Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственная культура




Актуальность данного направления определяется следующими обстоятельствами:

- произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация фундаментальных ценностей - добра, сострадания, совести. Сохраняется ориентация на идеалы, основанные на принципах насилия, борьбы, ненавис­ти.

Основной акцент культурно-досуговых программ в сфере нравственности необходимо сегодня сделать на поиски методов ненасильственного развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия.

Важной целью культурно-досуговых программ в рамках данного приоритета должно стать - распространение идей мирного устройства жизни, создание кружков и объединений с целью обучения молодежи и подростков способам преодоления конфликтных ситуаций мирными средствами.

При разработке культурно-досуговых программ в рамках нравственной культуры необходимо скоординировать усилия учреждений организации досуга с обществами «Милосердия», службами социального обеспечения. Одна из наиболее распространенных сегодня и действующих программ в сфере нравственной культуры - движение милосердия и клубы социальной помощи.

Формы работы социальной помощи и объединений «Милосердие» самые разнообразные: рейды в больницы, детские дома и дома престарелых, материальная и моральная помощь инвалидам войны, одиноким людям (по данным Всесоюзного совета ветеранов войны и труда, в стране насчитывается несколько сотен тысяч старых и одиноких людей, нуждающихся в постоянном медицинском уходе.

В рамках данного направления для подростков можно предложить программу

«Сопричастность», которая распространена во многих странах мира.

Задачи программы: развитие чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам.

Формы осуществления программы: кураторство над учащимися спецшкол и интернатов, домов престарелых, организация и про ведение досуговых программ.

Здоровье (физическая и психическая культура).

Наиболее общая проблема в рамках данного приоритета - возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Весьма широк набор программ связанных с пропагандой и утверждением здорового образа жизни. Существуют программы направленные на преодоление вредных привычек. Эти программы целесообразно формировать и реализовывать на базе сотрудничества учреждений культуры и медицинских учреждений (культуротерапия, музыкотерапия, театротерапия).

Культурно-досуговые учреждения и спортивные общества могут разрабатывать программы Физкультурно-оздоровительной ориентации. Например: программа «Здоровье в ваших руках» предполагает лекции, беседы, консультации, практические занятия. Представляют интерес программы ориентированные на семью. Например: «Всей семьей на стадион», «Страна Спортландия», «Стадион под окном».

Политика (политическая культура).

Формирование и реализация программ культурно-досуговых центров в сфере политике предполагает активизацию общественной и государственной жизни региона, повышения уровня компетентности людей в социально-политических вопросах.

Задачи программ: формирование политического и гражданского самосознания борьба с политической апатией.

Формы реализации: лекции, семинары, диспуты, беседы за круглым столом, политические диалоги, театрализованные дискуссии общественно-политические акции. Программа «Лидер 21» Рассчитана на подростковую аудиторию.

Задачи: преодолеть социальное отчуждение молодежи, воспитать инициативное поведение, сформировать потребность активной деятельности в различных сферах социальной жизни, придать нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер, помочь подростку в поиске собственного «Я».

Труд (профессиональная культура).

Отношение к труду для молодежи перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому в рамках данного направления социально-культурной деятельности необходимо пропагандировать достоинства творческого труда. Для профориентационной работы среди молодежи целесообразно иметь программу-календарь трудовых праздников.

Программа«Твоя профессия». Включает организацию учебных курсов для подготовки подростков по наиболее перспективным профессиям («Юные менеджеры», «Художники ­модельеры»).

Задачи образовательных программ в рамках данного приоритета - сформировать личность, стремящуюся к реализации интеллектуальных, творческих возможностей в трудовой деятельности.

 

Раздел 11. Проектная деятельность в социально-культурной сфере.

Особое место в системе управления культурой в целом, отдельными её отраслями и конкретными учреждениями занимает социально-культурное проектирование, содержание которого составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию, предварительно обосновав её идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятия, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социо-культурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для планирования и программирования. При разработки программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается, слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчётного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретно социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации.

Таким образом, органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование:

· разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами;

· соотносит проблему с общим образом проблемы, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

· задаёт обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социо-культурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

1.Типология социокультурных проектов:

В зависимости от объявленных целей и организованных средств, которыми пользуются инициаторы проекта, социокультурные проекты могут быть:

· бизнес-характера: извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

· политические: внесение поправок в законодательство, поддержка политических движений, организация выборных компаний и пр.;

· социальные: используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

· культурные: поддержка учреждений, вырабатывающих культурные ценности, развитие предлагаемых ими услуг, внедрение перспективных идей.

По организационной структуре социокультурные проекты могут иметь разовое и постоянное существование.

По длительности: долгосрочные и кратковременные.

По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражение.

По месту возникновения инициативы:

· локальные;

· межрегиональные;

· международные.

2. Возможные области приложения социокультурного проектирования:

- материальные (развитие инфраструктуры):

· совершенствование и переориентация деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики;

· реставрацию нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов; создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории:

- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;

- инициирование и поддержка создания учреждений, способствующих снятию социальной напряжённости);

- создание специализированных центров местной культуры – народных музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.

В качестве самостоятельного направления проектной деятельности по отношению к инфраструктуре можно рассматривать развитие индустрии досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих мероприятий:

- насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг;

- строительство аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров;

- создание условий для качественной организации культурного досуга на различных уровнях: квартира – жилой дом – двор – микрорайон – район – город, что в итоге даст каждому жителю возможность широкого выбора форм, видов и содержания проведения свободного времени в зависимости от интересов, физического состояния, материальных возможностей и т.д.

- нематериальные («человеческий фактор»):

· развитие и поддержка социально-культурных инициатив, стимулирование творческой активности населения;

· поддержка общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;

· ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения;

· концентрация материальных и кадровых ресурсов на поддержку на высоком уровне ведущих учреждений и коллективов;

· сохранение и развитие культуры национальных этнических групп, включая сохранение исторических памятников, язык литературы, религии, народного творчества во всех его формах;

· создание для регионального, межрегиональных международных культурных контактов;

· создание специализированной системы переподготовки кадров, ориентированной на использование новых технологий;

· сохранение и наращивание информационного потенциала сферы культуры;

· создание на основе технологий электронных телекоммуникаций единой информационной сети, объединяющей республиканские районные звенья.

В случае если проекты носят ярко выраженную социальную направленность, целевой ориентацией проекта может выступать:

· содействие разрешению, минимизации или профилактике проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека;

· создание условий для успешной самореализации личности.

Таким образом, могут быть решены следующие задачи:

- оптимизация образа жизни человека;

-изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности человека;

- оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Т.е. социально-ориентированные проекты имеют различный характер:

- художественно-творческой адаптации и реабилитации;

- социально-психологические адаптации;

- духовной реабилитации;

- профессиональной ориентации и реабилитации;

- физической реабилитации.

Возможные целевые аудитории такого социально-педагогического проектирования:

· семья;

· неблагополучные подростки;

· лица пожилого возраста;

· лица с ограниченными функциями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.