Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы криминологии




1. Статистический метод: является общенаучным методом. Содержание данного метода: статистическое наблюдение, группировка, анализ.

Статистика устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел. Она не объясняет внутренний механизм формирования закономерностей, не вычленяет причинные зависимости. Установление же характера закономерностей (причинно-следственные связи) всегда требует применения комплексного метода.

Государство взяло на себя роль исследователя – в области уголовной статистики. – это сплошное исследование (каждый элемент отслеживается, самое точное исследование).

Существует выборочное статистическое исследование – из всей генеральной совокупности выбираются части, на основании которых делается вывод обо всей генеральной совокупности. Есть проблема выбора – какую часть выбирать.

В количественном выражении (цифровые результаты) результаты при выборочном и генеральном исследовании всегда различаются. Показатель различия – ошибка репрезентативности. Необходимое и достаточное количество должно быть для выборочного исследования.

Правило выборки (разработано статистикой):

- случайная (метод случайных чисел) – например, каждое пятое дело;

- районированная выборка;

- выборка по принципу квот.

 

Под генеральной совокупностью понимается все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в данном криминологическом исследовании. Речь идет о сплошном наблюдении, которое заключается в полном охвате объекта исследования и всех его элементов. Практически провести всю эту работу весьма затруднительно, а иногда и вовсе невозможно. В этих случаях используются методы несплошного наблюдения, при котором реги­страции подлежит только часть единиц изучаемой совокупности.

Наиболее часто при несплошном наблюдении применяется выборочный метод, который предполагает использование в качестве объекта криминологического исследования не все без исключения единицы наблюдения, а лишь отобранную по специальным признакам часть генеральной совокупности. Важным условием использования выборочного метода является представительность (репрезентативность) полученных результатов. Достигается она в случаях, когда выборка является своеобразной моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать наиболее важные характеристики этой совокупности.

Основной принцип построения выборки состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные возможности попасть в выборку. Рассмотрим это на примере изучения эффективности воспитательного воздействия специальных передач телевидения, посвященных борьбе с преступностью.



Как известно, современная аудитория телезрителей насчитывает около 30 млн. человек, что и является в данном исследовании генеральной совокупностью. Очевидно, что опросить такое число телезрителей практически невозможно и, пожалуй, не нужно. В этом случае важно правильно построить выборку, которая бы отражала реальную структуру массовой аудитории телезрителей по ряду признаков (пол, возраст, образование, семейное положение, род занятий и др.). Число единиц в такой выборке обычно не превышает 3 тыс. человек. Вполне понятно, что чем больше единиц попадает в выборку, тем меньшей будет возможная ошибка. В данном же случае возможная ошибка в долях процента практически не имеет существенного значения для получения достоверных данных об эффективности правовоспитательного воздействия телевизионных передач о борьбе с преступностью.

При проведении выборочного криминологического исследования важно определить основу выборки. Она должна отражать необходимый и достаточный перечень элементов генеральной совокупности, удовлетворяющий требованиям полноты, достоверности, адекватности, удобства работы, исключения дублирования единиц наблюдения.

 

2. Метод опроса:

- письменный (анкетирование) – письменный опрос респондентов по заранее составленной анкете;

- устный (интервьюирование) – устный опрос респондентов по заранее составленному плану.

Последовательность при анкетировании:

1) формулирование вопросов;

2) размещение вопросов в анкете (с чего нужно начинать, чем завершать и т.д.);

3) обсуждение и рецензирование анкеты (т.е. оценка со стороны, критика);

4) пилотажные исследования (пробный опрос, который проводится для выявления возможных вариантов ответов и проверки работоспособности анкеты – понятны ли вопросы, отвечают ли на них либо уклоняются от ответа);

5) техническая работа по размножению, тиражированию анкет;

6) организация заполнения анкеты (время, ситуация, стимулы);

7) обработка анкет.

В анкете бывают вопросы

· открытые (предусматривающие свободные ответы) и закрытые (предоставляющие варианты ответов, которые выбираются опрашиваемым). Плюсы и минусы открытых и закрытых вопросов – самостоятельно;

· прямые и косвенные;

· контрольные – для проверки объективности ответов, склонности ко лжи;

· вопросы-казусы. Формулируется определённая ситуация, которую опрашиваемый должен оценить.

Структура анкеты: вводная часть – обращение к опрашиваемому о цели анкеты, правила проведения; вспомогательный блок вопросов, которые не касаются главной темы, т.е. как бы разминка; основной блок; заключительные блок; слова благодарности.

 

Таким образом, анкетный метод – способ исследования криминологических проблем путем опроса репрезентативного числа лиц или обобщения сведений, содержащихся в материалах уголовных дел, по специально разработанной письменной анкете и последующего обобщающего анализа и оценки собранных данных.

Недостаток метода состоит в неизбежной субъективности получаемой информации. Достоинство – анонимность, т.к. опрашиваемый может быть не заинтересован в огласке его позиции.

 

Устный опрос: стандартизированный (формализованный) – все вопросы заранее жёстко формулируются, размещаются по порядку, и нестандартизированный (неформализованный) – менее жёсткие, форма беседы по теме. Может быть индивидуальным и групповым. Чаще всего применяется для углубленного изучения личности преступника, потерпевших, общественного мнения.

Интервью – беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинства: встреча лицом к лицу, это не простой обмен информацией, а разговор (динамика и гибкость). Применяется, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни.

 

3. Метод экспертных оценок.

По существу – опрос (письменный, устный) экспертов, специалистов в области криминологии. Необходимо научно обосновать отбор экспертов.

 

4. Метод контрольной группы

Два опроса:

- исследование основной группы респондентов (те, кто совершил преступление);

- исследование контрольной группы (кто не совершал).

Требования к контрольной группе:

- репрезентативность;

- сопоставимость с основной группой;

- временная сравнимость исследования;

- выбор контрольной группы должен вытекать из концепции исследования.

 

5. Социометрия

Это социальный метод (авто – Морено). Позволяет измерить социально-эмоциональные связи в формальных либо неформальных группах. Методика стандартизирована. С помощью этой методики можно выделить формальных и неформальных лидеров, аутсайдеров.

 

6. Документальный метод.

Анализируются официальные и личные документы людей. Специфика данного метода в криминологии – анализ уголовного дела по заранее составленной программе, поэтому в итоге (в криминологии) документальный метод – это анализ уголовных дел.

Составляется анкета, в которой формулируются различные вопросы, касающиеся дела, т.е. как анкетирование, только работа с документами, а не с человеком.

Необходима определённая статистическая совокупность, чтобы получить статистически достоверную информацию (минимум 100 дел). Закон больших чисел: чем больше информации и данных обрабатывается – тем лучше.

Документы: статистические отчеты, материалы уголовных дел, заявления о преступлениях с ответами на них, материалы контролирующих органов, бюро судебно-медицинских экспертиз, СМИ.

Достоинства метода:

- лёгкость обработки статистического материала;

- доступность данного метода;

- возможность получения большого объёма информации.

 

7. Наблюдение

Это целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; это процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

Виды наблюдений:

- включённое – наблюдатель включается анонимно в какую-либо среду;

- открытое – наблюдатель декларирует себя в данной роли, он не участвует в деятельности группы;

- скрытое – наблюдатель – участник группы, участник какой-то деятельности, он известен как наблюдатель, но фиксирование результатов, наблюдение делает незаметно для окружающих, не мешая.

Включенное наблюдение полезно в качестве оперативного работника, следователя, прокурора и т.д., т.е. когда важен опыт практической работы в правоохранительных органах, в судах.

 

8. Социальный эксперимент

Эксперимент – это научно поставленный опыт.

Вопрос об эксперименте в криминологии всегда был дискуссионным. Так, была высказана точка зрения, что эксперимент криминологии вообще недоступен. Другая позиция сводилась к тому, что Э может быть использован в криминологии лишь в позитивном, положительном направлении.

Э может быть успешно применен для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т.д.

Например, проверка эффективности и обоснованности судов присяжных.

В отношении криминологии используется естественный эксперимент, который отражает социальную действительность, сама жизнь. Исследователь фиксирует события, не вмешиваясь в них. Разновидности социального эксперимента в криминологии:

- эксперимент в реально существующей жизненной ситуации. Анализируемый фактор начинает действовать, исследователь его фиксирует и отслеживает.

- эксперимент ситуации, имеющей место в прошлом. Например, изучается биография несовершеннолетнего, совершившего преступление, и криминолог выясняет, что явилось отправной точкой для криминальной деятельности.

Может быть вербальный эксперимент (придумывается определённая ситуация; опрашиваемому предлагается описать, как он поведет себя в этой ситуации).

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.085 сек.