Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная обусловленность ценностных ориентаций

Проблема классификации ценностей

Оценка, ее структура и функции

 

Наличие ценностей в жизни общества предполагает оценочную деятельность. Оценка, с одной стороны, зависит от субъекта, а с другой – от объективных условий. Оценочная деятельность осуществляется как разумом человека, так и его чувствами, при этом в разных видах деятельности эти моменты сочетаются по-разному: в науке преобладает рациональная оценка, в искусстве – идейно-эмоциональная. Оценка зависит не только от объективной реальности, но и от особенностей оценивающего субъекта, от общества, в котором живет человек. Существует проблема истинных и ложных оценок. Оценка может формироваться на основе научных знаний, повседневного опыта, суеверий и предрассудков. При этом простая принадлежность оценки к науке не делает ее обязательно истинной.

В структуре оценки условно выделяют две стороны:

1) фиксация некоторых объективных свойств, предметов, процессов;

2) одобрение или осуждение того или иного явления.

Первой стороной оценка тяготеет к знанию, а второй – к норме. Норма – это общепризнанное правило, которое направляет и контролирует поведение человека в соответствии с интересами общества или отдельных групп. Обычно норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее какое-либо действие. Сложившиеся в обществе нормы имеют относительную устойчивость и, в свою очередь, воздействуют на оценочную деятельность. Основные функции оценки:

1) гносеологическая состоит в том, что оценка является специфическим моментом познания;

2) активизирующая выражает способность оценки формировать активную установку и ориентацию на практическую деятельность;

3) вариативная заключается в том, что оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов;

4) мировоззренческая проявляется в том, что оценка – необходимое условие формирования и развития самосознания человека.

 

 

 

При классификации ценностей в философии используются два подхода. В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, а во втором – субъект ценностного отношения.

По первому основанию выделяют ценности материальные и духовные. Такое разделение является чрезвычайно общим и условным. Поэтому оно уточняется путем выделения отдельных типов ценностей в зависимости от видов деятельности. Исходным моментом общественной жизни является практика, а необходимым условием ее осуществления – природные объекты. Они образуют природные ценности – воздух, вода, почва, леса. В условиях нарастания экологических проблем выделяются экологические ценности (чистый воздух и вода, девственный лес и т.п.).

К материальным ценностям относятся ценности экономического характера. Они включают в себя не только материальные блага, но и сам процесс труда, в результате которого они создаются. С экономическими ценностями связаны социальные: жизнь, здоровье, свобода, достоинство и другие. К ним примыкают ценности политические: избирательное право, свобода слова, совести, собраний и т.д. К собственно духовным ценностям относятся этические и эстетические. Особенность этических ценностей заключается в том, что они не имеют материального воплощения, а проявляются в нравах, обычаях, идеалах и т.д. Эстетические ценности содержат в себе два слоя:

1) первый слой образует чувственная реальность, природные качества предметов;

2) второй слой представляет собой результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта.

Особенностью духовных ценностей является то, что они существуют не только в предметной форме, но и как процесс деятельности, неотделимый от его результатов. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в процессе потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные. Их потребление не носит пассивного характера, потребляя их, человек духовно обогащается и совершенствуется.

По субъекту ценностного отношения выделяют ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Индивидуальные ценности порождены потребностями и интересами индивида и выступают как личностное преломление общих интересов.

Групповые ценности не сводятся к простой сумме ценностей индивидов, входящих в группу, они связаны с групповым интересом. Коренной интерес группы обычно заключается либо в сохранении своего положения, либо в его изменении. Из этого следует, что групповыми ценностями будут те, которые удовлетворяют этот интерес. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они приносятся в жертву групповым.

Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых и выражают коренные интересы всех людей независимо от их расовой принадлежности и социального статуса: жизнь, здоровье, благополучие, взаимопонимание и т.п.

 

 

 

Ценностные ориентации формируются в результате сознательного выбора субъектом жизненно важных для него объектов. Отдавая предпочтение каким-либо ценностям, человек определяет направление своей жизни. Тип ценностной ориентации индивида может определяться способом его деятельности. Если человек отдает предпочтения индивидуальным ценностям, то это говорит об эгоистической направленности ценностных ориентаций. Если в качестве цели он выбирает ценности коллектива, то это коллективистская ценностная ориентация. Предпочтение тех или иных ценностей отражаются в различных социальных теориях. В религиозной этике особое значение придается аскетизму, который отрицает радости земной жизни, а высшей ценностью провозглашает вечную небесную жизнь.

Противоположностью аскетизма является гедонизм, который рассматривает наслаждение и отсутствие страданий как главную ценность. Близок к нему эвдемонизм: он называет высшей ценностью счастье, но понимает его не как просто чувственное наслаждение, а как достижение внутренней свободы.

В XVIII в. на волне критики феодализма сформировался утилитаризм. Он называет руководящим принципом поведения полезность. Индивидуальные интересы утилитаризм рассматривает как единственно реальные, а общественные сводит к сумме индивидуальных.

Таким образом, система ценностных ориентаций личности формируется под воздействием многочисленных факторов как общесоциальных, так и особенностей микросреды, которая окружает личность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и природа ценностей | Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.