Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации




Причина конкретного преступления (индивидуального преступного поведения) формируется под воздействием негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, и внешних обстоятельств (конкретной ситуации), порождающих намерение и решимость совершить данное преступление.

Причины и условия конкретного преступления

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Однако если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом, проявляется сложный комплекс причинных зависимостей — от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминантов до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества.

 

Система причин и условия конкретного преступления:

1. Личность, её внутренний мир, негативные нравственно-психологические свойства личности (причины и условия, относящиеся к личности преступника); (криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке)

Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

2. Условия неблагоприятного нравственного формирования личности (УННФЛ); (среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации)

3. Конкретная жизненная ситуация (КЖС).

Некоторые авторы добавляют ещё – условия совершения преступления (можно отнести к конкретной жизненной ситуации).

 

 

Личность, её внутренний мир – это социально-психологический механизм конкретного преступления, т.е. взаимодействие психических процессов и состояний личности с внешней средой, определяющее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных.

Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления состоит из нескольких стадий:

1. Формирование мотивации преступления

2. Принятие решения о совершении преступления, планирование преступления

3. Исполнение преступления.

Схема механизма преступного поведения разработана академиком Кудрявцевым.

Мотивация включает в себя процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения – это внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации. Цель – предвидимый и делаемый результат определенного деяния. Процесс выработки мотивации начинается с выработки потребностей (материальных, духовных или иных), актуализации. Криминологи считают – деформированные, извращённые потребности. Интерес личности – осознанная потребность, также может деформироваться. Большое значение имеют эмоции и чувства.

Существенным элементом механизма преступного поведения является воля. Воля - сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.

При принятии решения о совершении преступления происходит прогнозирование возможных последствий реализации возникшего желания, планирование преступления с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, а также выбор средств.

Деформация сферы принятия решений, состояния выбора. То есть на данной стадии возникающие желания еще раз соотносятся с установленными в обществе нормами поведения, взглядами, мнениями, возможными последствиями. Недостаточный учёт нормативных требований. Сфера самоконтроля (опьянение, болезни, психические отклонения, сильная усталость, состояние фрустрации).

В ряде случаев механизм преступного поведения носит свернутый характер: акта задержки нет, человек действует сразу же в соответствии с возникшей у него установкой. Принятие решения и выбор средств происходят мгновенно. Это характерно для несовершеннолетних, для лиц, отличающихся импульсивностью.

Третье звено – исполнение преступления.

Долгова выделяет также четвертый этап – этап посткриминального поведения, когда преступник анализирует происшедшее, скрывает следы преступления, распоряжается приобретенным преступным путем имуществом, принимает меры к тому, чтобы избежать уголовной ответственности. При этом преступное поведение рассматривается ей как более широкое понятие, чем преступление в уголовно-правовом смысле.

Алгоритмы развёртывания преступлений – есть алгоритм предупреждения преступлений.

Преступление – взаимодействие нескольких людей. Взаимодействие в системе «преступник – жертва».

Необходимо различать социально-психологический механизм преступления умышленного и преступления, совершённого по неосторожности.

 

Все качества личности преступника сформировались под влиянием УННФЛ. Социологи в основном работают с позитивными условиями, криминологи – с негативными.

Криминоформирующие факторы формируют личность субъекта преступной деятельности.

Процесс формирования личности преступника длится не всю жизнь, а на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Процесс формирования личности характеризуется активной ролью общества, являющегося своеобразным поставщиком необходимой для восприятия информации, комплекса норм, ролей, установок, которые запечатлеваются в сознании и в определенной степени влияют в будущем на становление либо личности преступника, либо добропорядочного гражданина.

Основополагающую роль в данном случае играет так называемая первичная социализация, которая характеризуется тем, что протекает на уровне подсознания ребенка.
Семья, будучи средой для первичной социализации, играет важную роль в процессе становления личности. Имеют место случаи, когда у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями, но последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения.

В нашей стране существуют объективные обстоятельства, формирующие высокий уровень неблагоприятного развития личности:

1) значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности;

2) социальная напряженность между людьми;

3)утеря людьми привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей, некоторое ослабление родственных, семейных и иных связей, социального контроля;

4) постепенное возрастание числа тех, кто в современном производстве не может найти себе места.

Личность преступника формируется не только под влиянием микросреды {семьи, иных малых социальных групп), но и широких, макросоциальных явлений и процессов.

 

К УННФЛ можно отнести:

- семьи с криминогенными факторами (пьянство, дебоширство, драки; деформации состава семьи; экономическое положение – нищета; взаимоотношения в семье, их отсутствие; вовлечение в преступную деятельность, преступный опыт);

- УННФЛ в сфере образования (взаимодействия «ученик – ученик», «учитель – ученик»; социальные группы);

- УННФЛ в сфере досуга, улица;

- УННФЛ в сфере трудовой деятельности;

Изучение и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от непреступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Выборочные криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что: 1) среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;
2) возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп; 3) семейное положение и, особенно, воспитание оказывают влияние на формирование личностных качеств; 4) особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы в работе и т. д.); 5)уровень образования преступников, как правило, ниже, чем у законопослушных граждан; 6) среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие особенности, как характер и длительность преступной деятельности.

 

Преступление – это всегда взаимодействие личности преступника и конкретной жизненной ситуации (КЖС). Роль КЖС в механизме совершения преступления очень велика.

КЖС – это событие или состояние, вызывающее у человека решимость совершить преступление.

Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица, непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.

Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным “спутником”. Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

 

КЖС делятся:

1) По месту возникновения:

- концентрируются на ограниченной территории (например, коммунальная квартира);

- распространяются на обширную территорию (например, в рамках всего человечества).

2) По времени возникновения:

- кратковременная, возникающая в момент совершения преступления (например, ДТП);

- длительная, возникающая задолго до преступления (например, конфликты на почве мести, ревности).

3) По характеру воздействия на виновного:

- провоцирующая КЖС;

- сопутствующая КЖС;

- соблазняющая КЖС;

- разряжающая КЖС;

- затрудняющая КЖС.

4) По содержанию:

- проблемные;

- экстремальные;

- конфликтные.

5) По источнику возникновения:

- заранее создаваемые самим преступником;

- создаваемые им же, но непреднамеренно;

- возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц;

- создаваемые потерпевшими от преступлений;

- вызванные стихийными силами природы и т.д.

 

Любая криминогенная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий, способствующих совершению конкретных преступлений.

Выделяется повод совершения преступления – элемент ситуации, случайное внешнее проявление (например, открылся чемодан с деньгами). Также выделяется предлог совершения преступления – формулируется самим преступником для облегчения совершения, для оправдания своих действий перед собой и окружающими.

Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью (субъективное восприятие КЖС человеком). При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.

Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.

Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.

 

В рамках проблемы роли КЖС в механизме совершения преступления сформировалась научная отрасль – криминологическая виктимология.

Криминологическая виктимология - учение о жертве; отрасль криминологии, имеющая предметом исследования личностные качества и поведение жертвы преступления.

Задачи виктимологии - изучении личности пострадавших от преступления, их межличностных связей с преступником до, во время и после свершения преступления.

Предмет изучения виктимологии - лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред, в том числе и преступники; их поведение, связанное с совершенным преступлением (включая и поведение после него); отношения, которые связывали преступника и жертву до момента совершения преступления; ситуации, в которых произошло причинение вреда и т. д.

Криминологическая виктимология изучает: 1) социальные, психологические, правовые, нравственные и иные характеристики жертв преступлений - для того чтобы выяснить, почему, в силу каких эмоциональных, волевых, моральных качеств, какой социально обусловленной направленности человек оказался потерпевшим;
2) отношения, связывающие преступника и жертву (потерпевшего) - чтобы ответить на вопрос, в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок преступления, как они влияют на завязку преступления, мотивы действий преступника;
3) ситуации, которые предшествуют преступлению, а также ситуации непосредственно преступления; 4) посткриминальное поведение жертвы (потерпевшего) - чтобы ответить на вопрос, что он предпринимает для восстановления своего права, прибегает ли к защите правоохранительных органов, суда, препятствует или способствует им в установлении истины; 5) пути, возможности, способы возмещения причиненного преступлением вреда, и в первую очередь физической реабилитации жертвы (потерпевшего).

Основные понятия:

Виктимизация – термин, с помощью которого описываются социальные последствия совершенного преступления либо преступности в целом; это процесс превращения человека в жертву преступления. Криминализация населения – процесс втягивания в преступность всё большего числа людей. Чем больше криминализация, тем выше виктимизация.

Виктимность - предрасположенность лица стать при определённых обстоятельствах жертвой преступления или неспособность избежать опасности там, где она была предотвратима.

Виктимность:

– как личностная характеристика потерпевшего, обеспечивающая повышенную способность быть жертвой преступления (например, повышенная вспыльчивость, конфликтность, агрессивность);

– как проявление определённых личностных качеств в конкретном поведении (например, неразборчивость в знаках проявления внимания при общении с незнакомыми людьми, употребление спиртных напитков с ними);

– как совокупность социальных ролей, статусов личности, способствующих быть жертвой преступлений (например, богатый человек, инкассатор, работник правоохранительного органа, судья)

Жертва - физическое лицо, которому преступлением причинен физический, моральный или материальный вред. Любой потерпевший или жертва преступления, как потенциальная, так и реальная сторона, обладает качествами, делающими ее уязвимой.

Жертвы преступлений классифицируются:

1) по содержанию субъективной стороны – жертвы умышленной или неосторожной преступности;

2) по направленности преступного посягательства - жертвы преступлений однородного объекта и определенных видов преступлений;

3) по характеру причиненного вреда - материального, морального и физического;

4) по степени осознания наступления последствий - осознающие и в неведении;

5) по видам взаимоотношений с преступником - случайные, неопределенные и определенные;

6) по роли жертвы - нейтральные, соучастники, провокаторы;

7) по психологическим критериям - с выраженными нравственно-психологическими особенностями и с отклонениями в психике;

8) по биофизическим характеристикам, т.е. пол, возраст, состояние в момент совершения преступления;

9) жертвы преступлений - потенциальные, реальные и латентные.

В основу этой классификации, как правило, положены составы преступлений, объединенные общим объектом (например, потерпевшие от преступлений против собст­венности). Вместе с тем проводились исследования потерпевших от конкретных видов преступлений — карманных краж, грабежей и разбойных нападений, мошенничества, изнасилований, убийств. Важное значение имеет также классификация потерпевших в зависимости от особенностей их личности (психофизических, нравственно-психологических, социально-ролевых). С учетом психофизиче­ских особенностей выделяются несовершеннолетние, женщины, лица пожилого возраста; нравственно-психологические качества позволяют выделить жертв с отрицательной либо положительной нравственной направленностью; социально-ролевые признаки лежат в основе отнесения к жертвам лиц определенной специальности и рода занятий, а также потерпевших от ранее совершенных преступлений, свидетелей этих преступлений.

По характеру поведения различают агрессивного, активного, инициативного, пассивного, некритичного и случайного потерпевшего.

Виктимность включает: мотивы, цели, умысел или неосторожность потерпевшего, определяющие его вклад в механизм причинения вреда, восприятие, осознание и отношение к результатам виктимизации.

 

Типы виктимного поведения:

1) активное - поведение жертвы спровоцировало преступление;

2) интенсивное - действие жертвы положительные, но привели к преступлению;

3) пассивное - жертва не оказывает сопротивления.

Повышенной латентностью обладают виктимное поведение.

 

В зависимости от поведения потерпевшего преступные ситуации бывают:

1) толчкового характера - жертва провоцирует преступника на совершение преступления, что выражается в нападении, оскорблении, причинении обиды, унижении, подстрекательстве, угрозе;

2) толчкового характера - при этом поведение потерпевшего не провоцирующее, но связано с поворотом на него насильственных действий преступника;

3) нетолчкового характера - поведение потерпевшего создает возможность совершения преступления, хотя не выступает как толчок;

4) замкнутые - когда действия потерпевшего направлены на причинение вреда самому себе без вмешательства другого лица.

 

Знание о жертвах насилия или кражи, анализ и обобщение данных о них наряду с изучением личности преступника могут помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей, наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, т. е. установить группы риска и работать с ними.

Виктимология – база для разработки предупредительных мер.

Для повышения эффективности борьбы с преступностью, в част­ности предупреждения преступлений, наряду с изучением лично­сти преступника, причин и условий, способствующих совершению преступлений, необходимо также и детальное исследование личности потерпевшего (жертвы преступления) и всех тех обстоятельств, в силу которых эта личность стала таковой. В настоящее время вполне обоснованно признается, что изучение преступности без виктимологического анализа является неполным и неточным. Без исследования личности потерпевшего профилактика не может выйти за рамки существующих традиционных подходов. В связи с этим, рассматривая уровни, формы и виды профилактики, выделяют ее виктимологическое направление, обу­словленное идеей, что возможность совершения преступления зависит от многих факторов, которые могут быть установлены, а затем и нейтрализованы. Одним из таких факторов является жертва преступления и ее поведение.

Исследования, проведенные как зарубежными, так и отечественными учеными в рамках виктимологического направления криминологии, убедительно показали, что без учета роли жертвы в ситуации правонарушения невозможно в полной мере понять причины и условия, способствовавшие его совершению. Преступник, жертва и ситуация столь тесно связаны между собой, что образуют единую систему, которая может существовать только при наличии всех названных компонентов.

Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты физических и юридических лиц от преступлений.

 

 

Условия, способствующие совершению преступления – это благоприятный фон для совершения преступления. Например, недостатки в работе государственных органов, недоработка, слабая охрана правопорядка, недостаточная освещённость улиц и т.п.

Причины и условия преступности на современном этап е

 

Наша страна находится в переходном периоде к рыночным отношениям. Существуют такие причины преступность, которые были ещё до перестройки и остались в настоящее время (например, отношение к чужой собственности). Но народился и новый причинный комплекс, характерный для общества в рыночных условиях, что объясняет сегодняшний всплеск преступности.

Внешние причины преступности – например, криминальное «заражение», т.е. перенесение криминальной реальности из-за рубежа (например, терроризм); транснациональная преступность – пути преступной деятельности проходят и через Россию; идеологическое воздействие на людей (тоже необходимо учитывать).

Причинный комплекс преступности:

- экономические факторы;

- социальные причины, которые находятся в социальной сфере общества (например, криминологические аспекты социального неравенства людей в целом, социальное неравенство не может быть криминологическим фактором, так как абсолютного равенства не может быть, но есть криминологический аспект неравенства);

- политические причины (например, межнациональные столкновения в процессе борьбы за власть, террор государственной власти);

- отклоняющиеся формы поведения (тунеядство, наркомания, проституция, сама преступность);

- деформация духовной сферы общества, сферы общественного сознания (деформация экономической психологии, политической психологии, бытовой, правовой, которые становятся криминогенными)

Деформация правовой психологии выражается в двух формах: правовой нигилизм (отсутствие солидарности с правом) и правовое легкомыслие – представление о праве имеется, но не рассматривается как конкретная ответственность за преступления, а как абстрактность.

 

Существует четыре научный подхода к анализу причин преступности:

1. Кондиционалистский подход («кондицио» - условие) – факторная теория преступности, т.е. берутся определённые отрицательные факторы и прослеживается их связь с преступностью.

2. Традиционный подход – в его рамках появляется термин «причины и условия».

3. Традиционно-диалектический подход – идёт поиск не только причин, но и её возникновения (откуда эта причина взялась).

4. Интерактионический (интеракция – взаимодействие). Причины преступности – взаимодействие двух или трёх уровней:

- макроуровень – взаимодействие особенности социальной среды в России с характеристиками населения.

- средний уровень – взаимодействие особенностей социальной среды в конкретном регионе и характеристик населения, проживающего на данной территории.

- микроуровень – взаимодействие характеристики социальной среды конкретного человека с криминологической мотивацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.