Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные законы отображают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального

Социокультурный смысл современного естествознания.

«…понимание мироустройства формирует систему жизненных ценностей человека, определяет его приоритеты, цели, лежит в основе его земного пути». С.И. Доронин

Многообразие проявлений окружающего мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе.

На протяжении всей истории развития цивилизации знания представляли собой действенную силу. Начиная с 18 века, они приобретают все больше признаков производительной силы и становятся полезными не только познающему, но и всему обществу. Важнейшая особенность развития современных знаний – они теперь используются для производства самих знаний; они необходимы для того, чтобы определить, какие новые знания нужны, насколько они целесообразны и что следует предпринять для эффективного их использования.

 

Важнейшие особенности естественнонаучных знаний:

· практическая значимость

· дают целостное представление о природе, неотъемлемой частью которых является человек

· база для изучения и усвоения всего нового, необходимого каждому человеку для управления не только своей деятельностью, но и производством, обществом, государством

· являются интеллектуальным капиталом и существенно отличаются от денежных, природных и трудовых ресурсов: не убывают по мере использования и не отчуждаемы; вследствие своей нематериальности знания в виде информации обретают качество долговечности; для их распространения не существует границ

20 век оставил немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносит невосполнимый ущерб природе, а значит, и самому человеку. 20 век явил миру черты новой цивилизации:

· человек вышел в космос

· проник внутрь атомного ядра

· освоил новые виды энергии

· создал новые вычислительные системы

· разгадал генетическую проблему наследственности

 

Однако (!) менее всего он преуспел в рациональном и бережном отношении к природе.

Сейчас период интенсивного техногенного развития человечества:

· за время эволюции жизни на Земле чередой прошли 500 млн. видов живых организмов; сейчас – 2 млн.; только в результате вырубки лесов потери – 4-6 тысяч видов в год (в 10 тыс. раз больше естественной скорости вымирания их до появления человека)

· планета интенсивно пополняется множеством видов искусственно созданной продукции – ежегодно производится 15-20 млн. машин, приборов, устройств, строений и т.д., которые образуют своеобразную техногенную сферу

· земледелие – гигантский поток искусственных веществ

· энергетика – одна из причин нарушения экологического равновесия – глобального потепления, вызванного парниковым эффектом (ежегодный рост средней температуры воздуха, повышение уровня мирового океана, разрушающийся озоновый слой)

Это результат:

· активного вмешательства человека в природу

· неудовлетворительного состояния:

ü индустриально-технологической практики

ü образовательной философии

· снижения нравственного и духовного уровня человека.

 

Общество смирилось с подготовкой специалистов узкого профиля, имеющих ограниченный кругозор:

· дифференциация и специализация, вроде бы диктуемые логикой научного прогресса, в действительности порождают экологические и социальные проблемы

· цель – создание комфортного образа жизни путем замены естественной среды на искусственную?!!!

Назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе: необходимо вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию, но на более высоком витке его развития; т.е. возникла объективная необходимость в повышении роли фундаментальной базы образования, построенной на основе единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Человек должен увидеть и осознать свою зависимость от окружающего мира!!!

Причины необходимости повышения роли фундаментальной базы образования:

· нынешний этап развития цивилизации имеет признаки экономического, экологического, энергетического, информационного кризисов; характеризуется резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира

· мировое сообщество ставит в центр системы образования приоритет личности, а формирование широкообразованной личности требует решения ряда задач:

ü создание оптимальных условий для гармоничных связей человека с природой посредством изучения естественнонаучных фундаментальных законов

ü погружение в культурную среду через освоение истории, права, экономики, философии и других наук

Естественнонаучные знания помогают специалистам гуманитарных и социально-экономических направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными есественнонаучными проблемами, от решения которых зависит технологический уровень развития общества:

· важнейшие достижения естествознания составляют фундаментальную базу современных наукоемких технологий

· естественнонаучные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий материальные ресурсы: капитал, землю, рабочую силу и т.п.

· естественнонаучные знания и основанные на них современные технологии формируютновый образ жизни, и высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности:

ü менеджер или экономист должен владеть не только законами управления и экономики, но и естественнонаучной сущностью объекта, для которого проводится, например, экономический анализ:

§ без знаний естественнонаучной сущности анализируемого объекта, без понимания естественнонаучных основ современных технологий нельзя дать квалифицированные рекомендации по оптимальному решению даже самого простого вопроса, связанного с оценкой, например экономической эффективности применения различных предлагаемых технологий изготовления какого-либо товара

§ каждая технология характеризуется своей спецификой, влияющей на качество продукта, своей материально-технической базой, воздействием на окружающую среду и т.п.

§ это означает, что поставленный вопрос сопряжен с решением комплекса задач, включающего и экономические, и социальные, и естественнонаучные аспекты

ü оптимальное распределение финансовых ресурсов способны осуществить специалисты только высокой квалификации, профессиональный уровень которых определяют не только гуманитарные, но и естественнонаучные знания

ü первую оценку того или иного предложения настоящий руководитель любого ранга обычно производит самостоятельно, прежде чем вынести окончательное решение:

§ вероятность того, что оценка будет объективной, а решение единственным и правильным тем выше, чем шире профессиональный кругозор руководителя, что чрезвычайно важно для принятия особо ответственных решений, затрагивающих интересы колоссального числа людей, всего государства, а иногда, и многих государств

 

ü естествознание всегда оказывало косвенное влияние наюриспруденцию, и в конце 20 века это влияние стало более заметным и непосредственным; исследования естественных наук имеют следствием разработку новых правовых документов, регламентирующих либо сами исследования в определенных областях естествознания, либо использование их результатов; проблемы техногенного воздействия на природную среду привели к формированию новых отраслей права;

пример: руководитель предприятия привлечен к ответственности за нарушение экологических норм (как правило, это выбросы вредных веществ вокружающую среду):

§ мера наказания зависит от того, насколько объективно и квалифицированно сделана правовая оценка действий руководителя, а сама оценка определяется, прежде всего, профессиональным кругозором дающего оценку;

§ наряду с правовыми знаниями, владение знаниями о последних достижениях современных технологий, позволяющих существенно сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду, несомненно, поможет юристу объективно оценить степень нарушения и причастность к нему конкретных лиц;

§ всесторонние знания юриста приведут его к правильному решению и будут способствовать тому, чтобы правонарушения не повторялись; в этом случае можно считать, что основная цель высококвалифицированной подготовки и образования достигнута: «Великая цель образования – это не знания, а действия» (английский философ и социолог Г. Спенсер, 1820-1903).

 

Естественнонаучные знания нужны не только руководителю государства (всесторонние знания – надежная гарантия принятия обдуманных, взвешенных, всесторонне проанализированных решений), но и всем гражданам государства, так как они формируют общественное мнение, влияющее на принятие тех или иных решений на уровне государства. Всесторонние естественнонаучные знания освобождают человека от необдуманных разрушительных действий и помогают выбрать путь созидания.

 

ВЫВОДЫ:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подходы к познанию | Тема 2. Возникновение и тенденции развития естествознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.