Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-политические движения в России в Х1Х веке

ЛЕКЦИЯ 8.

План.

1. Движение декабристов.

2. Основные течения в развитии общественной мысли и общественных движений.

3. Русская идея в общественной мысли Х1Х века.

1. Движение декабристов.

Движение декабристов – это революционное политическое течение в среде

дворянства, сложившееся под влиянием роста антикрепостнических настроений в обществе после войны 1812 года. Первая тайная организация декабристов «Союз спасения» возникла в Петербурге в 1816 г. и ставила целью уничтожение крепостного права и борьбу с самодержавием. На основе «Союза Спасения» в 1818 г. в Москве был создан «Союз благоденствия». Эта организация, выступая против крепостничества и самодержавия, ставила задачей поддержку либеральных реформ правительства. Отказ правительства от реформ и переход к реакции заставили декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде «Союза благоденствия» было решено путем революции свергнуть самодержавие. Предполагалось сформировать тайную организацию. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», объединившаяся в 1825 г. с Южным обществом.

В движении декабристов существовали разногласия по вопросам государственного устройства страны и о путях и методах осуществления преобразований. В движении проявились и революционные и либеральные направления. По «Конституции» Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту. Избирательное право предусматривало высокий имущественный ценз, провозглашались политические свободы – слова, передвижений, вероисповедания. Крепостное право отменялось.

По «Русской правде» Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в –которой вначале сосредотачивалась в руках Временного революционного правительства, а потом передавалась однопалатному народному вече, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная дума, избираемая на 5 лет народным вече. Во главе России становился президент. Россия должна была остаться единой и неделимой. Крепостное право отменялось, создавался общественный земельный фонд земли за счет изъятия земель у помещиков наряду с частной собственностью на землю.

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади и восстание Черниговского пехотного полка, поднятое 20 декабря 1825 г. членами Южного общества, были подавлены. Хотя движение декабристов было разгромлено, но оно повлияло на развитие общественного движения в России в различных формах даже в условиях реакции. В современной историографии декабризм рассматривается как прогрессивное, революционное движение за буржуазное переустройство крепостнической России.

2. Основные течения в развитии общественной мысли и общественных движений.

В сер. 20-х г 19 века в русском общественном движении появляются три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное или охранительное направление стремилось сохранить существующий строй. «Теория официальной народности», выдвинутая С.С. Уваровым к устоям российской государственности относила самодержавие, православие и народность (необходимость для образованных сословий учиться у народа верности престолу). Либералы (П.Я. Чаадаев) проповедовали необходимость проведения умеренных преобразований путем реформ и просвещения. Теоретиками либерализма были ученые-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. Своеобразным проявлением российского либерализма являются два общественных направления, возникших в 30 – 40 годы 19 века: славянофильство и западничество. Западники (Е. Д, Кавелин, Т.Н. Грановский) считали, что Россия должна воспринять формы общественной жизни, характерные для Западной Европы. Славянофилы (А.С. Хомяков, Аксаковы, Киреевские) считали, что Россия развивается по собственному особому пути, основанному на монархии, православии, общинности. Целью революционного движения было насильственное изменения общественного устройства, социальной базой стала разночинская интеллигенция. Основы «русского социализма» с опорой на крестьянскую общину были разработаны А.И. Герценом. Революционное движение второй половины 19 века прошло ряд этапов. В 60-е годы действовали разрозненные интеллигентские кружки «Земля и воля», ведущие революционную пропаганду. На рубеже 60-70 х складывается идеология народничества, в которой выделяются три направления: «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров), «заговорщическое» (П.Н. Ткачев). Потерпев неудачу во время «хождения в народ», революционное народничество переходит к террору («Народная воля») и в сер. 80-х. было разгромлено. В 80-е – н. 90 годов в России началось распространение марксизма. (группа «Освобождение труда»), рассматривающего промышленный пролетариат в качестве движущей силы соц. революции. В 1998 – 1903 году марксистские кружки объединяются в РСДРП.

3. Русская идея в общественной мысли Х1Х века.

Разногласия в обществе об исторической судьбе России, ее настоящем и будущем наиболее отчетливо проявились в споре двух либеральных идейных течений 40-х годов Х1Х века: славянофильства и западничества. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков, представители западников – П.В. Анненков, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П. А. Чаадаев, по ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский. И западники и славянофилы выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за ограничение самодержавия, за введение в стране политических свобод, негативно относились к революции, поддерживали реформистский путь преобразований.

Но они расходились в поисках путей развития страны. По мнению славянофилов западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь проявляется общность с теорией «официальной народности»). Славянофилы отстаивали историческую самобытность России, противопоставляли ее Западу. Особенностями России они считали:

1. Православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму.

2. Крестьянскую общину как высокую нравственную ценность, с ее традициями, обычаями, не испорченную цивилизацией.

3. Отношение русского человека к власти, основанное на «договорной» системе подчинения. (как между земским собором и царем в период Московского государства).

4. Особенности русского характера, с такими чертами как долготерпение, покорность.

Учение славянофилов иногда относили к политической реакции, так как оно

содержало принципы «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Но они иначе трактовали эти принципы. Под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавие рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». В то же время славянофилы были либералами по своим взглядам, отстаивали свободу личности.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность расценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра I стали началом вхождения России во всемирную историю. Но они признавали, что реформы осуществлялись с большими трудностями, заложившими основы самодержавного деспотизма. Западники считали, что Россия и Запад идут одинаковым историческим путем, поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Носителем преобразований они считали «образованное меньшинство». Важнейшей целью они видели освобождение личности.

Либеральные идеи западников и славянофилов оказали большое влияние на общественную мысль России в последующее время. Начатый ими спор о том, является ли Россия центром христианского мира, третьим Римом, или страной, которая является частью Европы, продолжаются и сегодня.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление индустриального общества в России в Х1Х веке. Кризис крепостничества | Россия в начале ХХ века. Противоречия модернизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.