Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественно-научная и гуманитарная культура

Лекция1.

ВОРОНЕЖ

Для бакалавров направлений

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Лекция 25

УПРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

Пружины и рессоры: назначение, классификация, расчет

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Иванов М.Н., Финогенов В.А. Детали машин: Учеб.пособ. для вузов - 8-е изд. -М.: Высш.шк., 2003.- 408с.

2 Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов.-4-е изд.,перераб. и доп.-М.: Машиностроение,1989.-496 с.: ил.

3 Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 8-е изд., перераб. и доп. -М.: ACADEMA, 2004.- 496с.

4 Гузенков П.Г. Детали машин: Учебник для вузов.-4-е изд.,испр.-М.:

Высш. шк., 1986.-359 с.: ил.

5 Решетов Д.Н. и др. Надежность машин: Учебное пособие для вузов/

/Под ред. Д.Н. Решетова. - М.: Высшая школа, 1988.-237с.: ил.

6 Фролов М.И. Техническая механика: Детали машин: Учебник для техникумов.-2-е изд.,доп.-М.:Высш.школа,1990.-352с.:ил.

7 Кудрявцев В.Н. Детали машин: учебник для студ. машиностроит. спец. вузов. - Л.: Машиностроение,1980.-464с.

 

Учебное пособие

080100 − «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080200 − «Финансы и кредит»

101100 - «Гостиничное дело»

 


 

В методологии науки под этими терминами понимают две разные традиции, которые сформировались в изучении природы, то есть естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества (гуманитарных науках), с другой.

Методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, поэтому в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью в гуманитарные науки. Это направление было названо позитивизмом. Программа позитивизма была сформулирована французским философом Огюстом Контом в его «Курсе позитивной философии». Конт, например, рассматривал социологию как социальную физику, в которой вместо атомов фигурируют человеческие индивидуумы. Современный позитивизм подчеркивает особое значение логики для построения системы научного знания, его унификации. В связи с этим его еще называют логическим позитивизмом, идеалом которого считается математическая физика, где в качестве аксиом используются законы физики. Идеи позитивизма не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Последователи антипозитивизма отказывались признавать какую-либо общность между гуманитарным и естественным познанием.

В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход в своих исследованиях, идеи и методы кибернетики и теории информации, концепции самоорганизации и эволюции.

Наиболее отчетливо различие между естественно-научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых – объяснение, понимание и предсказание явлений.

Объяснение – подведение явления, факта или события под некоторый закон, теорию или концепцию. По малоправдоподобной легенде Ньютону, чтобы объяснить, почему яблоки падают на Землю, пришлось открыть закон всемирного тяготения. В экономике для объяснения равновесия на рынке обращаются к закону спроса и предложения. Различают различные уровни объяснения.

В естествознании сначала преобладали причинные объяснения (в механике, например, мы говорим, что причиной ускорения является сила, приложенная к телу). Причинные законы отражают регулярные, повторяющиеся связи между явлениями, когда одно из них служит причиной возникновения или происхождения другого. Объяснения с помощью законов в настоящее время называют номологическими. Они являются более надежными, так как устанавливаются и проверяются очень тщательно.

В ряде гуманитарных наук, например, в истории, трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию. Некоторые философы считают, что исторические и другие гуманитарные события и явления также в принципе поддаются объяснению с помощью общих законов и теорий. Они также считают, что для объяснения исторических событий и деятельности людей, следует обратиться к телеологическим или финалистстким объяснениям, которые опираются не на причинные законы, а на раскрытие целей, намерений и мотивов поведения и деятельности людей. Такие объяснения применялись еще в древности. Вследствие развития науки интерес к ним стал пропадать. Некоторые историки считают, что главное внимание в гуманитарных науках должно быть обращено не столько на их общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом исследования событий метод понимания, связанный с их истолкованием.

Понимание – способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления или события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. Такой способ часто называют герменевтическим, по имени древнегреческого бога Гермеса, который служил посредником между людьми и богами Олимпа. В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим. К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого. Теоретическое понимание основывается прежде всего на интерпретации определенных фактов, событий и процессов. Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей.

Можно ли говорить о понимании природы? В явлениях природы не существует ни целей, ни намерений, ни мотивов, а тем самым и вложенного кем-то смысла. Думать иначе означало бы возвратиться к антропоморфизму, то есть наделению природы особенностями, которые присущи только человеку. В то же время, для исследования явлений природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых интерпретируем эти явления. Различия между объяснением и пониманием состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание – к интерпретации.

Предвидение, или предсказание по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит открыть. Предвидение относится к будущим событиям, практически значимым в свете прогнозирования явлений и событий. Предвидение в гуманитарных науках связано с процессами социальными и гуманитарными, которые опираются на законы статистические, вероятностные. Заключения, полученные из статистических законов, всегда имеют вероятностный или правдоподобный характер, отставая по точности от предсказаний в естественных науках. Хорошо известно, с какой точностью астрономы вычисляют время солнечных и лунных затмений, а физики предсказывают результат процессов, происходящих внутри атомов и ядер. Здесь ученые опираются на общие, универсальные законы. В социологии и психологии приходится ограничиваться полуэмпирическими законами статистического характера. Велика также роль субъективного фактора в социально-гуманитарном познании, что делает прогнозы лишь вероятными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.