Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм о кризисе человека в западной культуре ХХ века

Экз-ты стоят на позициях канконформизма и утверждают, что главной трагедией человека является утрата им собственной индивидуальности, отказ от своей подлинной сущности. Как утверждает Хайдеггер, если человек подавляет свою индивидуальность и отказывется от своего подлинного «Я», то у него возникает онтологический страх, выражающиеся в постоянной тревоге и неудовлетворенностью жизнью.

Экз-ты утверждают, что сущность человека проявляется в его спонтанных дейтсвиях и пограничных ситуациях.

Поскольку экз-м относится к иррациональной философии, то четкого определения того, что такое экзистенция нет, однако, в целом под экзистенцией понимается индивидуальное сознание, но не как рационально мыслящее, а как эмоционально напряженное. Причем с точки зрения экз-тов для индивидуального сознания характерны эмоции как страх, тревога, ощущение заброшенности, одиночества, абсурдности человеческого существования. Как пишет Камю «Я мыслю следовательно бунтую».

Вслед за Достоевским атеистический экз-м провозглашает: «Если Бога нет, то все дозволено».

К такому выводу экз-ов приводит анализ ситуации свободы человека, утратившего Бога. В таком мире человек обречен на то, чтобы самостоятельно выбирать самого себя, свою жизнь, однако при этом, этот выбор является безусловным, поскольку человек лишен абсолютных нравственных норм, которые ему давала религия, поэтому для него любой выбор – это прыжок в неизвестность.

Вместе с тем в отсутствии нравственных абсолютов утверждается полный этический релятивизм, когда ничто не может рассматриваться как абсолютное добро и ничто как абсолютное зло.

В этих условиях тотальным становится преступление. Вместе с тем в мире без Бога к человеку приходит ощущение абсурдности собственного существования, поскольку в отсутствии Бога мир утратил ту гармонию, которая приносила человеку ощущение конечной справедливости. В отсутствии Бога экз-ты говорят, что абсурд – это единственно возможное состояние мира.

41. Философия постмодернизма: возникновение и сущность.

Философия постмодернизма формируется во второй половине 20 века (Делез, Деррида, Бодрийяр, Гваттари и Мишель Фуко).

Возникнув, философия постмодерна сразу заявляет о своей оппозиции по отношению к нововременной философии. В значительной степени это выражается в ом, что если философия Нового времени отстаивала идею общественного прогресса, то философия постмодерна говорит о конце человеческой истории – всемирном апокалипсисе.

Постмодернизм представляет собой своего рода реакцию на монотонность универсального видения мира в модернизме. Отрицается позитивистский, технократический и рационалистический универсализм последнего, который связан был с верой в линейный прогресс общества, абсолютную истину, рациональное планирование идеальных социальных порядков со стандартизацией знания и производства.

В истории философской мысли выделяются четыре типа постмодернизма: первый тип опирается на традиции авангарда и ориентации на "сырую" реальность, противопоставляется высокоэлитарному искусству (американская контркультура 60-х годов). Первоначально постмодернисты фокусировали внимание на искусстве, позднее – распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Большинство концепций постмодерна относится к сфере интеллектуальных феноменов.

Второй тип 60-70-х годов связан с развитием постструктурализма, проблематикой философии языка и деконструкцией традиционной метафизической парадигмы (Ж. Деррида), Литературные произведения, представляющие постмодернизм этого плана, т.е. канонические примеры типа: "Женщина французского лейтенанта" Джона Фаулза; "Имя розы" Умберто Эко; "Радуга гравитации" Томаса Пинчена; "Жизнь: способ употребления" Жоржа Перека.

Третья разновидность: постмодернистская поэтика. Поэтический коммерческий постмодернизм движется в русле неоконсерватизма.

Четвертая разновидность затрагивает социологические, философские, психологические аспекты постмодренизма. Это общая атмосфера упадка эпохи, реакция на типовой конформизм западной цивилизации, постмодернистский стиль жизни, модус чувствования home deconstructivus – человека эпохи постмодернизма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия постфрейдизма | Проблема человека в философии постмодернизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.