Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и сущность государства




Государство как институт государственной власти

Учебные вопросы:

1. Происхождение и сущность государства
2. Типология государств

Цель: изучить сущность государства как центрального института политической системы и основного института политической власти, усвоить основные типы государств и основания для их классификации.

Изучив тему, студент должен:

знать:

 

  • основные концепции происхождения государства как универсальной организации, обладающий монополией на легитимное принуждение;
  • сущность государства как основного института власти;
  • функции государства как центрального института политической системы;
  • основания для классификации государств и основные типы государств;
  • сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизни верховенство закона и права;
  • роль и место структурных составляющих государства: властных систем, надзорно-контрольных органов, органов защиты;
  • экономическую функцию государства по организации, координации и регулированию экономических процессов;

уметь:

 

  • обосновать механизм взаимодействия гражданского общества и государства через выборы;
  • различать государство и гражданское общество;
  • различать различные типы государств по присущим им характерным признакам: форма правления, тип политического режима и т.д.;
  • обосновать важность и значение сильного государства для развития экономики;
  • обосновать необходимость укрепления Российского государства в современных условиях;
  • используя Конституцию Российской Федерации, обосновать деятельность высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти в Российской Федерации;

иметь навыки анализа процессов и ситуаций, связанных с организацией государственной власти в различных сообществах и особенно в России и используемых при этом политических технологиях.

При освоении темы необходимо:

 

  • изучить тему 6 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;
  • обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: государство, признаки государства, суверенитет государства, правовое государство, социальное государство, властные системы государства, парламентская республика, парламентская монархия, президентская республика, федерация, унитарное государство, конфедерация и др.;
  • выполнить тест по теме 6 из практикума по дисциплине;
  • ответить на следующие контрольные вопросы:

 

    1. Что такое государство как институт политической власти?
    2. Назовите основные признаки государства.
    3. Какие вы знаете концепции возникновения государства?
    4. Назовите основные этапы развития государства и дайте им характеристику.
    5. Каковы основные структурные элементы государства?
    6. Назовите основные функции государства.
    7. По каким основаниям можно типологизировать государства?
   

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство - это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство - это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Что же такое есть - государство?

В политологии категория "государство" является одной из центральных, основных наряду с категориями "политика" и "власть".

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин "стато".

Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.

Традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин "государство" используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как орган, как институт политической власти, в отличие от государства - страны.

В этом отношении можно выделить следующие признаки государства:

 

  • Наличие права.
    Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.
  • Суверенитет.
    Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.
  • Отделение публичной власти от общества.
    Государство - особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы.
  • Право на взимание налогов и сборов.

Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:

 

  • этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;
  • антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.

Вплоть до 19-го века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.

Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.

Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая ".

Антиэтатические идеи органически присущи социализму.

Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно".

Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий". Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.

Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).

В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения.

Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.

Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.

Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.