КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы технологического процесса
Тема 8.1. Понятие о современных социально-культурных технологиях. Технологический процесс КДД - это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, преобразуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Как отмечает А. Левинсон" под технологией следует понимать набор приемов труда организатора досуга, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений: Используя этот термин, можно сравнить технологию КДД в учреждениях культуры с технологией на производстве. Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов: - Организационная подсистема (управление, финансирование, штатное расписание). Должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т д.) - Методическая – сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта. - Режиссерская подсистема - режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ. - Психологическая - мотивированная сфера структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов. Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования учреждения культуры. Сам технологический процесс включает следующие элементы: - Объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы- коллективы людей и отдельные личности). - Субъект деятельности - руководители, специалисты и другие работники КДУ, актив. - Деятельность учреждения культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами, Такими является: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые КДУ для осуществления стоящих перед ними задач.
Все элементы технологического процесса в КДУ находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди. Все чем располагает КДУ предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам КДУ надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижения желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и 'эмоционального воздействия на аудиторию. Черты технологического процесса: - целостность; - целесообразность; - функциональное единство составляющих ее компонентов. Структура технологического процесса следующим образом: -социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъективно-объективные, объективно-субъективные отношения, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты, которые чаще всего выражаются в программе. Основные компоненты технологического процесса следует определять по 2-м слагаемым: Организаторская и методическая виды культурно-досуговой деятельности. Самым распространенным просчетами технологии культурно-досуговой деятельности является ее слабая организованность, с другой стороны - методическая ограниченность процесса. Нарушение в технологии культурно-досуговой деятельности баланса между организованной и методической деятельностью ведет к малорезультативности. Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в технологическом процессе учреждений культуры организация и методика оптимально соотнесены друг с другом. Методическая деятельность как составная часть целостного процесса является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях досуга. В методической деятельности определяется и разрабатывается тактика подготовки и проведения КДП.
Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно - досуговой программы: 1- этап - анализ обстановки и формулировка цели. Цель программы - соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценарной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего кол-ва участников для подготовки и проведения программы. Задача специалистов на этом этапе обеспечить программу материально, уметь соизмерить свои силы и возможности предстоящей работе, планировать свою деятельность. На основе собранной информации разрабатываются различные модели действия, воплощаемые в виде планов (годового, квартального, месячного). При этом необходим анализ проделанной работы за прошедший период. 2 – Этап - идет сбор материалов для достижения поставленных целей. Собранные материалы поступают в распоряжение сценарной группы. Эта группа должна ответить на ряд, вопросов: каков контингент по социально - демографическому признаку общекультурное развитие, степень готовности принять участие в той или иной программе. Сценарная группа составляет программу действий, проигрывание исполнительных ролей. 3 - Этап - проведение программы - представляет сложную и ответственную работу для всех участников Необходимо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленную задачу (долговременные и краткосрочные программы). При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. 4 – Этап - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность, своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от качества полготовки последующей программы, если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторения. Анализ программы завершается выводами, предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.
Вывод: Технологический процесс включает следующие основные этапы: -анализ обстановки; -формулировка цели; -планирование программ, создание программы, корректировка цели; -репетиции, проведение программы; -анализ проведенной программы.
Тема 8.2. Аудитория учреждений культуры. Одной из важнейших задач в работе культурно-досуговых учреждений – является совершенствование и развитие интересов и потребностей аудитории. Можно сказать, что любое клубное учреждение существует в том случае, если есть соответствующая аудитория. Говоря о клубной аудитории можно использовать различные определения. Разбирая структуру, главное определение звучит следующим образом: Совокупная клубная аудитория – это все жители конкретного населённого пункта, которые попадают под воздействие работы клубного учреждения. Две составляющие: Потенциальная аудитория – это та часть совокупной клубной аудитории, представители которой не принимают участие в работе клуба. Реальная аудитория – это часть совокупной аудитории, представители которой принимают непосредственное участие в работе клубных учреждений. Реальная аудитория делится на 2 составляющие: активная, в которую входит та часть населения, которая принимает действенное участие в работе клуба: участники художественной самодеятельности. Активисты – это те, кто на общественных началах организуют художественно-массовую работу клуба. Пассивная – пришли, посмотрели и ушли, т.е. это та часть аудитории, которая созерцает происходящее на сцене. Потенциальная аудитория: те, кто не хотят принимать участие и не могут и те, кто хотят, но не могут, лица с ограниченными физическими возможностями, у кого график совпадает с работой клубных учреждений, престарелые, молодые мамы с грудными детьми, многодетные мамы, те, кто не определился в своих интересах маленькие дети, не определившиеся дети.
За счёт потенциальной аудитории пополняются ряды реальной: процентное соотношение: потенциальная – 30% и реальная – 70%. Это нормальная работа клуба. Если 50% на 50%, то необходимо принимать меры по увеличению численного состава аудитории. Если процент увеличивается в сторону потенциальной аудитории, то необходимы серьёзные исследования на изменение ситуации. Организуя работу с клубной аудиторией необходимо опираться на признаки, которые позволяют пренебрегать главными характеристиками аудитории и максимально интересно организовать с ними работу: -Возраст определяется следующими возрастными периодами: дети подростки, молодёжь, люди зрелого возраста, люди пожилого возраста. -Пол мужской и женский. -Национальность. - Семейное положение. - Увлечение – лежит в основе досуга конкретной аудитории. - Профессиональное образование. Наличие специального образования может диктовать глубокий творческий подход в рамках свободного времени к работе или определять противоположные по содержанию виды деятельности. - Социальное положение. - Географическое положение или место жительства. В зависимости от выбора конкретного признака в качестве основного, определяются и основы работы, начиная с организационных вопросов, использование методических приёмов, способов активизации аудитории и конечного результата. Говоря об организации работы по конкретному признаку (возраст особенно) необходимо учитывать исходные данные, характерные для этого признака. С точки зрения возраста, учитывается социально-психологическая характеристика различных возрастных групп.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |