Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое «политика Союза»?

Политика Союза — это комплекс мероприятий, проводимых им отношении конкретных сфер общественной жизни. Поскольку таких сфер существует ныне свыше 20, в учредитель­ных документах термин «политика» используется во множественном числе (англ. policies; франц. politiques). В частности, так именуется третья часть Договора о ЕС (дословно: «Политики Сообщества»). Так же будет именоваться третья часть будущей Конституции (дословно: «Политики и функционирование Союза»).

В некоторых случаях учредительные документы вместе со словом «политика» используют прилагательное общая с целью подчеркнуть стремление к выработке единого политического курса в определен­ной сфере: «общая торговая политика», «общая политика в сфере транспорта», «общая политика в сферах сельского хозяйства и рыбо­ловства» и т.д.

Напротив, в тех областях, где деятельность Сообщества и Союза сводится в основном к дополнению и поддержке (в том числе финан­совой) мер, осуществляемых на уровне отдельных государств-чле­нов, учредительные договоры обычно употребляют более осторож­ные формулировки: «содействие научным исследованиям и техноло­гическому развитию», «вклад в образование и качественное обучение, а также в расцвет культур государств-членов» и т.п.

С точки зрения своего предмета политика Союза подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Первая обращена к общественным отно­шениям, складывающимся на территории Союза между его государ­ствами-членами, гражданами и юридическими лицами. Внешняя по­литика имеет своим предметом отношения Европейского Союза с государствами, не входящими в его состав (с «третьими странами»), а также с международными организациями.

81. На какие виды (категории) подразделяется компетенция Европейского Союза?

Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории — в зависимости от ее со­отношения с компетенцией государств-членов.

Первая категория — исключительная компетенция — охватывает вопросы, решение которых полностью изъято из ведения госу­дарств-членов и должно осуществляться только Союзом в лице своих институтов и органов.

Примером служит установление пошлин общего таможенного тарифа в отношении продукции, импортируемой в ЕС из третьих стран, а также другие мероприятия в рамках общей торговой (внеш­неторговой) политики Сообщества. К исключительной компетенции ЕС относится и разработка денежной политики в пределах «зоны евро».

Подавляющее большинство вопросов, подведомственных Евро­пейскому Союзу, образуют его совместную компетенцию с государст­вами-членами. По этим вопросам последние не лишаются возмож­ности принимать собственные правовые акты и другие меры на на­циональном уровне. Однако эти меры должны соответствовать законодательству, изданному институтами Союза, и в случае проти­воречия последнее имеет приоритет.

Осуществление Союзом совместной компетенции подчиняется принципу субсидиарности, в соответствии с которым он не должен вмешиваться в проблемы, способные эффективно решаться в рамках отдельных государств-членов (см. вопрос № 23). Напротив, если конкретная проблема имеет транснациональные масштабы, то Союз не только может, но и должен предпринять необходимые шаги.

Хотя термины «исключительная» и «совместная» применительно к компетенции Союза употребляются в его действующих учредитель­ных документах (например, ст. 5 и 133 Договора о ЕС), определения данных терминов они не содержат.

Указанный пробел будет устранен в Конституции Союза, проект которой посвящает несколько статей установлению и разграничению его разных категорий компетенции (франц. categories de competence). Наряду с «исключительной» и «совместной» компетенцией в отдель­ную группу выделены «сферы деятельности, направленной на под­держку, координацию или дополнение» (защита здоровья, культура и др.). Это те сферы общественной жизни, в которых Союз не должен стремиться проводить унификацию или гармонизацию националь­ного права, но может координировать деятельность государств-чле­нов или помогать им.

В качестве особых категорий компетенции в проекте Конститу­ции указаны координация Союзом экономической политики и по­литики занятости государств-членов, общая внешняя политика и по­литика безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Каковы сущность и происхождение компетенции Европейского Союза? | Что такое «европейское право в области прав человека»?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.