Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV Переходные явления в области СП

Вопрос о переходных явлениях можно рассмотреть в двух аспектах:

 

1) Переходное явление внутри типов СП (когда например сочинит. союз служит в подчинит. предл.)

2) Переходные явления между простым и сложным предложениями.

 

Во втором смысле принято говорить, что переходными конструкциями являются:

1) предложения с однородными сказуемыми – в этих предложениях фактически передаётся не одно предикативное значение. Поэтому существуют разные т.зр. на квалификацию таких предложений.

Одна из точек зрения относит такие предложения к сложным.

Другая т.зр. говорит, что при определении статуса предложений с однородными сказуемыми, некоторые из них должны быть отнесены к простым осложнённым, а другие рассматриваться в зоне переходности между простым и сложным предложением, при этом для квалификации таких предложений оказывается важным:

а) видо-временные формы сказуемых

б) типы сказуемых (простые и составные)

в) положение сказуемых по отношению к подлежащему

г) наличие связок внутри именных сказуемых

д) тип предложения по характеру предикативной основы

е) наличие собственных распространителей

и т.д.

 

2) предложения с обособленными членами, которые содержат полторы предикативности, и дополнительная предикативных выражается в категориях относительного времени, сопутствующей модальности и персональности. Эти предложения м.б. преобразованы в сложное. Кроме того, полупредикативные обороты могут выступать в качестве однородных по отношению к придаточным предложениям.

Особую группу составляют предложения с пояснительными конструкциями и присоединительными конструкциями.

3) предложения с сравнительными оборотами. Включают в свой состав подчинительный союз (как, словно, будто, точно). Поэтому содержат связь на двух уровнях: на уровне словоформ и связь посредством союзов.

 

ПРИМЕР: В очах, как на небе, светло. (связь словоформ: светло в очах, светло на небе)

 

Существует теория свёрнутых придаточных. Однако эта теория неоднократно опровергнута, потому что в этих оборотах не всегда можно восстановить предикативную основу, обычно они не имеют недостающего звена, связаны между собою грамматически и составляют единое целое.

Есть разное понимание сравнительного оборота. Прияткина указывает на то, что конструкции со сравнительными союзами могут передавать разные оттенки сравнения:

а) собственно сравнение

б) репрезентация

в) градационное

г) уравнение

Она противопоставляет две группы конструкций, которые называет собственно сравнительными и несобственно сравнительными.

Собственно сравнительные конструкции – конструкции, которые характеризуют предмет или явление путём уподобления другому предмету или явлению. При этом используются сравнительные союзы (как, будто, словно, точно), которые позиционно принадлежат тому члену предложения, который имеет характеризующее значение.

ПРИМЕР: И гневом, будто мглою ночи, покрылось старое чело

Сравнительные отношения родствены сочинит. отн-ям, поскольку это частный случай сопоставления. Кроме того, они имеют общее с пояснительными отношениями, которое характеризуется также наличием связи на двух уровнях (словоформ и союзов).

Среди собственно сравнительных конструкций выделяются констр-ии с параллельными членами и без параллельных членов. Конструкции с параллельными членами включают слова, которые называют предметы сравнения (в очах и на небе), которые относятся к одному и тому чл. пр. и этот чл.пр. называют основанием для сравнения. В конструкциях без параллельных членов нет указания на то, что с чем сравнивается. (ПРИМЕР: Он вздрогнул, как под топором).

Сравнит. оборот может занимать любую позицию в предложении, но обстоятельственно характеризующее значение выражается ярче, если сравнит. оборот стоит после сказуемого или включатся в сочинённый ряд с другими обстоятельствами (ПРИМЕР: Полозов сидел неподвижно, как идол)

 

Несобственно сравнительные конструкции – для них обязательным элементом является компаратив, средством организацией сравнительные союзы (чем, нежели). Эти конструкции в смысловом отношении имеют 3 обязательных элемента:

а) сравнение

б) степень

в) отличие

В них два предмета или явления сравниваются на основе общего признака с т.зр. степени его проявления. (ПРИМЕР: Звёзды здесь казались выше, чем на севере)

Несобственно сравнительные конструкции соотносительны с сочинёнными рядами с градационными отношениями, где использован двухместный союз (ПРИМЕР: Это относится скорее к вам, чем ко мне. Онболее умён, чем образован.)

 

Для выражения сравнения в русском языке кроме сравнительных оборотов есть другие возможности:

а) Творительное сравнение (Нос картошкой)

б) Конструкции с предлогами (вроде, подобно)

в) Придаточные сравнения

и т.п.

 

Сравнительные обороты с другой стороны нельзя смешивать с построениями, которые не являются сравнительными оборотами. Такими как:

1) простые неосложнённые предложения с сравнительными частицами (Её глазакак вишни)

2) предложения с определительно-репрезентирующим оборотом (вводимая с помощью «как» форма им. п., которая относится к другому сущ-му и указывает на отнесённость предмета к классу, роду или виду) (ПРИМЕР: Компьютер может выполнять такие виды работ, как правка)

3) предложения с союзом «как и», которые выражают отношения приравнивания, в них элемент «и» вносит семантику соединения. (ПРИМЕР: Катя, как и Ксения не сдала музейную практику).

4) конструкции, не имеющие сравнительного значения, в которых союз «как» имеет значение предлога «в качестве» или предлога «за» или предлога «вместо». Такой оборот определят предмет по функции или по сущности (ПРИМЕР: Использовал коробочку как пепельницу). Союз в этом случае, как и предлоги, употребляются только с существительными, но не имеет возможности управлять падежом

5) придаточное сравнения. Схоже с сравнительным оборотом по формальным показателям (сравнит. союзы) по наличию идеи сравнения, но отличается от него наличием предикативности.

6) устойчивые фразеологизованные обстоятельственные определители, в которых значение свёрнутой предикативности (есть в сравнит. обороте) отсутствует (типа: плачет как дитя, растёт как на дрожжах и т.д.)

7) приложение с обстоятельственным оттенком значения. Такие приложения на письме выделяются, но это не сравнительный оборот, т.к. не содержит идеи сравнения, но соединяет значение сущности и причины (ПРИМЕР: Директор, как руководитель предприятия, должен был понести ответственность).

 

4) конструкции с целевым инфинитивом. (ПРИМЕР: 1 Онавскочила, 2чтобы открыть дверь. 1Ольгаразыскивала отца, 2чтобы отомстить). Такие предложения часто можно преобразовать в простые, убрав союз. Особенность модальности (ирреальная модальность гипотетичности) инфинитивной части, которая не соответствует модальности целого предложения, позволяет некоторым авторам считать эти конструкции конструкциями переходного типа. Мы будем относить такие предложения к сложным (есть союз!!!)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III Средства выр-я грамматического значения СП | V Основные критерии для типологии сложных предложений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.