, возникающим из-за того, что человек не может выполнять требования культуры.

Таким образом, Фрейд утверждает, что культура делает человека несчастным.

 

37. Основные направления философии постфрейдизма
Постфрейдизм - влиятельное течение неклассической эстетики, являющееся теоретической основой постмодернизма. Возник во Франции в 60-х гг. XX в. Его философско-эстетическая специфика связана со сращением психоаналитических и структуралистских методов исследования искусства. Творчески, критически переосмыслив эстетический опыт основных неофрейдистских школ XX в., постфрейдисты сосредоточились на изучении разных уровней и сфер проявления структуры и языка бессознательного в искусстве. Появление П. в эстетике связано с рядом теоретических предпосылок. «Местом встречи» психоанализа и структурализма в 60-х гг. явилась проблема бессознательного. Встреча эта не была бесконфликтной. Взаимное тяготение и отталкивание психоанализа и структурализма определялось самой логикой развития этих течений. Так, ведущие французские структуралисты — К.Леви-Строс, М.Фуко, Р.Барт изначально исходили из неосознаваемого характера глубинных структур, предопределяющих развитие языка, искусства, науки, религии, культуры, истории, человека и общества в целом как определенных систем знаков. Фрейдизм в эстетике привлекал их своими рационалистическими моментами, позволяющими осознанную расшифровку знаков, декодирование бессознательной языковой символики. Стремясь развить и усилить рационалистическую трактовку бессознательного, создатели французского структурализма критиковали Фрейда и его последователей за пансексуализм. Место фрейдовского либидо заняли в их эстетике понятия означаемого и означающего. Именно эти ключевые структуралистские понятия позволили, по их мнению, осуществить то, что не удалось Фрейду — выявить универсальные бессознательные структуры всех видов жизнедеятельности — «ментальные структуры» (Леви-Строс), «эпистемы» (Фуко), «письмо» (Барт). Именно такой подход предопределил в 70-80-е гг. переход Р.Барта и М.Фуко со структуралистских на постструктуралистские позиции, открывшие постмодернистский период их творчества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема сверхчеловека в философии Ф.Ницше | Философия постфрейдизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.