Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ основных средств

 

Для получения полного представления об использовании основных средств целесообразно производить:

- анализ состояния основных средств (используются следующие показатели: коэффициент износа, удельный вес стоимости отдельного объекта в общей стоимости основных средств, доля активной части основных средств и др.);

- анализ движения основных средств (рассчитываются коэффициенты выбытия, поступления, обновления);

- анализ эффективности использования основных средств (применяются показатели фондоотдачи и фондоемкости, при этом вместо объема выпущенной продукции можно использовать сумму таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет; фондовооруженности и др.)

 

2. Эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры

 

Основными средствами таможенных органов являются и объекты таможенной инфраструктуры, к которым в практической деятельности таможенных органов относятся здания, сооружения и сети, используемые таможенными органами.

Объекты таможенной инфраструктуры по категориям назначения делят на группы (см. Табл. 2).

Таблица 2

Классификация объектов таможенной инфраструктуры

№ п/п Группа объектов таможенной инфраструктуры Объекты таможенной инфраструктуры, входящие в указанную группу
1. Административные, бытовые и производственные здания 1.1. Административное, административно-производственное здание, административно-бытовой корпус. 1.2. Здание контрольно-пропускного пункта, проходной. 1.3. Здание диспетчерской, кинологической, пограничной и эксплуатационной службы, службы охраны и т.д. 1.4. Помещение пешеходного пункта пропуска, пункта пропуска туристических групп. 1.5. Производственно-бытовое здание. 1.6. Производственное помещение (мастерские). 1.7. Служебное, служебно-бытовое, служебно-производственное здание. 1.8. Служебное помещение контейнерного и вагонного типа, домик типа «Лесник».
2. Досмотровые сооружения 2.1. Бокс углубленного досмотра легкового и грузового транспорта. 2.2. Досмотровые кабины. 2.3. Павильоны для взвешивания легкового и грузового автотранспорта. 2.4. Павильоны для досмотра автотранспорта. 2.5. Павильон таможенного контроля.
3. Инженерная инфраструктура 3.1. Сети 3.1.1. Электрические. 3.1.2. Воздушные. 3.1.3. Кабельные линии. 3.1.4. Тепловые. 3.1.5. Водопроводные. 3.1.6. Канализационные.   3.2. Инженерные сооружения и оборудование 3.2.1. Котельные. 3.2.2. Дизельные электростанции (дизель-генераторы). 3.2.3. Резервуары для хранения воды и топлива. 3.2.4. Водозаборные сооружения. 3.2.5. Очистные сооружения. 3.2.6. Насосные станции. 3.2.7. Трансформаторные подстанции. 3.2.8. Тепловые пункты (тепловые, элеваторные узлы). 3.2.9. Линии связи. 3.2.10. АТС. 3.2.11. Сооружения внешнего благоустройства.
4. Сооружения для ремонта и эксплуатации автомобильного транспорта 4.1. Бокс для хранения автотранспорта; 4.2. Мойка для автотранспорта; 4.3. Мастерские для ремонта автотранспорта; 4.4. Профилакторий для автотранспорта; 4.5. Теплая стоянка для автотранспорта; 4.6. Участок техобслуживания и ремонта автотранспорта (УТОР).
5. Складские помещения 5.1. База материально-технического обеспечения (МОТ); 5.2. Здание склада; 5.3. Производственно-складская база (ПСБ); 5.4. Склад временного хранения (СВХ); 5.5. Склад-ангар отапливаемый, не отапливаемый; 5.6. Склад для хранения автотранспорта.
6. Объекты культурно-бытового назначения, учебно-тренировочные и спортивные сооружения 6.1. База отдыха; 6.2. Санатории; 6.3. Медицинское учреждение; 6.4. Магазин, торговая палатка (киоск); 6.5. Общежитие, гостевой дом; 6.6. Сауна, баня; 6.7. Спортзал; 6.8. Столовая, буфет; 6.9. Тир, теннисный корт; 6.10. Учебно-тренировочный центр (УТЦ).
7. Навесы, площадки 7.1. Вертолетная площадка; 7.2. Навесы постов пограничного и таможенного контроля легкового и грузового автотранспорта; 7.3. Открытая стоянка задержанного автотранспорта; 7.4. Открытая площадка СВХ; 7.5. Подъезды, дороги, площадки, тротуары.
8. Прочие 8.1. Пожарное депо; 8.2. Беседка; 8.3. Вольер; 8.4. Санитарно-бытовые помещения.

Для обеспечения нормальной работы объектов таможенной инфраструктуры в таможенных органах создаются специальные подразделения эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры.

Данные подразделения осуществляют и контролируют содержание и техническую эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования таможенного органа в соответствии с действующими требованиями нормативных актов, а также своевременное и качественное проведение текущего ремонта и подготовку объектов к работе в зимний период.

Для подготовки объектов таможенной инфраструктуры к работе в зимний период приказом по таможенному органу создается комиссия по техническому осмотру. По результатам ее работы составляется акт весеннего/осеннего осмотра.

Ежегодные заявки от подразделений эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры по текущему ремонту и подготовке объектов к зиме включаются в сводную заявку от таможенного органа.

Обычно в конце апреля ФТС издает приказ о подготовке объектов к зиме. На его основе в подчиненных таможенных органах издаются свои аналогичные приказы. С июля по сентябрь из нижестоящих таможенных органов в вышестоящие отправляются отчеты о ходе мероприятий по подготовке к зиме (на 01.07, 01.08 и 01.09). На 01 сентября все объекты таможенной инфраструктуры и инженерные сети должны быть готовы к зимнему периоду. Итоговый доклад о готовности к зиме, как правило, представляется к 10 октября.

К функциям подразделений эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры также относятся:

- участие в рассмотрении проектов на строительство объектов таможенной инфраструктуры для осуществления контроля за соответствием этих объектов целям их эксплуатации;

- организация регистрации земельных участков под эксплуатируемыми зданиями и сооружениями;

- участие в анализе аварий и неисправностей, происшедших в зданиях и на сооружениях и разработка предложений и мероприятий по их предотвращению.

- выполнение расчетов по потребности и использованию тепло-, водо- и энергоресурсов для объектов таможенной инфраструктуры

Ежеквартально отделы эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры отправляют отчеты по топливно-энергетическим ресурсам – о количестве тепла, электроэнергии и т.п., потребленными таможенными органами. С сентября по апрель существует отчет по фактическому использованию топлива.

В своей работе подразделения эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры руководствуются Приказом ГТК от 29.03.2004 № 393 «О введении в действие нового ведомственного нормативного документа по эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры».

 

3. Материально-техническое обеспечение таможенных органов

 

В соответствии со статьей 31 311-ФЗ материально-техническое обеспечение(МТО) деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

МТО является частью тылового обеспечения деятельности таможенных органов. От того, насколько правильно организована работа тыловой службы, во многом зависит эффективное функционирование многих подразделений таможенных органов.

Направлениями тылового обеспечения являются:

строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;

материально-техническое оснащение таможенных органов;

вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;

эксплуатация технических средств;

организация государственных закупок;

планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных средств по направлениям тылового обеспечения.

В системе таможенных органов материально-техническое обеспечение осуществляют специализированные таможенные органы, к которым относятся Центральная базовая таможня (ЦБТ) и тыловые таможенные посты, подчиненные РТУ, а также отдельные тыловые структурные подразделения таможенных органов:

Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России;

Тыловые службы РТУ;

Отделы тылового обеспечения таможен;

Отделы тылового обеспечения таможенных постов.

Направлениями тылового обеспечения являются:

- строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;

- техническое оснащение таможенных органов;

- вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;

- эксплуатация технических средств;

- организация конкурсных торгов;

- планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных средств по направлениям тылового обеспечения.

МТО в таможенных органах осуществляется в соответствии с приказом ФТС от 06.10.2009 № 1844 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации».

Материально-техническое обеспечение таможенных органов Российской Федерации осуществляется в централизованном и децентрализованном порядке путем поставки продукции по государственным контрактам, заключаемым по результатам размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение таможенных органов может осуществляться:

- централизованно (в централизованном порядке распределяется продукция, имеющая первостепенное значение в выполнении правоохранительных и экономических функций: форменная одежда, орг. техника, ТСТК, боеприпасы, бланки строгой отчетности, средства таможенной идентификации – печати, штампы);

- децентрализовано (топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары, средства на ремонт, комплектующие, телефонные аппараты, факсы);

- двумя из указанных способов.

Централизованное приобретение предполагает, что закупать материально-технические ресурсы для нужд всех нижестоящих таможенных органов будет Федеральная таможенная служба. Децентрализованное приобретение дает право РТУ, таможням и таможенным постам, обладающим статусом юридического лица, самостоятельно приобретать материально-технические ресурсы для своих нужд.

Централизованное МТО таможенных органов РФ осуществляется на основании ежегодно утверждаемого Плана приобретения, разработка и контроль исполнения которого возложены на ГУТО ФТС.

Планы приобретения продукции формируются в соответствии:

· с Единым классификатором продукции, приобретаемой для оснащения таможенных органов РФ,

· Сводным табелем положенности материально-технических средств для оснащения таможенных органов РФ

с учетом их фактической обеспеченности, а также создания переходящего запаса и резерва материально-технических средств.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы, что обеспечивает единство хозяйственно-плановой политики.

Нормы – это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.

Нормативы – величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

Нормы и нормативы могут быть:

- абсолютными – устанавливаются в физических единицах измерения: литрах, килограммах, штуках и т.д. (ежедневный рацион питания служебных животных, нормы пайкового довольствия сотрудников, топливо на 100 км пробега автотранспорта и др.);

- относительными – устанавливаются в относительных единицах измерения: в процентах или коэффициентах (потребность в спортивном инвентаре (в %) к штатной численности работающих, нормы создания резервных запасов (в %) от потребности в материальных ресурсах и др.);

- частными – особыми абсолютными или относительными нормами при определенных условиях (расход топлива на эксплуатацию автотранспорта в зимних условиях).

Нормы и нормативы образуют целостную системы и составляют нормативную базу планирования.

В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения функций тылового обеспечения входят:

- нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;

- нормы хранения;

- нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;

- сроки носки изделий;

- нормы и сроки выдачи материалов;

- сроки эксплуатации технических средств[7].

Главное управление тылового обеспечения ФТС разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы.

Разработана методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса[8].

Нормируемая потребность таможенных органов в материально-технических ресурсах отражается в Сводном табеле положенности.

Сводный табель положенности включает несколько разделов:

табель положенности вещевого имущества должностных лиц таможенных органов. Этот раздел составлен в соответствии с нормами положенности, сроками выдачи форменного и специального обмундирования и с учетом создания запаса по перечню предметов, утвержденному Правительством РФ;

табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники. В этом разделе выделены уточняющие коэффициенты с учетом категорий таможенных органов. Введение понижающей шкалы коэффициентов дает возможность оптимального распределения материально-технических ресурсов между таможенными органами в соответствии со спецификой выполняемых функций, объемами декларирования и таможенных платежей;

табель положенности вооружения и средств защиты.

Изменения в Единый классификатор продукции, Сводный табель положенности с последующей организацией приобретения и поставки продукции в таможенные органы Российской Федерации, включая изменения по перечню продукции (включая размерно-ростовочные показатели, типоразмеры, марки и модификации), расчету норм положенности и виду приобретения, вносятся на основании отдельных нормативных правовых актов ФТС России, определяющих принятие на снабжение новых видов продукции, изменение норм снабжения, особенности обеспечения специализированных таможенных органов Российской Федерации[9].

Ежегодно таможенные органы составляют заявку по направлениям тылового обеспечения с учетом фактического состояния материально-технической и социальной базы таможенного органа.

Заявка включает следующие основные разделы:

1) капитальный ремонт объектов таможенной инфраструктуры;

2) техническая эксплуатация зданий и сооружений таможенной инфраструктуры;

3) материально-техническое обеспечение;

4) эксплуатация автомобильной техники;

5) жилищное и социальное обеспечение должностных лиц таможенных органов;

6) продовольственное обеспечение;

7) охрана труда и пожарная безопасность.

Составление и обоснование сводной годовой заявки осуществляется в соответствии с приоритетными для развития таможенной службы направлениями тылового обеспечения с учетом:

- первоочередности ввода объектов;

- сокращения незавершенного объема работ на основании установленных нормативов;

- табеля положенности;

- фактической оснащенности таможенных органов;

- имеющихся остатков материально-технических ресурсов;

- задач пополнения неснижаемых запасов по видам материально-технических ресурсов;

- поддержания парка технических средств таможенных органов в работоспособном состоянии.

Для расчета сводной годовой заявки необходимы не только нормы положенности, но и количественные параметры таможенной системы, такие как:

- штатная численность (с учетом мужчин и женщин, подразделений охраны, оперативных таможен);

- количество таможен, таможенных постов, пунктов пропуска;

- количество подразделений охраны, отрядов быстрого реагирования;

- количество линий таможенного контроля (пассажирских, грузовых);

- количество технических средств и оборудования, находящихся в эксплуатации – автомобилей, вертолетной техники, средств связи, ТСТК, вычислительной техники и др. (для расчета лимитов расходных материалов, запасных частей);

- балансовая стоимость имущества (для определения расходов на восстановление материально-технических ресурсов, выбывающих вследствие износа)[10].

Форма заявки на материально-техническое обеспечение заполняется:

1) в соответствии со Сводным табелем положенности материально-технических ресурсов, приобретаемых для оснащения таможенных органов, утверждаемом ежегодно руководством ФТС России;

2) в соответствии с Единым классификатором продукции для материально-технического обеспечения таможенных органов, утверждаемом руководством ФТС России;

3) в соответствии с установленной бюджетной классификацией расходов на содержание таможенных органов;

4) с учетом фактической оснащенности таможенных органов, а также с применением коэффициентов снабжения в зависимости от категории таможенного органа.

РТУ, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (РТУ РЭБОТИ), а также Центральная акцизная таможня (ЦАТ) и Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) представляют в ГУТО годовую заявку в форме сводной заявки подчиненных таможенных органов Российской Федерации (таможен, экспертно-криминалистических служб – региональных филиалов ЦЭКТУ, оперативно-технических служб – филиалов РТУ РЭБОТИ, акцизных и энергетических таможенных постов). Специализированные РТУ и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, не указанные выше, самостоятельно представляют в ГУТО отдельные годовые заявки[11].

Планирование и организация централизованного и/или децентрализованного обеспечения таможенных органов специализированными материально-техническими средствами, применяемыми отдельными подразделениями, такими как экспертно-криминалистические службы, криминалистические подразделения, кинологические подразделения, подразделения пресс-службы и т.п., осуществляется на основании отдельных нормативных правовых актов ФТС России и представляемых соответствующими (инициирующими) подразделениями предложений по структурированной номенклатуре материально-технических средств с аргументированным обоснованием и нормативным подтверждением их функционального назначения по конкретным номенклатурным позициям, расчетом требуемого количества материально-технических средств, соответствующего их функциональной специфике и назначению, а также обоснованием эффективности бюджетных расходов на их приобретение.

Сводные годовые заявки таможенных органов Российской Федерации при формировании Плана приобретения согласовываются с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России по следующим направлениям:

приобретение вооружения и средств защиты, морской и авиационной техники, авиационных запасных частей — по согласованию с Региональным таможенным управлением организации силового обеспечения;

приобретение технических средств таможенного контроля (ТСТК), технических средств контроля делящихся и радиоактивных материалов, средств вычислительной техники, средств защиты информации, средств связи и телекоммуникационного оборудования — по согласованию с Главным управлением информационных технологий ФТС России;

приобретение средств таможенной идентификации и бланков строгой отчетности, используемых при таможенном оформлении, бланков удостоверений личности — по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля ФТС России, Управлением федеральных таможенных доходов ФТС России, Управлением валютного контроля ФТС России, Управлением кадров ФТС России.

Потребность в автотранспортных средствах, специальном автотранспорте и подъемно-транспортном оборудовании представляется в ГУТО в составе сводной годовой заявки с указанием количества техники, приобретаемой в централизованном и децентрализованном порядке. Одновременно с заявкой на приобретение автотранспортных средств представляется заявка по расходам на их эксплуатацию, включая распределение объемов необходимого финансирования в соответствии с бюджетной классификацией.

Сводная годовая заявка на вещевое обеспечение представляется по формам, утверждаемым приказом ФТС России в составе Сборника форм, включая расчет общих объемов потребности по видам форменного и специального обмундирования согласно нормам и срокам выдачи, а также распределение потребности по размерам и ростам. Заявка на вещевое обеспечение должностных лиц экспертно-криминалистических служб – региональных филиалов ЦЭКТУ, оперативно-технических служб – филиалов РТУ РЭБОТИ включается в сводную годовую заявку соответствующих РТУ по месту расположения указанных филиалов.

Сводные годовые заявки на централизованно приобретаемые материально-технические средства подписываются руководством таможенных органов Российской Федерации, которое несет ответственность за своевременное проведение соответствующих организационных мероприятий, связанных с планированием потребности, представлением заявок, получением, учетом, хранением и использованием материально-технических средств.

Сводные данные по региону на материально-техническое оснащение заполняются по приложениям, являющимся загружаемыми формами Автоматизированной информационной системы «Парус».

РТУ защищают сводные заявки на следующий год в ФТС, как правило, в ноябре текущего года в соответствии с графиком.

Если в заявке указаны предметы материально-технического обеспечения сверх табеля положенности, необходимо обоснование и резолюция начальника таможенного органа.

Поставка централизованно приобретаемых материально-технических средств осуществляется в соответствии с заключенными государственными контрактами на основании ежегодно утверждаемого ФТС России Плана приобретения.

Централизованная поставка материально-технических средств осуществляется в зависимости от условий заключенных государственных контрактов способом самовывоза или поставщиками на склады ЦБТ, тыловых таможенных органов, склады РТУ или непосредственно таможенным органам Российской Федерации.

Учитывая территориальное размещение таможенных постов, подчиненных ЦЭТ и ЦАТ, поставка централизованно приобретаемой продукции для их оснащения осуществляется по разнарядкам, утверждаемым руководством ФТС России, на склады соответствующих РТУ (ЦТУ, СЗТУ, ЮТУ), за исключением оружия и боеприпасов, организация поставки которых осуществляется ЦЭТ и ЦАТ соответственно.

Поставка продукции в таможенные органы Российской Федерации осуществляется со складов ЦБТ, тыловых таможенных органов, РТУ и таможен различными видами отгрузки (отправки).

Поставка автотранспортных средств, специального автотранспорта и подъемно-транспортного оборудования осуществляется в соответствии с условиями государственных контрактов по утвержденным разнарядкам с площадок поставщиков.

Средства таможенной идентификации (личные номерные печати, комплекты штампов таможенного оформления, сменные штемпельные подушки с защищенной мастикой) централизованно поставляются непосредственно в таможни.

Таможенные органы, являющиеся в соответствии с условиями государственных контрактов грузополучателями централизованно поставляемой продукции (далее – таможенные органы-грузополучатели), при ее получении оформляют надлежащим образом документы, подтверждающие фактическую поставку продукции (товарные накладные по унифицированной форме, акты), содержащие необходимые реквизиты.

В ведении региональных таможенных управления находятся склады для хранения централизованно поставляемых предметов материально-технического обеспечения. К ним относятся склады для приема и выдачи форменной и специальной одежды, бланочной продукции, технических средств таможенного контроля (в том числе боеприпасов), запчастей для автомобильного транспорта и другие.

Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности[12].

При централизованном приобретении материально-технических ресурсов каждому таможенному органу высылается уведомление о выделенных ему фондах. Фонды (лимиты) – это выделенные потребителю в установленном порядке нормативные объемы распределяемых централизованно материальных ресурсов. Фонды действуют в течение периода, на который они выделены (обычно – 1 календарный год).

Потребность в децентрализованно приобретаемых материально-технических средствах определяется, согласовывается и представляется таможенными органами Российской Федерации в соответствии с установленными приказами ФТС России порядком формирования общей бюджетной заявки и порядком формирования сметы расходов и доходов на очередной год.

Потребность в дополнительном децентрализованном приобретении материально-технических ресурсов в течение финансового периода и корректировка планов приобретения определяется таможенными органами Российской Федерации самостоятельно.

Руководители РТУ и таможен в рамках реализации своих полномочий и предоставленных им прав при распределении и перераспределении между подчиненными таможенными органами и структурными подразделениями таможенного органа материально-технических средств по номенклатуре централизованно поставляемой продукции руководствуются нормами положенности, состоянием фактической оснащенности подразделений и приоритетами в решении поставленных задач[13].

Организация финансирования приобретения материально-технических ресурсов осуществляется Главным финансово-экономическим управлением ФТС России (далее — ГФЭУ) и финансово-экономическими подразделениями таможенных органов Российской Федерации.

Прогнозируемая потребность в материалах, технических средствах, комплектующих и запасных частях, энергетических и других ресурсах используется для расчетов связанных с ними денежных расходов.

 

4. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд таможенных органов

 

С 01.01.2006 таможенные органы при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг руководствуются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ).

В Государственную думу ФС РФ внесен Проект Федерального закона № 68702-6[14], «О федеральной контрактной системе федеральных в сфере закупок товаров, работ и услуг», которым предполагается признать утратившим силу 94-ФЗ.

Размещение заказа может осуществляться (см. рис. 1):

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах)[15].

В соответствии со статьей 20 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым. Размещать заказ путем проведения закрытого конкурса можно исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

Способы размещения заказа

 

 

   

 

 

С ПРОВЕДЕНИЕМ ТОРГОВ

 

 

БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ

 

 

КОНКУРСЫ

 

 

Открытый конкурс

 

 

Закрытый конкурс

 

 

Открытый аукцион

 

 

Закрытый аукцион

 

 

Открытый аукцион в электронной форме

 

 

АУКЦИОНЫ

 

 

ЗАПРОС КОТИРОВОК

 

 

У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА

 

 

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной по- мощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

 

 

НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ

 

Рис. 1. Способы размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ).

Процедура проведения открытого конкурса включает:

- публикацию извещения о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании и размещение на официальном сайте;

- разработку, порядок представления и разъяснение положений конкурсной документации;

- подачу заявок;

- порядок вскрытия конвертов и открытие доступа к электронным заявкам;

- порядок рассмотрения и оценки заявок;

- заключение государственного контракта.

В соответствии со статьей 32 94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Аукционы проводятся при закупке товаров (работ, услуг), которые производятся (выполняются) не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам.

Условия проведения аукциона:

- размещение заказа не по конкретным заявкам заказчика;

- есть функционирующий рынок;

- сравнивать заявки можно только по ценам;

- перечень товаров, работ и услуг для проведения аукциона устанавливается Правительством РФ (распоряжение от 27.02.2008 № 236-р);

- если товары, работы и услуги включены в Перечень, то проведение конкурса не допускается;

- распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 №1996-р утвержден Перечень ТРУ, размещение заказов которых осуществляется федеральными государственными заказчиками путем проведения открытого аукциона в электронной форме;

- с 1 июля 2010 года для федеральных заказчиков перечень расширяется до всего аукционного списка, установленного распоряжением Правительства РФ № 236-р, это более 60 процентов номенклатуры, закупаемой по госзаказу;

- с 1 января 2011 года по тому же широкому перечню (236-р) установлена обязательность проведения электронных аукционов уже для региональных и муниципальных заказчиков.

Аукцион, как и конкурс, может быть открытым или закрытым. Размещение заказа путем проведения закрытого аукциона происходит исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.

Открытый аукцион в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт - аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном законодательством РФ.

Преимущества электронного аукциона:

v сокращенные сроки проведения по сравнению с очной формой;

v минимальный документооборот (организация регистрируется на сайте-организаторе и подает заявки на интересующие лоты через Интернет);

v проведение в реальном времени через Интернет (не надо выезжать для участия в аукционе);

v процедура прозрачна для всех участников (никто не может повлиять на ход аукциона);

v небольшие расходы, связанные с проведением;

v наиболее удобная и эффективная форма привлечения широкого круга поставщиков.

К 01.01.2010 года был осуществлен отбор пяти электронных торговых площадок:

«Сбербанк-АСТ»

«Единая электронная торговая площадка»

ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»

ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»

ООО «РТС-тендер».

Перевод госзакупок на электронные площадки был осуществлен, чтобы снизить коррумпированность и непрозрачность в сфере проведения госзакупок, которые неоднократно выявлялись ФАС.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта[16].

Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику)[17].

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

2) осуществляется оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий;

3) осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

4) осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей;

5) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;

6) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования);

7) производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

8) представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка;

9) только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником;

10) участвовал только один участник аукциона;

11) конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен;

12) размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую пять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах.

Размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах:

- Сумма превышает 5 000 000 рублей;

- Предметом государственного или муниципального контракта являются поставки биржевых товаров;

- Порядок устанавливается Правительством РФ;

- Особенности заключения контракта определяется ГК РФ, законодательством РФ о товарных биржах и биржевой торговле и 94-ФЗ.

При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Таможенный орган вправе создать единую комиссию, осуществляющую функции всех трех.

Комиссия таможенного органа по размещению заказов – Коллегиальный орган, создаваемый приказом руководителя таможенного органа для организации размещения заказов на поставки ТРУ для нужд таможенных органов путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок.

Основные задачи комиссии:

· Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в размещении заказа в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта.

· Определение поставщиков, с которыми будут заключены государственные контракты.

Содействие в укреплении материально-технической базы, развитии таможенной инфраструктуры, оснащении современными техническими средствами.

Число членов комиссии не может быть менее 5 человек. Комиссия правомочна выполнять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов. Членом комиссии не может быть лицо, лично заинтересованное в результатах размещения заказа. С 1 января 2011 года в состав комиссии по размещению заказов должны включаться не менее чем три лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.

В региональных таможенных управлениях для организации закупок созданы специальные отделы размещения заказов, входящие в состав тыловой службы.

 

5. Капитальное строительство в таможенных органах

 

Капитальное строительство в таможенном деле – деятельность, направленная на строительство объектов, необходимых для выполнения таможенными органами их функций, а также создания бытовых, социальных культурных условий работающим в таможенных органах.

Капитальное строительство проводится в соответствии с единой хозяйственной политикой ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры, необходимостью совершенствования материально-технической базы таможенных органов[18].

Занимаются капитальным строительством Главное управление тылового обеспечения ФТС, отделы капитального строительства (ОКСЫ) в РТУ, подразделения капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры в таможнях.

Основными задачами указанных выше подразделений являются:

- ввод в эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры и постановка их на баланс;

- снижение объемов незавершенного строительства;

- ритмичное освоение денежных средств.

Выделяют следующие этапы капитального строительства:

1. Утверждение заданий на проектирование (утверждает ФТС).

2. Проектирование (согласование, экспертиза, утверждение документации).

Ведется по заказам-заданиям РТУ, утвержденным ФТС. Проектная организация, выполняющая основную (технологическую) часть проекта, является генеральным проектировщиком.

1. Строительство объектов таможенной инфраструктуры.

При организации капитального строительства ФТС, РТУ или таможни являются заказчиками. Проектно-изыскательские работы и капитальное строительство осуществляют специализированные организации. Главное управление тылового обеспечения направляет в таможенные органы рекомендации по вопросам норм капитального строительства, материально-технического обеспечения, обобщает заявки на финансирование таких мероприятий, а также собирает информацию о подрядчиках и возможных исполнителях таких работ.

Строительным работам предшествуют инженерные изыскания и проектирование объекта строительства. Разработанную проектно-сметную документацию РТУ передает ГУТО ФТС России на заключение. После соответствующей экспертизы и корректировки проектно-сметная документация утверждается и включается в план строительства.

Проект организации строительства (ПОС) является основой для планирования капитальных вложений, определения сроков строительства. В состав ПОС обычно входят:

- сводный календарный план строительства, строительный генеральный план, технологические схемы, методы и способы производства строительно-монтажных работ (СМР);

- расчет потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах, а также электроэнергии, воде и др.;

- график потребности в рабочих кадрах и основных строительных машинах;

- расчет временных зданий и сооружений;

- мероприятия по созданию безопасных и нормальных санитарно-гигиенических условий труда;

- пояснительная записка.

Очередность и сроки возведении объектов указываются в календарном плане ПОС. Календарный план, как правило, разрабатывается в форме линейного графика[19].

ГУТО ФТС составляет сводный план капитального строительства. Его основными показателями являются:

- объем финансирования;

- мощность объекта;

- год начала проектирования;

- год окончания строительства.

Утверждение планов капитального строительства, как правило, происходит в мае-июне, так как в августе обычно утверждается проект федерального бюджета в первом чтении. В течение года могут быть корректировки плана. В заключение года составляется отчет об итогах выполнения плана капитального строительства.

Средства на капитальное строительство в таможенных органах выделяются из федерального бюджета. Средства могут выделяться по Федеральным целевым программам (например, Федеральной целевой программе «Государственная граница РФ (2003-2010 гг.)»)

Кроме того, финансирование капитального строительства для нужд таможенных органов может осуществляться:

- за счет займов (например, МБРР – Международного банка реконструкции и развития);

- за счет программ международного сотрудничества.

При организации капитального строительства используются термины:

- новое строительство – строительство на новых площадях вновь создаваемых предприятий, зданий, сооружений, а также филиалов и новых производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе;

- капитальный ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного обеспечения, а также поддержки эксплуатационных показателей;

- реконструкция здания – комплекс строительных работ и организационно-строительных мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и качества квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.) или его назначения, в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

При организации капитального строительства руководствуются нормами Росстроя (Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству), Градостроительным кодексом (Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ), различными Строительными нормами и правилами (СНиП), например:

СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения.

СНиП 31-05-2005 Общественные здания нормативного назначения.

СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составления проектной документации на строительство зданий или сооружений.

СНиП 4.09-91 Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений,

а также государственными стандартами, эталонами, санитарными нормами, правилами пожарной безопасности и другими нормативными актами, регламентирующими проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

При составлении смет используют ТЕРы – Территориальные единичные расценки; ФЕРы – Федеральные единичные расценки. Используют цены 2001 и других лет и коэффициенты пересчета. Кроме того, для составления смет используют материалы, публикуемые в ежемесячных журналах «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» и «Сметные цены».

Работу подразделений капитального строительства таможенных органов часто проверяют Федеральное Казначейство, Счетная палата.

При осуществлении деятельности, связанной с капитальным строительством, таможенные органы должны анализировать эффективность капитальных вложений. Такой анализ предполагает:

- проведение конкретных технико-экономических обоснований;

- анализ объема капитальных вложений;

- анализ динамики использования бюджетных ассигнований;

- анализ доли участия ФТС России в строительстве;

- анализ расходов на текущее обслуживание объектов капитальных вложений;

- оценка экономического эффекта от данных инвестиционных вложений[20].

Для анализа эффективности использования бюджетных средств, а также анализа эффективности работы таможенного органа в целом следует производить оценку срока окупаемости и оценку экономического эффекта от эксплуатации конкретных объектов.

 

6. Научно-технический прогресс в таможенном деле

 

Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях[21].

Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП.

НТП в таможенном деле – это планомерное, системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда должностных лиц.

Выделяют две формы НТП:

1) эволюционная – это накопление новых научных результатов с использованием известных и устоявшихся научных теорий разработка новых устройств и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов;

2) революционная – это переход к качественно новым типам устройств и технологий, основанным на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивающим скачок в росте экономической эффективности[22].

Можно выделить несколько направлений внедрения достижений НТП в таможенное дело:

Первым направлением было создание в начале 90-х гг. и эксплуатация Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТК России. Были созданы:

- инфраструктура региональных центров обработки таможенной информации,

- комплекс компьютерных программ для обработки информации и ведения таможенной статистики;

- технология контроля и методики обмена данными;

- приобретены средства вычислительной техники и систем передачи данных.

В соответствии с проектом «Модернизация информационной системы таможенных органов» будут выполнены работы по проектированию, разработке и внедрению ЕАИС таможенных органов третьей очереди.

Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, их модернизация остаются важнейшими задачами на ближайшую перспективу.

В настоящее время все российские таможенные органы объединены единой автоматизированной информационной системой. Налажено их информационное взаимодействие с банковской системой, другими контролирующими и правоохранительными органами[23].

В Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ФТС России разработана система визуализации данных. На специальном табло изображена карта страны и зоны ответственности региональных таможенных управлений. Последние окрашиваются разными оттенками в зависимости, например, от того, какая часть таможенных платежей собирается в регионе день в день. Цветовая гамма постоянно изменяется, и руководство ФТС России может оперативно оценивать работу таможенных органов страны. В случае необходимости информация на табло может быть детализирована до конкретного товара или таможенного поста[24].

Проведение видеоконференций – внедряется система видеосвязи ФТС с регионами.

В Санкт-Петербурге разработана комплексная автоматизированная система таможенного оформления «АИСТ РТ-21», которая успешно эксплуатируется в двух крупнейших РТУ страны – Центральном и Северо-Западном. Требует создания компьютерной сети с использованием оптоволоконной системы связи.

Второе направление внедрения достижений НТП в таможенном деле связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК).

На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с промышленностью России по производству этих средств и закупку за рубежом выделяются значительные средства.

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало ее оснащение инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств.

Первый в России стационарный ИДК введен в эксплуатацию на МАПП "Троебортное" Брянской таможни. В 2006 году на оснащение Ростовской и Выборгской таможен поступили мобильные комплексы.

В 2006-2010 гг. предполагается обеспечить таможенные органы инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК), в т.ч.: стационарными – 50 (для автомобильных пунктов пропуска – 30, для аэропортов – 10, морских портов – 4, железнодорожных – 6) и мобильными – 22. Предусмотрено обеспечение таможенных органов средствами таможенного контроля за ДРМ, средствами связи, оснащение и дооснащение считывающими устройствами), весовым оборудованием. Каждый запущенный в эксплуатацию ИДК окупится за 1,5 – 2 года[25].

В последние годы в большинстве российских морских портов значительно возрос грузооборот контейнерных грузов, и для их таможенного оформления и досмотра требуется введение новых прогрессивных технологий и технических средств, позволяющих значительно ускорить прохождение грузов. Одним из таких средств является строительство инспекционно-досмотровых комплексов в крупнейших портах России. В первую очередь такое строительство намечается в портах Санкт-Петербург, Восточный и Новороссийск[26].

Стационарный ИДК (ангар размерами 20м х 60м) позволяет за 3-5 минут позволяет получать рентгеновское изображение, необходимое для идентификации товаров, что дает возможность досматривать до 25 полностью загруженных 40-футовых контейнеров в час.

Внедрение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) является одним из приоритетных направлений деятельности СЗТУ. Актуальность этой задачи определяется принятыми Всемирной таможенной организацией в июне 2005 года Рамочными стандартами безопасности. Россия присоединилась к данным стандартам, что предполагает дальнейшее обустройство пунктов пропуска на границе, оснащение их современными техническими средствами таможенного контроля, в том числе развертывание ИДК.

15 декабря 2006 года на оснащение Выборгской таможни на МАПП «Торфяновка» поступил современный мобильный инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК). Новая рентгеновская аппаратура позволит таможенникам без вскрытия грузового отделения транспортного средства в течение нескольких минут «рассмотреть» находящиеся в нем товары и различные объекты.

Практика применения ИДК, накопленная за рубежом, а также передовой опыт эксплуатации ИДК в Центральном и Южном таможенном управлениях доказывают высокую эффективность применения их при таможенном контроле товаров и транспортных средств.
Создаваемая система контроля крупногабаритных грузов должна позволить вывести таможенный контроль на качественно новый уровень[27].

Предусмотрено также обеспечение таможенных органов средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средствами связи, оснащение и дооснащение таможенных органов сканирующими (считывающими) устройствами, весовым оборудованием.

Другим направлением НТП в таможенном деле можно считать внедрение в практику осуществления взаиморасчетов между таможенными органами и участниками ВЭД системы электронных таможенных платежей «Таможенная карта». Она была создана в 2000 г., а пять лет назад, в феврале 2001 года, началось ее полномасштабное внедрение. Сейчас система объединяет 69 банков – эмитентов таможенных карт[28]. Можно осуществлять все виды таможенных платежей в любом таможенном органе на территории России 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Продолжает использоваться такая прогрессивная таможенная технология как электронное декларирование товаров, в том числе при таможенном оформлении нефтепродуктов, и в качестве эксперимента - для поштучного электронного учета экспорта древесины.

Применение данной технологии создает необходимые предпосылки для перехода к полному электронному документообороту.

В 2006 году в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования, прибавилось 74 таможенных поста. В настоящее время в системе электронного декларирования работает 144 таможенных поста.

В 2006 году в целях внедрения новых таможенных технологий к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России на основе подсистемы спутниковой связи (ПСС), построенной с использованием VSAT-технологии, подключено 35 телекоммуникационных узлов пограничных таможенных постов и пунктов пропуска[29].

Без улучшения оснащенности таможенных органов современной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры таможенного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы автотранспорта до нескольких минут.

Одним из направлений внедрения достижений НТП в таможенном деле является организация дифференцированной подготовки различных категорий личного состава таможенных органов в Российской таможенной академии (РТА) и ее филиалах, на Факультетах повышения квалификации (ФПК).

Эффективность внедрения достижений НТП проявляется в двух аспектах:

1) экономический аспект: более совершенная техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и предоставлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, повышает уровень борьбы с таможенными правонарушениями и их профилактика и т.д.;

2) социальный аспект: повышение комфорта и улучшение условий труда, повышение имиджа должностного лица таможенного органа и престижа этой профессии.

Эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в государственный бюджет, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов[30].

 

Тема 6. Финансовая деятельность таможенных органов

 

1. Финансовое планирование в таможенных органах

2. Финансирование расходов на содержание таможенных органов

3. Анализ использования бюджетных средств в таможенных органах

 

1. Финансовое планирование в таможенных органах

 

Таможенные органы являются федеральными органами исполнительной власти, финансируемыми из федерального бюджета. При финансовом планировании они руководствуются:

- Бюджетным кодексом РФ (Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

- Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»;

- Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию;

- Приказом Минфина «Об утверждении указания о порядке применения бюджетной классификации РФ» (изменяется ежегодно) и другими документами (последний - Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Финансовым планированием в таможенных органах занимаются:

1. Главное финансово-экономическое управление (ГФЭУ) ФТС

2. Финансово-бухгалтерская служба РТУ

3. Отдел бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни

Главное финансово-экономическое управление в пределах своей компетенции по поручению руководителя ФТС России осуществляет распределение финансовых ресурсов и несет ответственность за общее состояние финансов системы таможенных органов, исполнение сметы доходов и расходов на содержание системы таможенных органов и сметы расходов на содержание центрального аппарата ФТС России, организацию работы по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности системы таможенных органов и за соблюдение таможенными органами и организациями, находящимися в ведении ФТС России, финансовой дисциплины.

К задачам Главного управления относятся:

- бюджетное планирование (Формирование проекта бюджета системы таможенных органов на очередной финансовый год, ориентированного на достижение конечных результатов, и обеспечение своевременного и полного поступления средств из федерального бюджета);

- финансирование (текущих расходов таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, проектов перспективных программ развития и планов капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);

- организация обеспечения оплаты труда и выплаты компенсаций должностным лицам и работникам центрального аппарата ФТС России, таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

- нормативное регулирование финансово-экономической деятельности;

- проведение финансовой экспертизы ведомственных целевых программ, государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг…

Особенности финансового планирования в ТО:

- С 2005 года таможенные органы постепенно перешли на трехгодовое финансовое планирование. Раньше финансовое планирование осуществлялось лишь на один финансовый год.

- Документы финансового планирования стали более конкретными.

- Перешли от затратного метода планирования (от достигнутого результата) к новому методу планирования.

При финансовом планировании используют следующие основные понятия:

«текущий год» – год, в котором осуществляется разработка документов и материалов в соответствии с настоящим Положением;

«очередной год» – год, следующий за текущим годом, на который осуществляется разработка проекта федерального бюджета;

«отчетный год» – год, предшествующий текущему году;

«отчетный период» – отчетный год, текущий год и год, предшествующий отчетному году;

«плановый период» – очередной год и последующие 2 года;

«действующие обязательства» – расходные обязательства РФ, подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств федерального бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями;

«принимаемые обязательства» – планируемое (предлагаемое) увеличение объема действующих обязательств в плановом периоде.

Федеральная таможенная служба РФ является субъектом бюджетного планирования. Участие в подготовке материалов по разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год осуществляется ФТС России в соответствии с бюджетным законодательством в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения подготовки указанных материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год руководитель ФТС России утверждает порядок и сроки подготовки Главным финансово-экономическим управлением, Главным управлением федеральных таможенных доходов, Главным управлением информационных технологий, Главным управлением тылового обеспечения и организациями, находящимися в в

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка основных средств | Тема 7. Кадры таможенных органов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.384 сек.