Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Правотворческие процедуры в Европейском Союзе

 

69. Каким путем вносятся изменения и дополнения в учредитель­ные документы Европейского Союза?

Учредительные документы Европейского Союза по форме явля­ются международными договорами (Договор о ЕС и Договор о Евра­томе 1957 г., Договор о Европейском Союзе 1992 г.). Следовательно, их пересмотр осуществляется также в договорном порядке, требует со­гласия всех государств-членов.

Процедура пересмотра учредительных документов предусмотре­на ст. 48 Договора о Европейском Союзе и подразделяется на три ос­новных этапа:

любое государство-член или Комиссия представляет в Совет Европейского Союза «проекты, направленные на пересмотр договоров, на которых основан Союз» (таким образом, учредительные до-тенты пересматриваются в комплексе, а не по отдельности);

- если Совет поддерживает реформу, то после консультации с Европейским парламентом и, когда необходимо, с Комиссией и Евро­пейским центральным банком его Председатель созывает конференцию представителей правительств государств-членов. Межправительственная конференция подготавливает текст ревизионного договора, который затем подписывается всеми государствами-членами;

- ревизионный договор подлежит ратификации в каждом из государств-членов в соответствии с национальными конституционны­ми правилами. Лишь после этого он вступает в силу, а внесенные им поправки включаются (инкорпорируются) соответственно в Договор Европейском Союзе, Договор о ЕС, Договор о Евратоме или иные источники первичного права Союза (см. вопрос № 24).

Наряду с общей (стандартной) процедурой учредительные доку­менты предусматривают возможность пересмотра отдельных своих положений в упрощенном порядке. В этом случае либо не требуется проводить межправительственную конференцию (например, чтобы расширить перечень основных прав граждан, закрепленных в части торой Договора о ЕС), либо поправки вносятся Советом вовсе без ратификации со стороны государств-членов. Таким путем разреша­ется изменять, к примеру, численный состав Европейской комиссии союзных судов, некоторые положения Устава Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, нормы статута Суда.

Поскольку Конституция Европейского Союза будет носить договорный характер (Договор, учреждающий Конституцию для Европы), то общая процедура ее пересмотра сходна с ныне действующей (межправительственная конференция, подписание и ратификация поправок всеми государствами-членами).

Однако правом инициировать поправки планируется также наде­лить Европейский парламент. Кроме того, для обсуждения важней­ших реформ предусмотрен созыв временного представительного ор­гана — Конвента, аналогичного по составу тому, который разработал проект Конституции (см. вопрос № 17).

70. Что понимается в Европейском Союзе под законодательным процессом?

В Европейском Союзе в понятия «законодательный процесс», «законодательные процедуры» вкладывается несколько отличный от общепринятого смысл. Эти термины используются в значительной степени условно.

Обращаясь к данному вопросу, необходимо принимать во внима­ние ряд факторов. Во-первых, субъектами законодательного процес­са в Европейском Союзе являются не высшие органы государствен­ной власти, а обладающие элементами публичной власти наднацио­нальные органы. Во-вторых, праву Европейского Союза неизвестна такая форма, как закон. Ближайшим к закону по юридическим свой­ствам актом является регламент, однако законодательные процедуры Союза применяются равным образом для издания как регламентов, так и других нормативных актов — директив и рамочных решений. В-третьих, эти же законодательные процедуры используются и для принятия индивидуальных и рекомендательных актов. В-четвертых, влияние на законодательный процесс Союза такого института, как Европейский парламент, значительно ниже, чем аналогичных орга­нов, непосредственно избираемых населением, в законодательном процессе государств-членов.

Под законодательным процессом в Европейском Союзе понима­ются определенные в учредительных договорах процедуры принятия ин­ститутами и органами Европейского Союза нормативно-правовых и других актов вторичного права. Соответственно понятие законода­тельного процесса в Европейском Союзе синонимично понятию процесса принятия решений в международной организации.

Законодательный процесс в Европейском Союзе находит выра­жение в нескольких законотворческих процедурах. Эти процедуры в чем-то схожи, имея при этом существенные различия, что дает осно­вания для их классификации.

По сфере распространения процедуры принятия решений в Европейском Союзе можно классифицировать на две группы: общие и специальные.

К общим относятся те, которые используются так или иначе при принятии решений в различных областях сквозь призму уполномо­чивающих статей (что иногда обеспечивает многовариантность этих процедур). Теоретически общие процедуры могут быть распростра­нены на любую сферу деятельности Союза. Общими процедурами являются процедура «Комиссия — Совет», процедура консультаций, процедура совместного принятия решений, процедура санкциониро­вания, процедура сотрудничества.

К специальным процедурам относятся те, которые используются только при принятии решения по определенному вопросу. Они не применимы к другим вопросам. Специальная процедура находится в зависимости от специфики проблематики, характер протекания про­цедуры органически связан со сферой принятия решения. Так, бюд­жетная процедура зависит от структуры статей расходов бюджета Союза, а, например, процедура заключения международных согла­шений ЕС — от специфики заключения международных соглашений и трансформации их в правопорядок Союза.

Общие законодательные процедуры можно подразделить по сте­пени их распространенности на основные и неосновные. Основны­ми являются наиболее распространенные — процедуры консульта­ций и совместного принятия решений, к ним также можно отнести и процедуру «Комиссия — Совет». Не являются основными процеду­ры сотрудничества и санкционирования.

Общими чертами, характерными для законодательных процедур Европейского Союза, являются наличие одних и тех же субъектов, участвующих в принятии решения, а также то, что процесс принятия решения всегда проходит три этапа: подготовка проекта и законода­тельная инициатива, обсуждение проекта решения, принятие реше­ ния. При этом основные различия в законодательных процедурах Союза проявляются во второй фазе — фазе обсуждения.

71. В чем состоит процедура консультаций?

Классической правотворческой процедурой в Европейском Сою­зе принято считать процедуру консультаций. Принято также гово­рить, что это самая «древняя» и самая «простая» законодательная процедура. Изначально, до 1986 г., она являлась основной процеду­рой принятия решений в Сообществе.

Это, однако, не совсем так. Дело в том, что наряду с процедурой консультаций первоначально учредительные акты предусматривали применение по широкому кругу вопросов еще более простой процесс принятия решений — процедуру «Комиссия — Совет», которую и сегодня можно встретить в тексте договоров (например, ст. 45, 49, 132 Договора о ЕС). Принятие решений в этой процедуре зависит, сак видно из названия, исключительно от двух институтов: Комис­сии — инициатора решения, и Совета — органа, рассматривающего утверждающего решение без какого-либо участия Европейского парламента. Чрезвычайно простой характер процедуры «Комис­сия — Совет» позволяет сказать, что это даже своего рода «протопроцедура», содержащая зачаточные элементы регулирования отноше­ний, определяющих законодательный процесс в Европейском Союзе сегодня.

Процедура консультаций несколько сложнее. Особенностями этой процедуры являются быстрота и исключительно консультатив­ный характер полномочий Европейского парламента. Однако в отли­чие от процедуры «Комиссия — Совет» мнение Европейского парла­мента имеет определенное значение.

Первой стадией процедуры консультации является правотворче­ская инициатива Комиссии. Инициатор представляет проект реше­ния в Совет. За этим следует запрос Советом мнения Европейского парламента относительно проекта решения. Далее Европейский пар­ламент высказывает свое мнение по проекту в виде заключения, оформляемого резолюцией. После чего Совет принимает решение единогласно (или квалифицированным большинством голосов) или отклоняет его. Юридически Совет не обязан учитывать заключение Европейского парламента, но Совет обязан дождаться его поступле­ния. Как сформулировал Суд в своем Решении по делу SA Requeue Frefcs v. Council, данное положение является существенным проце­дурным требованием и его несоблюдение влечет аннулирование ут­вержденного акта.

Процедура консультаций является одной из наиболее распро­страненных законодательных процедур Союза. Она встречается дос­таточно часто в учредительных актах (например, ст. 52, 67, 83, 89 До­говора о ЕС) и по праву причисляется к основным правотворческим процедурам.

Процедура консультаций и процедура «Комиссия — Совет» при­меняются при принятии решений в рамках Сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере, т.е. по третьей опоре. При этом процедура консультаций применяется в подавляющем большинстве случаев.

Процедура «Комиссия — Совет» и процедура консультаций явля­ются порядками принятия решений, характерными и даже типичны­ми для международной организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое «Статут Суда»? | Что представляет собой процедура сотрудничества?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.