Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научных знаний




РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И

 

Своеобразным критериям уровня духовной культуры народа является положение в сфере образования.

На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения.

Начальное обучение. Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, осуществленные в России, способствовали развитию образования на Украине. Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки. В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ.

На украинских землях, находившихся под властью Речи Посполитой, образование было в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви, и поэтому было мало доступно для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в отдельных городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч).

Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование.

В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700– 800 студентов. Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища.

Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум.

Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. – Киево- Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево- Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам.

В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. В начале XIX в. это знаменитое учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.).

В конце XVIII в на Украине появились первые профессиональные школы.

На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения.

На развитие общественно - политической мысли и научных знаний, большое влияние имели западноевропейские философы – просветители. XVIII век был отмечен глубокими изменениями в общественном сознании. В результате новых явлений в общественной жизни на первый план вышел ряд проблем. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма выступал Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.), который начал свою деятельность в Украине, продолжил ее в Петербурге, став одним из ближайших сподвижников Петра І и ярым сторонником его реформ. В его сочинениях была изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его "Духовном регламенте" обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода. По мнению Прокоповича, монарх имеет неограниченные права не только в светских делах, но и в религиозных.

Гуманистические традиции нашли свое выражение в творчестве выдающегося украинского мыслителя, просветителя, поэта Григория Саввича Сковороды (1722-1794 гг.).

Философские взгляды, гуманистические идеалы Сковороды ярко отразились в его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках "Сад божественных песней" и "Басни харьковские" Сковорода затрагивал важные проблемы своего времени, утверждая высокие моральные качества человека. Многогранная деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии демократической общественно-политической жизни XVIII в., а его поэтическое творчество имело огромное влияние на будущих классиков украинской литературы.

В XVIII веке большие изменения происходили в научной сфере.

Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, география, медицина, астрономия. Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание. В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры.

В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – «Львовская газета» на французском языке.

Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а «гражданскою» - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы.

Важную роль в накоплении и распространении знаний в Украине играли библиотеки. Уникальным было книгохранилище Киевской академии, основу которого заложил Петр Могила в 1647 г., завещав 2000 книг академии. Библиотека академии, которая комплектовалась на протяжении двух веков, не только влияла на становление мировоззрения многих поколений преподавателей и студентов. Из ее фондов пополнялись библиотеки всей Украины, в частности Переяславского, Черниговского, Харьковского коллегиумов и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.