Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество таможенной службы России




 

В настоящее время значительно усилилось влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы международной интеграции российской экономики в международное экономическое пространство.

Расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств при решении многих проблем в области международной безопасности, в том числе в сфере противодействия распространению оружия массового уничтожения, борьбы с международным терроризмом и торговлей наркотиками, острых экологических проблем, в частности, проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, обусловили появление новых задач, в решении которых должны участвовать таможенные органы Российской Федерации и которые предопределяют их дальнейшее развитие.

Международное сотрудничество предполагает развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных процедур. Расширение круга торговых партнеров, поиск новых рынков сбыта товаров и услуг обусловливают необходимость развития двусторонних отношений и активизации государственного участия в международных и региональных объединениях и организациях, что в свою очередь диктует необходимость качественного улучшения и интенсификации сотрудничества в области таможенного дела, повышения эффективности деятельности представительств таможенных органов Российской Федерации за рубежом.

Участие ФТС России в международном таможенном сотрудничестве развивается на трех уровнях – по линии двустороннего и многостороннего взаимодействия, а также в рамках Всемирной таможенной организации (ВТО).

Основными направлениями международного сотрудничества являются:

1. Участие в формировании концепции общего экономического европейского пространства, переход на применение единого административного документа ЕС при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом, транзитом товара, сопряжение с транзитными системами государств-членов ЕС.

2. Унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в союзном государстве, в государствах-участниках СНГ, государствах-членах ЕврАзЭС, единого экономического пространства; подготовка основ законодательства РФ и международных соглашений по таможенным вопросам.

3. Активизация участия таможенных органов РФ во Всемирной торговой организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе в области таможенного регулирования.

4. Продолжение использования международных транзитных документов в соответствии с таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП и соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении.



5. Расширение практики, заключение соглашений о межведомственном информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными органами других стран, а также создание совместно с Белоруссией единых информационных ресурсов

6. Подготовка кадров для союзного государства, государств-участников СНГ на базе РТА и регионального таможенного центра Всемирной таможенной организации.

Руководство и координацию сотрудничества по таможенным вопросам с международными организациями и таможенными службами других стран осуществляет Управление таможенного сотрудничества ФТС России.

Особое место в международных таможенных отношениях РФ занимает Всемирная таможенная организация (ВТО). В 1952 г. был создан Совет таможенного сотрудничества, у которого в 1994 появилось название Всемирная таможенная организация. В настоящее время Всемирная таможенная организация объединяет около 169 стран; Россия является ее членом с 1992. В рамках ВТО действуют около 20 конвенций, 50 рекомендаций и более 10 международных норм по отдельным таможенным вопросам. ВТО проводит ежегодные технические семинары по всему миру. Документы ВТО служат правовой основой для максимальной мировой унификации таможенной практики. Основная цель ВТО – содействие в создании и развитии современных, эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира.

ФТС России, являясь членом Всемирной таможенной организацией, активно взаимодействует с ней и выступает в роли проводника глобальной доктрины ВТО по внедрению рамочных стандартов безопасности, совершенствованию и унификации таможенных процедур, облегчению международной торговли, в том числе на территории государств-членов СНГ.

В Региональном учебном центре ВТО, организованном на базе Российской таможенной академии, с участием экспертов этой международной организации, российских таможенников и их коллег из стран-участниц СНГ регулярно проводятся учебные семинары о методике диагностирования таможенных администраций и на другие темы.

ФТС России активно сотрудничает и с Европейским союзом. Так, в июле 2006 года на базе Калининградской таможни прошел двухдневный семинар по изучению опыта функционирования таможенных органов на ее западной границе, организованный Московским Международным Клубом таможенных атташе.

На встрече, в которой участвовали атташе государств-членов Европейского союза, СНГ и Китая, рассматривался ход реализации 18 совместных проектов ФТС России и Комиссии Европейских сообществ (КЕС) по обустройству пограничных пунктов пропуска в Калининградской области.

Тесные узы связывают ФТС России с таможенными службами Балтийского региона. В марте 2006 года российская таможня провела совещание экспертов Оперативного комитета Совета государств Балтийского моря с участием представителей Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) и Организации Скандинавского полицейского и таможенного сотрудничества.

Основной темой обсуждения на встрече стали вопросы координации усилий таможенных органов Балтийского региона в борьбе с контрабандой, важную роль в которой играет деятельность регионального узла связи "RILO-Москва", действующего в структуре Всемирной таможенной организации и объединяющего таможенные службы 10 стран-участниц СНГ.

ФТС России и Министерство финансов ФРГ в 2006 году разработали совместный проект "Технический контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с использованием системы управления рисками". Европейская Комиссия приняла непосредственное участие в его разработке и финансировании.

Данный проект рассчитан на 15 месяцев и предполагает разработку совместных мер борьбы в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности и обмен опытом в области подготовки кадров для российской таможенной службы.

Активное сотрудничество осуществляется в области статистики внешней торговли. Подписан меморандум между Евростатом и ГТК об обмене статистическими данными по внешней торговле. Ежемесячно проводится анализ расхождений данных об импорте РФ и экспорте стран ЕС.

Большое значение для РФ имеет сотрудничество в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС), членом которого РФ стала в 1998г. Комитет по торговле и инвестициям АТЭС занимается вопросами стандартизации таможенных процедур в интересах стран-участниц.

Россия сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), деятельность которой направлена на защиту интересов развивающихся стран; с международной организацией по стандартизации (ИСО).

В сфере борьбы с контрабандой, таможенными правонарушениями ФТС сотрудничает с ЮНЕСКО, Интерполом, Советом музеев.

ФТС России возглавляет Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ (СРТС СНГ), координирует их действия и ежеквартально проводит совещания экспертов и заседания СРТС СНГ.

В марте 2006 года в Москве состоялось заседание Коллегии Таможенного комитета Союзного государства России и Белоруссии, на котором были рассмотрены итоги выполнения двух союзных программ и определены перспективы их дальнейшего развития.

Результативной считается деятельность ФТС России в рамках работы Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. В 2006 году был подготовлен проект Протокола об организации обмена предварительной информацией о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах между таможенными службами государств-участников ЕврАзЭС.

ФТС России подготовлено и заключено около 50 межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Среди них: Греческая Республика, Республика Корея, Республика Болгария, Федеративная Республика Германия, Литовская Республика, Монгольская Народная Республика, Государство Израиль, Королевство Норвегия, Республика Индия, Королевство Швеция, Королевство Дания, Финляндская Республика, Турецкая Республика, Союзная Республика Югославия, Словацкая Республика, США, Чешская Республика, Республика Венгрия, Исламская Республика Иран, Республика Македония, Эстонская Республика, Итальянская Республика, Королевство Нидерланды, Королевство Испания, Румыния, Латвийская Республика, Колумбия, Мексиканские Соединенные Штаты, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Чили.

На российскую таможенную службу в рамках её компетенции возложена функция по исполнению соглашений, заключенных Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в развитие межправительственных соглашений подписано свыше 80 межведомственных договоренностей по различным направлениям двустороннего сотрудничества.

Для повышения уровня взаимодействия с таможенными службами иностранных государств были открыты представительства таможенной службы Российской Федерации в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Украине, Финляндии, Бельгии, Германии и Китае.

Федеральная таможенная служба ежегодно проводит заседания уникального в своем роде Московского международного Клуба таможенных атташе, который был создан в Москве в декабре 2002 года по инициативе таможенных представителей России, Китая и Финляндии и под эгидой Государственного таможенного комитета России. Целью Клуба является налаживание дружественных и рабочих контактов между представителями таможенных служб иностранных государств, а также сотрудниками посольств, отвечающими за таможенные вопросы, представителями международных организаций и деловых кругов.

На сегодняшний день в состав Московского международного Клуба таможенных атташе входят представители России, Европейского союза, Армении, Великобритании, Германии, Индии, Киргизии, Китая, Латвии, Литвы, Франции, Финляндии, Чехии, Чили, Швеции, Всемирной организации автомобильного транспорта, Ассоциации торговых атташе государств Латинской Америки.

 

21. Таможенная инфраструктура как часть основных средств таможенных органов.

 

Для того чтобы таможенная служба могла эффективно осуществлять свои функции в системе внешнеэкономической деятельности, ей необходим определенный фундамент в виде материальной базы, оборудования, складских и офисных помещений, специализированных перевозчиков, персонала и бизнес-структур, обслуживающих экспортно-импортные операции.

Вся совокупность материальных объектов, государственных и рыночных структур, система обеспечения деятельности таможенных органов, называется таможенной инфраструктурой, – то есть всем тем, что лежит под структурой существующих таможенных отношений (см. рис.1).

Рис.1. Условная схема таможенной структуры и инфраструктуры.

От того, насколько адекватно отстроена таможенная инфраструктура под текущие условия функционирования внешнеэкономической деятельности, есть ли в ней достаточный потенциал и резервные мощности, зависят такие важнейшие показатели, как пропускная способность таможенных пунктов, эффективность экспортно-импортных операций, уровень правонарушений и коррупции на таможне, финансовые поступления в бюджет от таможенных сборов и пошлин.

Для исследования роли и значения таможенной инфраструктуры будем вычленять отдельные ее элементы и анализировать последствия возникающих диспропорций.

Анализ откроем таким важнейшим показателем таможенной инфраструктуры как техническая оснащенность пунктов пропуска людских, товарных и финансовых потоков.

Примитивные средства досмотра, контроля и пропуска грузов, личных вещей пассажиров и туристов серьезно осложняют быстрое перемещение через таможенную границу. Время на выяснение соответствия груза и багажа таможенной декларации, обнаружение наркотических средств, взрывчатых веществ, контрафактной продукции, незадекларированных денежных сумм в значительной мере возрастает, если в распоряжении таможенных служб не имеется соответствующего кинологического обеспечения, сканеров, анализаторов радиоактивности и взрывчатых веществ, весового оборудования.

Недостаточная техническая оснащенность таможенных служб приводит к затягиванию времени для выполнения обязательных процедур досмотра и пропуска грузов, туристов, делегаций иностранных государств, прибывших с научными, культурными, спортивными и деловыми целями. Естественно, этот момент вызывает недовольство грузоотправителей, грузополучателей, туристов и иностранных граждан. И это вполне понятно, так как грузы, прибывшие по экспортно-импортным операциям, могут быть испорчены, в их скорейшем прибытии нуждается производство и торговля, а простой означает омертвление капитала.

Туристы и иностранные граждане также испытывают неудобства от вынужденного ожидания. Известно, что с определенного уровня простоя и заорганизованности таможенных процедур иностранные туристы начинают отказываться от поездок в данную страну, что наносит ущерб бюджету государства и туристической отрасли в целом.

Возникает дилемма: или увеличить инвестиции в таможенную инфраструктуру для снижения трансакционных издержек и времени прохождения через границу людей и грузов, либо отказаться от таможенного досмотра и визового режима полностью или частично. В зависимости от складывающейся ситуации каждый из вариантов может иметь свои далеко идущие последствия, как в позитивном, так и в негативном плане.

Второй момент, имеющий повышенное значение – это кадровый потенциалтаможенной службы, так как от профессионализма, знаний и умений сотрудников таможни во многом зависит скорость и удобство пересечения таможенной границы.

Обеспечить квалифицированными сотрудниками таможенные службы призваны такие инфраструктурные институты как система подготовки и переподготовки кадров, включающая в себя средние специальные и высшие образовательные учреждения, отраслевую систему аттестации и повышения квалификации сотрудников всех уровней.

Большую роль играют также институты обмена опытом с иностранными специалистами, стажировки в таможенных службах других стран, изучение международной практики создания таможенных союзов и зон свободной торговли.

Здесь мы вплотную подходим к рассмотрению такого значимого элемента инфраструктуры, как научная деятельность в области таможенного дела, которая вбирает в себя весь комплекс дисциплин правового, экономического, управленческого и социально-политического характера. Систематизация и классификация отечественного и зарубежного опыта функционирования таможни, теоретические и прикладные исследования по широкому кругу проблем, позволяют улучшить работу таможенной службы с точки зрения научной организации труда, повысить ее эффективность и результативность.

Незаменимым элементом таможенной инфраструктуры являются специализированные участники ВЭД, обеспечивающие оформление таможенных документов в надлежащем порядке (таможенные брокеры), страховщики грузов и коммерческих рисков, таможенные перевозчики, банковские структуры, осуществляющие обслуживание экспортно-импортных операций и предоставляющих банковские гарантии.

От того, насколько развиты в техническом, технологическом и экономическом плане вышеперечисленные участники ВЭД и таможенной инфраструктуры, зависит надежность, скорость и ритмичность работы таможенной службы, ее результативность и потенциал.





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.179.211
Генерация страницы за: 0.096 сек.