Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориально-политическая организация государства




Лекция

Лекция

Политика как общественное явление это:

1. Общественный процесс в виде взаимоотношения между группами, сообществами и обществами по проблеме власти, властных и политических отношений

2. Набор согласованных и взаимоприемлемых процедур выработки решения. Эти решени являются обязательными как внутри, так и во внегосударственных отношениях

3. Процесс урегулирования конфликтных ситуаций

4. Метод достижения решений проблем общественных отношений

5. Обнародование программы действий для достижения общественной поддержки

 

Взаимодействие политики и экономики

Экономика предопределяет материальное основание жизнедеятельности людей, тем самым способствует социальной дифференциации общества. Отсюда возникает запрос общества на необходимость для государства реагировать на социальные проблемы и решать их. Всегда экономическое развитие общества поражает политические проблемы, которые решаются специальными процедурами. Политика имеет возможность влиять на процессы распределения, изменение правовых норм, форм собственности и механизма управления, но при этом возникает опасность стагнации или регресса экономики. Поэтому политичекие решения находятся под контролем общества, в частности, экспертного сообщества и именно общественное мнение предопределяет политические решения

 

Взаимосвязь политики и морали

Политические отношения не призваны выражать мнение каждого, но выражает групповые интересы. Отсюда главное противоречие политики и морали:

Политика предлагает возможность использования силу принуждения, чего не допускает мораль

 

Решение противоречий морали и политики зависит от характера господствующей морали в обществе.

 

Идеология и политика

Идеология это совокупность различных взглядов составляющих общественное сознание. В любом обществе политика и идеология активно взаимодействует

Сегодня важнейшей чертой идеологии является плюрализм, который и формирует общественное сознание

 

Политика и право

Право это система требований к совместному существованию людей, эта система предопределена природой общества, наличие общества без нее невозможно. Право является индикатором зрелости политики, государства, нации, класса и тд

Право определяет границы и возможности деятельности власти и оппозиции.

В конкретных политических системах отношения между политикой и правом неоднозначны. Например, в демократических странах, политическая лояльность часто превалирует над законом

 

Легитивность власти

Три способа законности власти

1. Традиции

2. Признание правомерности законов, согласно которым политики пришли власти

3. Харизма (вера в руководителя, которому предписываются выдающиеся личные достоинства)

Законность власти должна утверждается в общественном сознании в форме веры в законность. Вера обеспечивает стабильность политической системы и властных отношений. Если возникает кризис легитивности то корни надо искать в процессе изменения человека

 

Государство и политические режимы

Государство это основной институт политической системы

Характеристики государства включают в себя критерии

1. Социальное назначение

2. Организационная структура

3. Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими институтами

4. Характер отношений с обществом и нацией

Государство отличается от других социальных групп следующими признаками

1. Наличие особой группы людей, занятых только управлением обществом и охраной его социальной и экономической структуры

2. Монополия на исключительных власть в отношении населения

3. Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики, а именно: социальной, экономической и военной

4. Суверенное право издания законов и правил, обязательных для населения

5. Организация власти по определенному территориальному признаку

6. Монопольные право на формирование бюджета и взимание налогов и сборов

Типы государства и их разновидности

Монархия

· Абсолютная

· Конституционная монархия

Республика

· Президентская

· Парламентская

 

3 формы

1. Унитарная. Признаки:

1. Единая конституция

2. Единая система высших органов государственной власти, управления и права

3. Единое гражданство

4. Единая судебная система

2. Федеративная. Федерация это форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих политической самостоятельностью, образуют единое государство. Это государство носит союзный характер. Федерация является формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенций между федерацией и субъектами регулируется общей единой конституцией. Конституция фиксирует вопросы обороны, внешней политики, политики в области труда, социальной защиты населения, налогообложения, как общефедератиные и регуляция этих вопросов производится исключительно федеральной властью. Соотношение полномочий центра и субъектов федерации определяется сложившимися культурными традициями и исторической практикой каждого федеративного образования, отсюда их разнообразие и уникальность каждой федерации.

3. Конфедеративная. Конфедерация это постоянный союз суверенных государств, осознанно созданный для достижения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами. Суверенные государства могут принять, или не принять решение центральной власти. Единой правовой и налоговой системы не существует. Бюджет складывается из взносов, входящих в нее государств. Примеры конфедераций: ЕС, Швейцария, СНГ.

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях юридическим правом. Юридическое право защищает свободу, конституционные права личности и подчиняется власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются общественным договором, который, начиная с 18 века, фиксируется в своде законов, называемых конституцией. Правовое государство обладает признаками

1. Наличие гражданского общества

2. Сфера деятельности государства ограничивается правами и свободами личности, общественным порядком и ответственностью каждого за собственное благополучие.

3. Государство обязано создавать благоприятные условия для хозяйственной деятельности, ограничивая собственные властные возможности

4. Всеобщность права и распространение юридических прав на граждан, организации и органы государственной власти

5. Конечным источником власти является народ, что обязательно фиксируется в конституции и правовой системе.

6. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей

7. Приоритет гражданских отношений в государственном регулировании.

8. Свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида.

В правовом государстве существует монополизация экономики и общегосударственная регуляция социальных проблем.

 

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, и соучастия в управлении. Главная задача государства - достижение блага в виде так называемой социальной справедливости. Сглаживает имущественное неравенство, заботится о предоставлении каждому работы, или иного источника существования и о сохранении гармонии в обществе.

Социальные государства возникли в конце 19 - начале 20 века. На сегодняшний день, признаками являются

1. Перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

2. Политика занятости и охрана прав работника на предприятии

3. Социальное страхование

4. Развитие доступного образования, здравоохранения, культуры

5. Поддержка семьи и материнства

6. Забота о безработных, сиротах, инвалидах и престарелых

Между социальным и правовым государством существует как единство, так и противоречия. Оба государства призваны обеспечить благо индивида. Противоречие в том, что правовое государство не вмешивается в распределение общественного богатства и обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

На сегодняшний день, в мире существует 2 тенденции развития государства

1. Деэтатичекая. Это активизация гражданского общества, развите самоуправления и контроля над государством

2. Этатическая. Это повышение роли государства как регуляторы всего общества. Регуляторами выступают инвестиционная, кредитная, информационная, социальная и другая политика государства.

В общем объеме государственной деятельности сокращается функции, связанные с принуждегием, что позволяет формулировать концепции, утверждающие идею отмирания государства.

 

Политический режим - это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий режим представляет собой то, или иное сочетание двух полярных принципов организации человеческих взаимоотношений (авторитарности и демокративности)

1. Тоталитарный. Монополизация власти, сращивание партии с государственным аппаратом. Уничтожается или сужается гражданское общество. Умаляются роль и права закона. Во главе партии стоит один лидер.

2. Авторитарный. Обычно возникает в процессе перехода от традиционных структур к индустриальныи. Опирается на армию, вмешивается в подитический процесс, концентрируя в руках политического органа всю власть. Допускает размежевание сил и интересов, не исключает элементы демократии (выборы или полит борьбу, легализацию оппозиции), центробежные силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов граждан и реформ

3. Демократический.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.