Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Рынок кинопроизводства в России и основные его характеристики

Характеристики рынка кинодистрибьюции (проката) и кинопоказа

ЧАСТЬ 2. Экономика кино.

Лекция 4. Мировой кинорынок. Место, состояние и характеристики российского рынка кинодистрибьюции и кинопоказа (объемы, структура и динамика развития кинопроката)

 

4.1. На мировом кинорынке ежегодно выпускается более 6000 полнометражных игровых фильмов, из которых около 1300 производится в Голливудских материнских и дочерних кинокомпаниях.

Основу мировой киноиндустрии составляют голливудские студии, так называемой «большой восьмерки»: Warner Brothers, Paramaunt и Universal Pictures, Sony Pictures, Buena Vista, 20th Century Fox и Dreamworks, их рыночная доля вместе с дочерними компаниями – 21,6% (около 10 млрд. долл. США кассовых сборов).

Мировые кассовые сборы всех фильмов в 2010 году, выросли на 8% по сравнению с 2009 годом (сообщает Американская ассоциация кинокомпаний (Motion Picture Association of America – MPAA) и составили – 32,8 млрд. долл. США.

Мировой кинорынок делится по географическому признаку на три региона:

- Северная Америка (США и Канада);

- Латинская Америка и Азиатско-Тихоокеанский регион;

- Европа, включая Россию и страны СНГ, Ближний Восток и Африка

 

Самый высокий рост кинорынка в 2010 году зафиксирован в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе: по 25% и 21% соответственно. Общая выручка от кассовых сборов в этих регионах достигла $10,8 млрд. Впервые кассовые сборы Европы, Ближнего Востока и Африки (в сумме $10,4 млрд) составили менее половины суммы от мировых продаж билетов. Вклад Китая в кассовый сбор Азиатско-тихоокеанского региона составил 40%.

Объем продаж билетов в США и Канаде не изменился и составил порядка $10,6 млрд.

Количество людей, посетивших кинотеатры в 2010 году выросло на 3% (до 223 млн.

Общее количество билетов, проданных в США и Канаде, упало на 5%: до 1,34 млрд., вернувшись к показателям 2008 года.
Сборы от 3D-фильмов в США и Канаде составили 21% от общего количества, что практически вдвое больше уровня 2009 года. Один из трех зрителей посмотрел 3D-кино в 2010 году впервые. Выручка от 2D-кино упала на 11%

Доля России на мировом кинопрокатном рынке составила в 2010 году – 3,2 % (доля российских фильмов 0,45% (160 млн. долл. США) от мировых кассовых сборов.

 

Кинорынок России оценивается по конечному результату, каковым является показатель кассовых сборов от продажи кинотеатральных билетов, то есть по сегменту рынка кинодистрибьюции и услуг кинопоказа.

Этот рынок демонстрирует стабильный рост. Активно реконструируются старые и строятся новые кинотеатры, открываются новые кинозалы. Постепенно идет увеличение доли современных кинотеатров в регионах.

Для полноты рыночного анализа, следует рассматривать (анализировать) группу следующих основных показателей кинодистрибьюции и кинопоказа.

 

-Количество картин, выпущенных в прокат за год.

-Общий сбор от показа выпущенных в прокат фильмов

-Динамика наработки (кассовых сборов) на одну копию. Под копией понимается 35-мм фильмокопия или цифровая копия, но не в физическом смысле пакет фильма DCP на жестком диске) а как количество экранов на которых был показан фильм в цифровом формате за время проката. Эти данные предоставляются дистрибьюторами по результатам букинга.

Основными участниками российского рынка кинопроизводства на протяжении уже большого периода времени являются продюсерские центры, продюсерские компании, государственные и частные киностудии, телеканалы, а также голливудские студии-мейджоры, представленные в таблице.

Таблица. Классификация игроков российского рынка кинопроизводства

Тип компаний Крупнейшие представители по объемам производства Основные сегменты рынка
Продюсерские центры, включающие в себя подразделения по кинотеатральной дистрибьюции СТВ, «Централ Партнершип», «Парадиз», с 2009 года «Красная стрела», «Профит»   кинофильмы
Независимые продюсерские компании «Базелевс», «Реал Дакота», «Арт Пикчерз Групп», Студия «Три Тэ», «Коктебель», Фонд Михаила Калатозова, «Новые люди», «Югра-фильм», «Черепаха», «Комедии Клаб продакшн»   кинофильмы, телефильмы
Государственные киностудии Ленфильм, Центр национального фильма, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, Леннаучфильм   Игровое и неигровое кино, анимационное кино
Частные киностудии «RWS», «Амедиа», «Стар Медиа», «Леополис»   телесериалы, телефильмы
Телеканалы Первый канал, «Россия», СТС, НТВ телесериалы, неигровое кино
Голливудские студии-мейджоры «Sony Pictures», «Фокс Интернешнл Продакшн» кинофильмы, телесериалы

Все действующие кинокомпании, представляющие структуру киноотрасли, можно разделить на несколько категорий, в зависимости от функций, которые они выполняют на рынке кинопроизводстваРФ:

а) продюсерские (кинопроизводящие) компании, включая продюсерские компании, не имеющие павильонов и арендующие съемочную технику:создание небольших телевизионных фильмов и коротких сериалов. Предпочтительно съемки ведутся в интерьерах - настоящих квартирах, офисах или на натуре - на улицах города [5].

б) киностудийные комплексы (обладают собственными киносъемочными павильонами и оборудованием):

1)Production Precinct - это простые производственные структуры, предлагающие, как правило, несколько павильонов с базовой производственной инфраструктурой, ограниченным набором услуг и обязательной техники.

2) Cinema City – это студии полного цикла производства, включая постпродакшн, обладающие большим количеством павильонов. Cinema City имеют всю необходимую инфраструктуру, включая гримерные, костюмерные, складские помещения, места для репетиций, питания и т.д. Такие студии ориентированы на производство продукции с большим бюджетом.

3) Media City - это огромные центры кино и телепроизводства, оказывающие максимальный спектр услуг. Киностудии такого уровня располагают не только большим количеством съемочных павильонов, но и, например, бассейнами для съемок в воде, автопарками с автомобилями разных времен, обширными натурными площадками. Media City всегда располагают богатыми коллекциями костюмов и реквизита. Услуги Media City часто включают управление концертными залами и кинотеатрами. Еще одна отличительная черта Media Cities – развитая структура информационных и коммуникационных технологий, отвечающих самым современным стандартам. На территории таких студий также есть большие натурные площади («бэклоты») - для съемок масштабных натурных сцен с различными видами (вид на море, на город, на горы и т.д.). В специализированных павильонах Media City кроме кинопродуктов ведутся съемки телепродуктов: постановочные телепрограммы, музыкальные и рекламные клипы, большие постановочные проекты, например, новогодние фильмы и мюзиклы, сериалы.

в) сервисные компании, предоставляющие кинооборудование в аренду съемочным группам и услуги монтажно-тонировочного периода. Например, Cinelab, Саламандра, Невафильм, АСТ.

г) киностудии, ориентированные на производство телевизионных сериалов и «мыла» (теленовелл с количеством эпизодов (серий) более 26 и до 100 или 200) - это небольшие студии полного цикла с 4-6 павильонами. Для производства «мыла» необходимо 20-30 интерьерных объектов с постоянными декорациями, в которых изо дня в день ведутся съемки, следовательно, все эти объекты должны находиться под одной крышей с целью оптимизации процесса. Кроме этого, звук в данном случае пишется сразу, соответственно, павильон должен быть звукоизолирован.

Как правило, крупные киностудийные комплексы (киностудии), могут выполнять также функции продюсерских центров, выпуская по нескольку фильмов в год, хотя данный вид деловой активности не приносит им существенного дохода.

Из 15 государственных киностудий реально действующими на данный момент, то есть предоставляющими в аренду павильонные площади и широкий спектр услуг по производству фильмов, являются 7 киностудий, размещенных на территории более 100 гектаров. К их числу относится киноконцерн Мосфильм (14 павильонов), Ленфильм (4 павильона), Киностудия имени Горького (5 павильонов), Свердловская киностудия (2 павильона), Центр национального фильма (5 павильонов), Леннаучфильм (2 павильона) и Санкт-Петербургская студия документальных фильмов (1 павильон).

Помимо них в России насчитывается еще 12 частных крупных киностудий, предлагающих наряду с различными техническими услугами павильонные и натурные площадки. Среди крупных частных киностудий можно отметить «Студия 21 век» (7 павильонов в Москве и 6 павильонов в Санкт-Петербурге), «Медиа Сити» (9 павильонов), «Моя студия» и «Территория кино» (по 7 павильонов), «Творческое телевизионное объединение» (5 павильонов), RWS (6 павильонов в СПб и 7 в Москве).

Большинство российских киностудий сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Государственные студии находятся преимущественно в центральных районах города, а частные студии и павильоны - на территориях бывших заводов и фабрик. Вне Москвы и Санкт-Петербурга можно выделить только несколько действующих киностудий с собственными производственными павильонами: Екатеринбург (Свердловская киностудия), Ханты-Мансийск («Югра - фильм»). Свердловская киностудия находится в государственной собственности, в то время как «Югра-фильм» активно сотрудничает с региональными властями и в основном ориентирована на выпуск телепродукции для региональных телеканалов.

Основными видами услуг, которые оказывают студийные комплексы и сервисные компании в России, являются аренда павильонов и оборудования, а также услуги монтажно-тонировочного периода.

Крупнейшей и единственной в России киностудией полного цикла является «Мосфильм», остающийся в статусе государственного предприятия и по сути признаваемого стратегическим для отрасли. Сегодня киноконцерн «Мосфильм» - это ведущее отраслеобразующее предприятие российской кинематографии (по занимаемой площади, кадровому обеспечению, технической оснащенности и применяемым кинотехнологиям). Мосфильм производит, прокатывает, реализует кино-, теле- и видеопродукцию, то есть является также продюсерским центром и дистрибьюторской компанией. Относительно полный спектр услуг предоставляют Ленфильм и Свердловская киностудия (кроме услуг по обработке пленки и печати фильмокопий), Киностудия им. Горького (кроме оборудования для записи звука на площадке).

Полный спектр услуг для съемочной стадии кино - и телепроизводства предоставляют три частные студии: «Студия 21 век», «Медиа Сити» и ТТО.

На основании данных Министерства культуры РФ и ряда ведущих продюсерских компаний о структуре сметных затрат на кино - телепроизводство, суммарная доля затрат на аренду павильонов, оборудования, монтажно-тонировочные работы, строительство декораций, а также на аренду транспорта и производственных помещений (все вместе это и есть рынок производственных услуг отечественной киноиндустрии) составляет при съемках кинофильмов в среднем 43,2% сметы, а при производстве телефильмов - около 26% сметной стоимости.

Ценовая политика. Цены в России на услуги киностудий превышают средний европейский уровень, прежде всего за счет комплекса «дополнительных» услуг, которые отечественные студии предъявляют в качестве обязательного набора (технический персонал, вспомогательное оборудование и т. д.), при относительно невысоких ценах на базовые услуги, такие как аренда павильонных площадей. Причем с началом спада кинопроизводства в условиях финансово-экономического кризиса в 2008–2009 годах цены на аренду оборудования скорректировались незначительно: например, арендная плата за павильонные площади сократилась примерно на 10%.

Средняя базовая цена аренды российских павильонов площадью от 400 до 1000 м2 по сравнению со средней стоимостью аренды восточноевропейских павильонов с той же площадью дороже примерно на 24,8% (4365 руб.). Павильоны площадью более 1000 м2 дешевле в России в среднем на 26,9% (9470 руб.). Стоимость аренды малогабаритных павильонов (до 400 м2) в России также дешевле, но незначительно - всего на 5,7% (750 руб.).

Кинопроизводство в России стоит очень дорого, а на выходе не всегда получается качественный продукт. Снимать на территории Москвы становятся экономически невыгодным из-за высокой стоимости земли и серьезных транспортных проблем. Гораздо эффективнее снимать в Белоруссии, «где дешево, все говорят на английском и работают с утра до вечера», или в Болгарии, где в силу тесного взаимодействия с голливудскими группами, лучше организован кинопроцесс.

Скидки киностудий могут быть достаточно высокими, однако при условии использования и других услуг киностудий. В настоящее время скидки на аренду киносъемочного оборудования и павильонов могут достигать 50%. В зависимости от количества съемочных смен и от совокупной стоимости всего комплекса услуг на Мосфильме скидки могут варьироваться от 10 до 40%, на Ленфильме – от 10 до 20%, в «Синелабе» – от 10 до 30%, в «РВС» – от 15 до 50%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.