Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя торговля создает положительный эффект увеличения национального богатства, не прибегая к дополнительным ресурсам

Экспортируется обычно товар, который на мировых рынках оценивается выше, чем у себя в стране, поскольку там он является дефицитным. Поэтому доход, который приносит экспортный товар, оказывается более высоким по сравнению с реализацией его на внутреннем рынке. В условиях закрытой экономики, в отсутствие внешней торговли для аналогичного прироста дохода пришлось бы задействовать дополнительные ресурсы. При их отсутствии прирост дохода стал бы невозможным. Подобную ситуацию описывает нижеприведенный график

 

Ресурс 1

В С Д

Рисунок 3.1.1 График эффекта прироста производственных возможностей

 

График показывает, что в условиях автаркии движение прямой потребления страны от АС к АД требует увеличения используемого ресурса 1 на величину СД. В условиях внешней торговли выйти на линию АД возможно при прежней величине используемых ресурсов (ВС).

Размер выгоды от внешней торговли зависит от диапазона расхождения цен внутреннего и мирового рынков, при котором внутренние цены оказываются более низкими.

Доказав, что внешняя торговля является дорогой к увеличению национального богатства, А. Смит перешел к обоснованию эффективных экспортных позиций страны.

Правила поиска эффективных экспортных позиций страны:

1. Экспортировать следует товар, по которому страна добилась абсолютных конкурентных преимуществ.

2. Абсолютные преимущества достигаются, когда национальный товар имеет более низкие издержки по сравнению с затратами других государств на производство аналога.

Допустим, две страны, А и В, производят один и тот же товар с издержками в 4 долл. и 6. долл., а внутренние цены этого товара в стране А составят 6 долл., в стране В — 7,5 долл. Табл. 3.1 (табл. 3.1)

 

Таблица 3.1.1.

Пример дохода от экспорта

Страны Издержки, долл. Внутренняя цена, долл. Доход от реализации, долл.
А      
В   7,5 1,5

 

Табл. 3.1 показывает, что страна А обладает абсолютными конкурентными преимуществами, так как ее издержки и внутренние цены ниже. Она эти преимущества может реализовать, экспортируя свой товар в страну В. Если страна А станет продавать там товар по цене в 7 долл., она сможет оттеснить местного производителя и обеспечить себе рост дохода на единицу изделия, увеличив его с 2 долл. до 3.

Абсолютные преимущества также можно показать на ниже следующем примере. Это можно показать на простом цифровом примере (см. табл. 3.1.2).

 

Таблица 3.1.1.

Пример дохода от участия страны в международном разделении труда

До специализации
Страна Производство Экспорт(-)/ Импорт (+) Потребление Прирост потребления
Аргентина зерно сахар        
Бразилия зерно сахар        
После специализации
Аргентина зерно сахар     -20 +20     +10 +5
Бразилия зерно сахар     +20 -20     +8 +10
           

А. Смит дает следующие рекомендации по перегруппировке хозяйственных пропорций страны для максимизации выгод от внешней торговли:

· следует экспортировать товар, обладающий абсолютными преимуществами;

· и одновременно отказываться от производства тех изделий, которые обходятся дороже по сравнению с ценой импорта.

В результате ориентации стран на эффективную специализацию при приоритетном развитии отраслей, добившихся абсолютных преимуществ, происходит естественный процесс международного разделения труда.

А. Смит, исследуя абсолютные преимущества, выделял естественные и приобретенные. Естественные преимущества страны обусловлены климатическими и иными природными условиями. Торговля Индии благовониями и пряностями связана с наличием растений, выращивание которых возможно только в ее климатических условиях. Индия реализует, таким образом, свои естественные преимущества.

Приобретенные преимущества, как утверждал А. Смит, определяются уровнем специализации производства. Сейчас к приобретенным преимуществам добавляют уровень использования научно-технических достижений, так как именно он и обеспечивает приобретенные конкурентные преимущества страны и успех ее во внешнеэкономических отношениях.

Поскольку каждая страна реализует во внешней торговле свои конкурентные преимущества и формирует специализацию, приносящую ей прирост дохода, внешняя торговля обеспечивает выигрыш всем участникам торгового обмена.

Выводы теории абсолютных преимуществ А. Смита о взаимных выгодах участников международной торговли:

1. Международная специализация ведет к росту общего количества выпускаемых товаров у всех участников мировой торговли. Мировая торговля позволяет приобрести их в большем объеме и в большем ассортименте и по более низким ценам. Рассмотрим еще один пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах, а Бразилия при аналогичных затратах - 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах (см. рис.3.1.2 и 3.2.3). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна и сахара в этих странах будут заданы кривыми производственных возможностей (жирными линиями на рис. рис.3.1.2 и 3.2.3).

 

 

В данном примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия - по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами - особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо показывает, что торговля может обогатить страну, даже когда последняя не располагает абсолютными преимуществами.

Критерий выбора экспортного товара Д. Рикардо - сравнительные или относительные преимущества.

Это означает, что экспортная отрасль должна обладать более высокой производительностью по сравнению с остальными отраслями страны. Тогда рост удельного веса такого вида производства и сокращение долей остальных видов позволят стране увеличить свой национальный доход.

Избытки и дефициты продукции рассосутся за счет внешней торговли, которая оплатит экспорт и принесет на внутренний рынок недостающую продукцию.

Для доказательства этого вывода Д. Рикардо использует понятие альтернативной цены, или, что то же самое, издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен двух товаров, выраженных через трудовые затраты на их производство.

Допустим, в стране X товар А = 2 товарам В. Равенство показывает, что товар А требует на свое производство в два раз больше трудовых затрат. Предпочтение для экспорта из двух товаров отдается товару В. Именно он обладает сравнительным преимуществом по отношению к товару А. Но, чтобы экспортный товар смог стать объектом для внешней торговли, необходима заинтересованность в нем другого государства, которое бы предъявляло на него спрос. Ведь то, что экспортирует страна, становится импортом другого государства.

Товар В может импортироваться в страну V, если в ней аналогичный отечественный товар не обладает сравнительными преимуществами.

Д. Рикардо делает следующие выводы о выборе экспортного и импортного направления страны для максимизации выгод от внешней торговли:

1. Экспортируется товар, обладающий сравнительными преимуществами по сравнению с остальными товарами внутреннего рынка, а импортируется тот, который таких преимуществ не достиг.

2. Экспортный товар может стать импортом для другой страны в том случае, если его сравнительные национальные издержки будут ниже, чем сравнительные издержки аналога в другой стране.

Количественное описание реализации сравнительных преимуществ во внешней торговле Д. Рикардо производит на простом примере взаимной торговли между Англией и Португалией. В его примере каждая страна производила одно и то же количество вина и сукна, но трудовые затраты на их производство различались (табл. 3.1.3).

Таблица 3.1.3.

Национальные отраслевые затраты труда, измеряемые в часах рабочего дня

Страны Вино Сукно
Португалия    
Англия    

Португалия в данном примере обладает абсолютными преимуществами по всем позициям, так как и по вину, и по сукну у нее издержки ниже. Казалось, что проблема выбора экспортного товара здесь не стоит. Можно пускать во внешнюю торговлю любой товар.

Но Д. Рикардо доказывает, что и в этом случае происходит выбор наиболее выгодного экспортного товара. Он сравнивает относительные цены указанных отраслей, т. е. пропорции, показывающие величину обменной операции. Относительная цена вина, выраженная в ценах рынка сукна, составляет 8/9, а относительная цена сукна, выраженная в ценах рынка вина, составляет 9/8.

Определившись с относительными внутренними ценами, Д. Рикардо стал сравнивать между собой относительные цены по странам. Получилось, что в Португалии за 8 ед. вина можно получить в обмене 9 ед. сукна, а в Англии обмен вина на сукно будет явно невыгодным. Относительная цена вина в Португалии (8/9) ниже относительной ее цены в Англии (6/5), т. е. 8/9 < 6/5. Поэтому Португалии следует выбрать для экспорта именно вино, отказавшись от производства сукна. Сравнение относительных цен между странами по сукну показывает, что Англии выгодно вывозить сукно, так как 5/6 < 9/8.

Свои выводы Д. Рикардо строил на измерении относительных цен в часах труда. К таким же выводам можно прийти, если цены (издержки) измерять не в трудочасах, а в долларовом выражении или в евро. Это вполне возможно, так как все валюты сегодня функционируют в режиме обменного валютного курса.

Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь про­изводит 67 т зерна или 100 т сахара (см. рисунки 3.1.4 и 3.1.5). Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным пре­имуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным пре­имуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производ­ство которого будет более выгодно при существующем соотно­шении издержек, чем производство остальных.

В нашем примере, хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывает­ся относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экс­портировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар, и импортировать зерно. Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увели­чится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтер­нативные издержки.

Сравнение альтернативных цен (издержек) легко осуществить по совершенно произвольному количеству товаров. Для этого все товары страны следует расположить в порядке возрастания альтернативных цен (издержек). Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнитель­ных преимуществ можно проиллюстрировать на нижеследующем цифровом при­мере (см. таблицу 3.1.4).

Таблица 3.1.4.

Результаты участия страны в международном разделении труда

До специализации
Страна Производство Экспорт (-)/ Импорт (+) Потребление Прирост потребления
Аргентина зерно сахар        
Бразилия зерно сахар        
После специализации
Аргентина зерно сахар     -20 +20     +10 +5
Бразилия зерно сахар     +20 -20     +4 +4
           

 

Вернуться к содержанию

3.1.2. Соотношения факторов производства Хекшера–Олина, парадокс Леонтьева

Хекшер и Олин, шведские экономисты, в 20-х годах XX века развили теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо, включив в модель, помимо труда, действие еще одного фактора - капитала. В результате была представлена двухфакторная модель внешней торговли. Эта теория получила заслуженное признание и доминировала вплоть до 60-х годов XX века. Построение новой модели внешней торговли опиралось на используемый Д. Рикардо логический прием: сравнение относительных цен. Но если Д. Рикардо в основу исследования брал относительные цены товаров, то Хекшер и Олин — относительные цены ресурсов.

Относительные цены ресурсов зависят от их насыщенности и редкости. Редкий ресурс — более дорогой, насыщенный — относительно дешевый.

Были выделены следующие критерии выбора направлений внешней торговли в зависимости от располагаемых ресурсов:

1. Экспортироваться должен товар, который содержит в себе насыщенный ресурс, а импортироваться — товар, производство которого использует более редкий ресурс.

2. Специализация внутри страны должна строиться на использовании более дешевого ресурса. Если капитал (процент) дешев, то следует ориентироваться на капиталоемкую продукцию, а при более дешевом труде — на трудоемкую.

Из теории Хекшера — Олина вытекает теория выравнивания цен факторов производства, автором которой стал наш современник П. Самуэльсон.

Условия для внешней торговли постоянно меняются, так как импорт наполняет рынок факторов производства, снимая на нем дефициты. Поэтому со временем редкий ресурс понемногу дешевеет. Избыточный ресурс постепенно теряет свою насыщенность, поскольку из-за роста экспортного производства спрос на него повышается. Сокращаются его излишки, и он начинает дорожать.

Те же процессы происходят и в стране другого участника торгового обмена. В результате свободной торговли образуется тенденция выравнивания цен на соответствующий фактор производства.

Национальные цены однородных факторов производства движутся навстречу друг другу. Выравниваются относительные и абсолютные цены на однородные факторы производства у партнеров по торговле. Это означает, что ход истории не углубляет национальный разброс цен на ресурсы, а, наоборот, движет их к определенному международному уровню.

Международная торговля ведет к выравниванию как национальных ставок заработной платы, так и процентных ставок, которые получают владельцы капитала. Но национальные цены на факторы производства пока еще существенно отличаются друг от друга.

Теория Хекшера - Олина показала особенности экспортной и импортной ориентации стран, наделенных различным уровнем насыщенности используемых ресурсов. В этом ее великая заслуга. Но стратегия содействия долговременным факторам эффективности внешней торговли требует просчета не только ближайших, но и отдаленных последствий выбранных путей участия страны в международной торговле. Для этого необходимо просчитать выигрыши и проигрыши различных слоев национального бизнеса от внешней торговли. Эту задачу решает так называемая теорема Столпера -Самуэльсона.

Польский экономист Т.М. Рыбчинский сделал попытку выявить отдаленные последствия внешней торговли на развитие внутреннего рынка, на формирование его отраслевой структуры. Он высказал мысль о том, что при неизменности относительных цен на товары и факторы производства отраслевые перспективы развития в стране будут меняться.

Увеличение одного вида производства благодаря успешному экспорту приводит к сокращению и деградации других отраслей.

Если бы цены менялись, результат был бы иным.

В описываемой ситуации рост экспорта в одной отрасли требует увеличения импорта товаров в других отраслях. Для малых стран подобная ситуация обозначается очень рельефно. (В Голландии в начале 70-х годов нашли большие запасы нефти и направили в их разработку значительные ресурсы, что ухудшило условия экономического роста в машиностроении.)

Теория Рыбчинского легла в основу теории деиндустриализации, исследующей эффект разоряющего экономического роста.

Известный американский экономист В. Леонтьев в середине 50-х гг предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты-выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие.

Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработанной платы был значительно выше, этот, эмпирически полученный результат, явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Япония, Индия и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

· неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных затрат неквалифицированного труда;

· значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства;

· влияние на международную специализацию внешнеторговой политики, проводимой государством, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

Вернуться к содержанию

3.1.3. Теорема роста цен на факторы производства Столпера–Самуэльсона, теория жизненного цикла продукта Р. Вернона, теория эффекта масштаба П. Кругмана и К. Ланкастера, теория конкурентных преимуществ М. Портера.

Теорема Столпера-Самуэльсона показывает, как распределяются доходы от внешней торговли между владельцами факторов производства. На рынке факторов производства дорожает ресурсоинтенсивный фактор производства. Это приводит к падению цен на остальные факторы производства. Такая ситуация происходит потому, что бизнес, оплатив покупку дорогого ресурса, начинает экономить на остальных фактора производства и сокращает свой спрос на них. Падение спроса оборачивается падением цен. В результате складывается тенденция, ведущая к сжатию спроса, падению цен и доходов владельцев остальных факторов производства. Таким образом, повышение мировых цен дает преимущества в доходах владельцам интенсивных факторов производства, владельцы остальных факторов проигрывают

В середине 60-х годов американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии - внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта будет действительно перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе.

Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

В начале 80-х годов П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпуска продукции, то есть возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны, (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене.

Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой, отдельно взятой страны, и, таким образом, делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты и институциональная структура мирового финансового рынка | С 01 января 2010 года заработал таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, поэтому вместо ТН ВЭД России в таможенных органах рф,рб,рк используется ТН ВЭД таможенного Союза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.