Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-план инвестиционного проекта




Классификация стратегий предприятия

Виды плановых документов, разрабатываемых на предприятии

Сущность и виды внутрифирменного планирования

Ця стаття проголошує, що кожна особа має право зверну­тися до суду за захистом свого права інтелектуальної влас­ності відповідно до ст. 16 цього Кодексу.

У новому ЦК України узагальнені всі ці положення про захист права інтелектуальної власності, що містилися в ба­гатьох законах про інтелектуальну власність, і викладені ос­новні засади цього захисту в одній статті — ст. 432.

Суд може у випадках та порядку, встановлених законом, постановити рішення, зокрема, про:

— застосування негайних заходів щодо запобігання пору­шенню права інтелектуальної власності та збереження відповідних доказів;

— зупинення пропуску через митний кордон України то­варів, імпорт чи експорт яких здійснюється з порушенням права інтелектуальної власності;

— вилучення з цивільного обороту товарів, виготовлених або введених у цивільний оборот з порушенням права інте­лектуальної власності;

— вилучення з цивільного обороту матеріалів та знарядь, які використовувалися переважно для виготовлення товарів з порушенням права інтелектуальної власності;

— застосування разового грошового стягнення замість відшкодування збитків за неправомірне використання об'єкта права інтелектуальної власності. Розмір стягнення визначається з урахуванням вини особи та інших обставин, що мають істотне значення;

— опублікування в засобах масової інформації відомостей про порушення права інтелектуальної власності та зміст су­дового рішення щодо такого порушення.

1. Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее оптимальных путей его достижения.

Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии.

В процессе внутрифирменного планирования определяются:

· цели деятельности предприятия и его структурных подразделений;

· будущие значения плановых показателей предприятия и его подразделений;

· способы достижения поставленных целей;

· участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей;

· виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений.

Основные принципы планирования: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников.

В условиях рыночной экономики установление генеральных целей предприятия осуществляет собственник. Генеральной целью многих предприятий является повышение благосостояния собственника. Главная генеральная цель разбивается на подцели, количественно выраженные системой показателей: рост доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации, рост выручки, рост уровня качества продукции, численность работников, затраты на экологические мероприятия и социальное развитие и т.д.

Система планирования должна включать три подсистемы: стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер.

Целью тактического планирования является упорядочивание действий работников организации по реализации стратегии. Тактическое планирование часто называют текущим. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы) и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства.

Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий.

Тактические планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Разработка тактических планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д. (рис. 1). Завершает процесс планирования финансовый план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения.

Оперативные планы определяют что конкретно, в каком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации тактических планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа:

1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха);

2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок);

3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами.

По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.

2. План - универсальный документ, отражающий желаемые параметры будущего состояния планируемого объекта. Бюджеты, карты сбалансированных показателей, программы, проекты, план-прогноз, ТЭО – виды планов, имеющие специфические черты (табл. 1).

Прогнозы - отражают не желаемое будущее состояние объекта, а вероятное состояние внешней и внутренней среды предприятия при наступлении определенных событий.

Таблица 1. Характеристика видов плановых документов, разрабатываемых на предприятии

Вид планового документа Отличительные характеристики
Карта сбалансированных показателей (BSC) Содержит формулировки стратегических и промежуточных целей предприятия и (или) его подразделений, перечень показателей для оценки степени достижения целей, плановые значения данных показателей, а также перечень необходимых действий. Как правило, цели и показатели группируются по следующим направлениям: клиенты, бизнес-процессы, финансы и развитие. Карты составляются с определенной периодичностью для предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений, при этом в них отсутствует информация о необходимых для достижения целей ресурсах. Являются инструментом согласования стратегических и тактических планов предприятия
Программа Отражает состав взаимоувязанных во времени конкретных мероприя-тий для решения определенной проблемы. В программе отражены конкретные исполнители и необходимые ресурсы.
Бюджет Обеспечивает стоимостное выражение целей и намеченных мероприятий; содержит количественные, привязанные ко времени, обоснованные расчетами и согласованные с вышестоящим уровнем управления данные о потребности в ресурсах и источниках их формирования; всегда имеет абсолютное количественное выражение; предусматривает конкретное лицо, ответственное за исполнение; является инструментом контроля за использованием ресурсов.
Проект Имеет непериодический характер; описывает систему мероприятий, направленных на достижение конечного результата; имеет установленную стоимость, график выполнения, включает технические и финансовые параметры, отличается высоким уровнем конкретной проработки.
ТЭО Обосновывает создание и развитие промышленных объектов. Включает проектно-конструкторскую документацию, описание исходных условий, рынка и производственной мощности предприятия, материальных факторов производства, трудовых ресурсов, характеристику организации предприятия и накладных расходов, место и сроки осуществления проекта и финансово-экономическую оценку проекта. Особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно-технические аспекты проекта.
Скользящий план-прогноз Содержит информацию в количественной форме о желаемом состоянии объекта в нескольких будущих периодах, при этом, плановые решения, относящиеся к первому периоду, имеют обязательный характер, а к остальным – индикативный характер. По результатам оценки выполнения плана в первом периоде проводят обязательную корректировку плановых значений в остальных периодах и составляют новый план-прогноз с тем же горизонтом планирования, что и предыдущий. Например, годовой скользящий план-прогноз с поквартальной разбивкой разрабатывается ежеквартально, при этом плановые значения на ближайший квартал носят директивный характер, а на остальные три квартала – индикативный.

По горизонту планирования планы делятся на долгосрочные (горизонт планирования – свыше 3 лет), среднесрочные (свыше года до трех лет) и краткосрочные (не превышает одного года).

Важнейшим среднесрочным планом предприятия является план развития, а годовым – годовой финансово-хозяйственный план. Годовой финансово-хозяйственный план является руководством при осуществлении текущей деятельности общества, а его исполнение – главным критерием оценки эффективности деятельности исполнительных органов, ответственных за руководство текущей деятельностью общества (табл. 2).

Таблица 2.

Рекомендуемое содержание годового финансово-хозяйственного плана предприятия

Раздел Содержание
1Ключевые показатели деятельности Плановые значения ключевых показателей деятельности в сравнении с отчетным годом
2. План разработки новых видов продукции Количество и виды разрабатываемой новой продукции. Сроки освоения новой продукции
3.План маркетинговой деятельности -Плановая доля рынка. Мероприятия по поддержанию и увеличению доли рынка -Плановые цены, объемы реализации и выручка от реализации продукции, работ, услуг. Затраты на инновации в области маркетинга. -Возможные риски невыполнения плана
4. План производства -Производственная мощность. Объем товарной продукции. -Средняя продолжительность периода с момента размещения заказа до момента его выполнения Планы организации нового производства, расширения и сокращения производства, модернизации и реконструкции основных средств, технического перевооружения. -Затраты на инновации в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Возможные риски невыполнения плана и срыва сроков выполнения заказов.
5. План по труду и повышению квалификации Планируемая среднесписочная численность работников по категориям персонала. Расходы на оплату труда с выделением постоянной части заработка и переменной. План повышения квалификации. Затраты на обучение и повышение квалификации работников.
6. План по качеству -План мероприятий, направленных на повышение качества продукции и повышения уровня соответствия стандартам менеджмента качества. -Плановая величина уровня качества продукции -Повышение уровень послепродажного обслуживания. Затраты на повышения качества. Анализ рисков невыполнения плана
7. Социальный план -План мероприятий социальной направленности. Затраты на социальные выплаты работникам. План участия в благотворительных мероприятиях. Затраты на благотворительность. Ожидаемый социальный эффект (выражаемый в повышении уровня соответствия стан -Анализ рисков невыполнения плана дартам социальной ответственности, стандартам безопасности труда).
8. План по экологии -План мероприятий экологической направленности. -Затраты на экологические мероприятия. Ожидаемый экологический эффект. Анализ рисков невыполнения плана
9. Финансовый план -План инвестиций -План денежных потоков -Плановый баланс активов и пассивов -План доходов и расходов -План распределения чистой прибыли -Возможные риски невыполнения плана

3. Стратегия - качественно определенное направление развития предприятия, план достижения его генеральных целей.

Существует четыре основных типа стратегий:

1. Стратегии концентрированного роста стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

В зависимости от условия стратегических решений различают три вида стратегий:

· корпоративная;

· деловая;

· функциональная.

На рис. 2 показана иерархическая структура стратегий.

Рис. 2. Иерархическая структура стратегий

Корпоративная, или портфельная, стратегия – это стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей корпоративной стратегии является выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции.

Корпоративная стратегия включает:

· распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;

· решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;

· изменение структуры предприятия;

· решения о слиянии, приобретении, вхождении в те или иные интеграционные структуры.

На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия), направленная на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Функциональные стратегии разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой. Эта стратегия маркетинга, финансовая, производственная и т.п. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Так, стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж. Финансовая стратегия предприятия может быть ориентирована на ускорении оборота денежных средств, снижение дебиторской задолженности.

Для достижения успеха стратегии всех уровней должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом.

В стратегическом планировании направление деятельности выбирается обычно по результатам стратегического анализа, проведенного с помощью матрицы БКГ и других матриц, а также по результатам SWOT анализа предприятия.

В матрице БКГ для оценки конкурентоспособности отдельных бизнесов используются два критерия: темп роста отраслевого рынка и относительная доля рынка (рис.3)..

Темп роста рынка Высокий «Звезда» «Проблема»
Низкий «Дойная корова» «Собака»
  Высокая Низкая
Относительная доля рынка

Рис. 3. Матрица БКГ

4. Бизнес-план это комплексный план создания или развития бизнеса. Структура и содержание бизнес-плана зависят от целей его разработки. Бизнес-план может разрабатываться по конкретному предпринимательскому проекту или по предприятию в целом. В последнем случае данный план выполняет роль плана развития предприятия. Как правило, основной функцией бизнес-плана является привлечение денежных средств. Если бизнес-план разрабатывается с целью привлечения денежных средств из государственного бюджета, наряду с коммерческим эффектом необходимо рассчитывать бюджетный эффект. Под бюджетным эффектом бизнес-плана понимается превышение доходов бюджета над расходами бюджета при осуществлении бизнес-плана.

Типовая структура бизнес-плана представлена в табл. 3.

Бизнес-план разрабатывается на срок не менее срока окупаемости проекта. При этом количественные показатели по первому году реализации проекта рассчитывают с помесячной разбивкой, по второму году – с поквартальной разбивкой. Начиная с третьего года, показатели планируются в целом на год.

Таблица 3. Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта

Раздел Содержание
Резюме проекта Цель и сущность проекта. Преимущества продукции и объем ожидаемого спроса, потребность в инвестициях, срок возврата вложенных средств. Показатели коммерческой эффективности проекта. Социальные проблемы, которые помогает решить проект.
Анализ положения дел в отрасли Общая потребность в продукции в регионе и России. Ожидаемая рыночная доля. Потенциальные конкуренты. Анализ аналогов продукции.
Производственный план Производственная программа. Принятая технология. Требования к организации производства. Состав оборудования и условия поставок. Поставщики сырья и материалов. Численность работающих и затраты на оплату труда. Стоимость производственных основных фондов. Порядок начисления амортизации. Годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость единицы продукции. Общая стоимость инвестиционного проекта. Обеспечение экономической и технической безопасности.
План маркетинга Патентная ситуация. Организация сбыта. Торгово-сбытовые издержки. Обоснование цены на продукцию. Программа по организации рекламы. Программа реализации продукции.
Организационный план Сведения о субъекте, осуществляющем проект: организационно-правовая форма, форма собственности, показатели для оценки финансового состояния. Предполагаемая организационная структура. Распределение обязанностей между членами руководящего состава..
Финансовый план Прогноз объемов реализации, план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат; сводный балансовый план активов и пассивов, анализ безубыточности, анализ чувствительности, стратегия финансирования. Стратегия финансирования содержит информацию о прогнозируемых источниках, форме и динамики финансирования проекта



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.