Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1. В философии и науке не должны существовать непроверенные понятия, они должны быть исключены

В философии и науке не должны существовать непроверенные понятия, они должны быть исключены. Необходим новый метод исследования - эксперимент. Абсолютное знание недоступно. Приемлемы любые доказанные гипотезы.Оккам за автономию светской власти от власти церкви.

Главное в познании - опыт. Универсалии - результат человеческого познания. Знание изменяется, развивается и должно постоянно подтверждаться проверкой.

В мире реально существуют лишь единичные вещи. Общего нет. В вещи нет различия формы и материи. Таким образом, существуют Бог и вещи. Единичные вещи - объект изучения науки. Каждая вещь этого мира и человек полностью зависит от Бога.

Теория двух истин. Истина разума и истина веры (теология) симметричны. Истины веры не могут быть доказаны с помощью разума, они в этом не нуждаются. Истины разума - научные знания, они должны быть доказаны и проверены. Философия приобретает самостоятельный статус, перестает быть служанкой теологии.

После вещей, в сознании человека, как результат его умственной рациональной деятельности.

В вещах, реализованные идеи получившие материальную форму.

До вещей, в сознание Бога, в идеях.

Теория познания - гносеология. Человек познает мир в 2 этапа: 1. чувства, 2. интеллект. Познание начинается с чувственного образа, затем путем абстракции, получается умственный образ. Чувством доступно внешнее предмета, разуму - сущность. Истина - соответствие мысли и реально существующая вещь. Сами вещи истинны, ли соответствуют идее Бога. Вера и знание - не совпадают, но и не противоречат друг другу. Вера более совершенна, т.к. ей доступно то, что не доступно разуму. Разум может ошибаться, а вера нет. Представление о человеке - антропология. Человек - это единство души и тела, душа не материальна, она не представляет всего человека. Совершенство души зависит от совершенства тела. Душа обладает интеллектом, разумом и волей.

10. Конец средневековой философии: У. Оккам.Представитель номинализма - Оккам (1280-1349 гг.)

11.Основные черты философии эпохи Возрождения14-16 век эпоха возрождения и гуманизма. Возрождение сначала возникает как феномен культуры.предпосылками возрождения явились:1)развитие в сфере экономики и техники (появление новых орудий труда и типов производств - ткацкая, военное дело, металлургия, книгопечатание).;2)рост выпускаемой продукции. Развитие торговли. Контакты с новыми людьми, культурами, обмен знаниями.3)эпоха географических открытий. Изменение идеологического характера, внутри церкви. Ослабевает идейная, экономическая и политическая власть церкви. Этапы эпохи возрождения:1.гуманистический (середина 14 - середина 15 вв.). Основная проблема человек, в его отношение к миру.2.Неоплатонический Основная проблема - устройство бытия.3.Натурфилософский. Основная проблема - природа, попытка исследования с помощью научных методов. Основные темы эпохи возрождения, общественное и гос. устройство. Новый взгляд на человека:Человек земное существо и в земной жизни должен быть счастлив. При этом человек лучшее из творений бога.Человек существо гармоничное. В нем прекрасны и душа и тело.Человек трудящийся, мастер своего дела. Труд не наказание, а мастерство, предмет гордости. Идеал, талантливый художник, скульптор, писатель.

12. Гуманистическое направление философии Возрождения: Л.Б. Альберти! Альберти (1404-1472). Труды об "архитектуре", "о живописи", о "семье". Предмет философии - человек, мораль и общественное устройство, то что подвластно человеческому опыту. Идеал - человеческая деятельность. Самый тяжелый порог - никчемность. Любая вещь в мире должна служить человеку, сам он должен сохранять отношения дружбы и сотрудничества с другими. Человек рождается, чтобы производить и своими великими делами прославлять Бога. Цель человеческой жизни - счастье, все добродетели служат этому. Добродетельный человек - человек мастер, именно такой способен противостоять судьбе и управлять ею.

13. Натурфилософское направление философии Возрождения: Н. Кузанский.

Кузанский утверждает,что модель человеч.познания сравнение неизвестного с известным.,акая модель работае, если познаются ограниченные факты действительности,но она не срабатывает,если объектом явл-ся весь мир в целом. С бесконечностью ничего не повторимо.Познание мира в целом бесконечный процесс,в котором противоположности совпадают бескон мир и конечн разум. Мир вселенная-это Бог и в Боге совпадают все противоречия.Бог вбирает весь мир,уравнивая понятия мах и мин.Кузанский говорит о 3 ступенях познания:1.познание чувственное.Человек констатирует факт,процесс.2Познание рациональное.Переход от конкретных явлений к их сущности,человек замечает противоречивость мира,тип нуждается в доказательствах. 3Интеллектуальный.человек стремится познать не конкрет вещей,а познание мира в целомПолное познаие присуще Богу,для человеку путь бесконечен. Компликация -Бог включен в себя все вещи. Экспликация- Бог во всех вещах состовляет их сущность.Контакция-каждая вещь есть отражение вселенной.т.е каждая вещь есть микрокосмос,отражается вся вселенная.

14. Социально-политическое направление философии Возрождения: Н. Макиавелли, Т. Мор! Макиавелли (1469-1527).Главное в государстве - человек. Макиавелли провозглашает новый для политики лозунг: "Политика для политики". Основные идеи:политический реализм - нужно анализировать реальность, а не должное состояние. Именно такой анализ может дать практический результат;новая концепция государя. Понятие "добродетели государя", Добродетели: сила, здоровье, энергия. Способность к предвидению. Возможность принуждать других, воля. Государь должен уметь использовать любые средства для блага государства Главная цель деятельности государя - благополучие государства, для этого необходима сильная государственная власть. Главные чувства граждан к государю - уважение и страх. Чтобы удержать власть, государь должен быть жестоким. Макиавелли длит людей на 1 группы: 1. слабые (подчиняются судьбе). 2. добродетельные, способные противостоять судьбе (занимают гос. посты, управляют другими людьми). Идеальное государство - республика, в основе которой свобода граждан и обычай. Томас Мор (1478-1535).Основная идея государственного устройства - государство будет идеальным,если следовать здравому смыслу и законам природы.отсутствие частной собственности.все граждане равны (в таком государстве процветает ремесло и земледелие, люди обмениваются продуктами своего труда).нет денег.работа добровольная, а не по принуждению (рабочий день - 6 часов).Томас Мор видит изъяны общества, но не в состоянии бороться с ними, он лишь может показать людям идеал, к которому нужно стремиться.

15. Философские идеи реформации. Реформация - движение внутри церкви.Тотальное отрицание(Лютер высказывает полное недоверие спастись в одиночку без божеств. Вмешательства.Спасение чел.души дает не разум,а вера,поэтому познание это проявление чел. гармонии.необходимость религиозного обновления и реформы церкви.Человек может спастись верой Человек сотворен Богом из ничего,поэтому и дела человека перед Богом ничто. Спасение чел.души зависит только от воли Богавсе попытки изменить волю,значит проявить гордыню единственное спасение это вера в Бога.Они пораждают опред поступки.Идея о несгораемости и простате писания.Все что чловек знает о Боге дано писанием.Истины просты в доводах не нуждаются.Отрицает роль церкви.уравнивает служению Богу мирской и церковной жизни.

16. Новые черты науки и философии в эпоху Нового времени. Изменяется научная картина мираЗемля рассматривается как одно из множества небесных тел. Земля это часть солнечной системы.Она не является продуктом творения.Она существует косм. Законам наука становится деятельностью профессиональной и общедоступной. Профессии-лизм означает,что наука становится специализ.деятельность,треб спец.образования. Появляются спец. научные требования. Эксперементы это методы планируемый и контролируемый.Позволяет получать точные и достоверные данные, многократно. наука становится соц.институтом,т.е она начинает выполнять соц.функции. Познавательная это функция производственная.Формируется научное сообщество,появляется научные коммуникации,первые научные издания.наука начинает говорить на специальном языке.Труд ученого соединяет в себе теорию и практику умственный и физический труд.Появляются ученые эксперементатели.Наука стала ориентироваться на практике.

17. Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона

Цель философии-это помощь человеку преобретении власти над природой,поэтому философия- это наука о реальном мире, основанная на опытном зании.Бекон сторонник двух истин.Разделяет истину веры и истину разума.Бог- природа,человек-философия. В качестве раздела философии: физика,метафизика,механика,антропология,психология,логика. Определяется предметы и разные познания.класссиф. ошибок познания 4 ошибки.1.признаки рода,ошибки самые устойчивые.2.признаки пищеры-это ошибки связанные с особен. характера,теприрамента,воспитания.ошибки возникают под влиянием эмоций.3. признаки площади. ошибки пораждены речевым общение.4.признаки театра.ошибки пораждаются верой в автор-та.Ошибки могут быть искоренены самовоспитанием,самосознание,либо через критическое отношение к элементам культуры. Индукция- это ход рассуждений от частного к общему.Индукция предполагает полный обзор всех фактов и явлений для того,чтоб выводы были адекватны.Истинная индукция Бэкона преполагает в качестве фактов подлежащих обобщению только эксперимент.установление.цель познания понять структуру явления закон его протекания.философия должна отвечать на вопрос как,а не на вопрос почему.Наука должна иметь строгую,четкую систему организаций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема идеального и материального в философских системах Платона и Аристотеля | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.