КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинг как принцип управления рыночной деятельностью
1. Понятие маркетинга. 2. Концепции маркетинга.
1. Без маркетинга сегодня не мыслима эффективная деятельность предприятий и организаций. Маркетинг можно рассматривать как комплексную систему, позволяющую связать возможности фирмы с потребностями рынка и другими условиями внешней среды. Сначала изучается состояние сбыта, потребности и запросы потребителей, а затем организуются производство и реализация соответствующих товаров. Деятельность предприятия на основе принципов маркетинга предполагает интеграцию различных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, информационных, человеческих), что позволяет гибко реагировать на изменения рынка, условий предпринимательской деятельности и конкуренции. Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже ХIХ – ХХ столетий. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются. В начале ХХ в. под маркетингом понимали метод сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель намерен выпускать. С середины ХХ в. маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворение. Девизом маркетинга стало: «Производить то, что продается, а не продавать то, что производится». В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Базовый принцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов.
Существует множество определений понятия «маркетинг». Американская ассоциация маркетинга формулирует его следующим образом: «маркетинг – это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности индивидуумов и организаций»1. Известный маркетолог, профессор Северо-Западного университета США Ф. Котлер понимает под маркетингом: «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»2. 2. На каждом этапе рыночных отношений формировалась особая концепция маркетинга. Можно выделить пять основных концепций маркетинговой деятельности: 1) совершенствование производства; 2) совершенствование товара; 3) интенсификация коммерческих усилий; 4) «чистого» маркетинга; 5) социально-этичного маркетинга. Эти концепции отражают эволюцию маркетинга в развитых странах, и предприятия могут выбрать для себя наиболее эффективные модели его реализации. Согласно концепции совершенствования производства предприятие наращивает объем выпуска традиционных для себя товаров и услуг, имея конкурентное преимущество – постоянное снижение издержек производства и реализации товара, что дает ему возможность реализовывать товар по доступным для потребителя ценам. Применение этой концепции возможно в двух ситуациях: 1) когда спрос на товары и услуги превышает предложение; 2) когда себестоимость товаров и услуг слишком высока и ее необходимо снизить за счет высокой производительности труда, которая может быть достигнута в результате технического совершенствования производства.
Использовать эту концепцию можно только временно, так как существует риск снижения спроса из-за активизации конкурентов, насыщения рынка, появления товаров-заменителей и пр. В системе данной концепции реклама не играет существенной роли, так как в условиях товарного дефицита производитель не имеет стимулов к налаживанию коммуникаций с потребителем. Покупатель в условиях отсутствия выбора сам проявляет инициативу для получения информации о производителе. В соответствии с концепцией совершенствования товара востребованы будут товары или услуги с наилучшими потребительскими свойствами, поэтому предприятие непрерывно совершенствует их. Однако применение данной концепции может привести к «маркетинговой близорукости», поскольку совершенствование товара без анализа потребительских предпочтений может снизить его конкурентоспособность и товар останется невостребованным. Рекламе в системе этой концепции также отводится второстепенная роль, предполагается, что потребитель сам будет заинтересован в формировании коммуникаций с производителем/продавцом высококачественных товаров. В основе концепции интенсификации коммерческих усилий лежит предположение о том, что успешно продавать товары можно только при значительных усилиях, направленных на сбыт, рекламу и стимулирование потребителей. При данной ориентации в управлении рекламе отводится ведущая роль. Согласно концепции «чистого» маркетинга усилия предприятия направлены в первую очередь на удовлетворение потребностей клиента. Успех предприятия зависит от того, насколько эффективно оно изучает запросы потребителей и достаточно полно их удовлетворяет, чем отличается от конкурентов. Это касается всех сотрудников, как выполняющих маркетинговые функции, так и занятых в производстве и непроизводственных подразделениях. Данная концепция базируется на трех взаимосвязанных функциях: 1) обязательное удовлетворение запросов потребителя; 2) интеграция и координация всех усилий предприятия; 3) нацеленность на долгосрочный успех деятельности. Принято выделять четыре фактора комплекса маркетинга (маркетинг-микс, или функция «4 p»).
Товар (product) – основная побудительная причина маркетинга. Товар несет в себе сумму неосязаемых качеств, распознать которые и перевести на язык потребителя – основная задача продавца и специалистов по рекламе. К группе потребительских характеристик продукта относятся размеры, цвет, вкус, качество, долговечность и т. п. Другой совокупностью характеристик товара являются упаковка, имидж, товарная марка (бренд), логотип. Сюда же входит понятие «жизненный цикл товара», отражающее основные этапы развития товара с момента разработки до ухода с рынка. Большинство специалистов выделяют следующие его этапы: 1) этап разработки (дорыночный); 2) этап внедрения на рынок; 3) этап роста; 4) этап зрелости; 5) этап упадка или ухода с рынка. Цена (price) – осуществление стратегических и тактических мер, способствующих реализации товара. Место (place) – чаще всего подразумевает каналы распределения, включая персоны и структуры, участвующие в этом процессе. Как правило, это цепочка изготовитель – оптовик – розничный торговец – потребитель. Продвижение (promtion) – продвижение товаров на рынке. Роль названных факторов проявляется в различных аспектах работы предприятия на рынке. Так, американская корпорация «Pepsi-Cola Company», производящая безалкогольные напитки, избрала в качестве основного целевого сегмента активную часть молодежи, ведущую здоровый образ жизни. Свои напитки «Pepsi-Cola» позиционирует как альтернативу алкоголю, как постоянный атрибут молодежного отдыха, вечеринок и т. п. С учетом возможностей покупателей формируется ценовая политика фирмы. Цена товарной единицы, как правило, невысока. С целью обеспечения удобств места и времени покупки используется интенсивный сбыт, особенно в местах, где молодые люди работают, учатся, отдыхают. Концепция социально-этичного маркетинга основана на том, что должны быть удовлетворены запросы потребителей, требования самого предприятия, долгосрочные интересы общества, а также учтена необходимость защиты окружающей среды и заботы о здоровье потребителей. Основными требованиями при этом являются:
– удовлетворение потребностей покупателей, постоянное обновление и совершенствование товара в соответствии с растущими запросами потребителей; – отказ от производства и продажи товаров, которые могут принести вред потребителю и обществу в целом; – использование экологически чистых технологий для производства нужного обществу товара; – внедрение программ социально-экономического развития предприятия, полезных для социального развития региона, в котором оно работает; – соблюдение соответствующих этических и моральных принципов при принятии производственных решений. Следует учесть, что концепция маркетинга в последнее время претерпела множество изменений. Произошло активное взаимопроникновение (диффузия) и обособление различных его элементов. К примеру, С. Зимен, бывший глава маркетинговой службы «Coca-Cola», в книге «Бархатная революция в рекламе» пишет: «Традиционный маркетинг не умирает – он уже мертв».1 Зимен отмечает, что в условиях потребительской демократии значительно возрос фактор выбора, эффективная связь с потребителями возможна лишь за счет гибкой вариации приемов. Рецептура маркетинга подразумевает использование различных аналитических и практических средств.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |