Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственно-психологические характеристики

Социально-демографические факторы.

 

1. Пол. 1: 11 соотношение убийств, совершенных женщинами и мужчинами. 1:36 тяжкий вред здоровью. Свыше половины преступлений, совершенных женщинами, с корыстной направленностью.

2. Возраст. Чем моложе преступник, тем больше интерес у него к совершения преступлений, связанных с наличием (разбои, убийства). Это до 30. Потом против правосудия и т.д. человек после 60 относительно безопасен, но он часто совершает продуманные преступления.

3. Образование. Иногда этот фактор преувеличивают. Говорят, что у тех, у кого оно хорошее, высокое правосознание, отчего они меньше совершают преступлений. Но это не так. Чем ниже образование, тем выше уровень насильственных преступлений. Белые воротнички не будут совершать по большей части примитивные преступления. Специализация многим помогает и в том, как стать преступником.

4. Включенность в трудовой процесс.

5. Род занятий. Есть даже распределение преступников по отраслям народного хозяйства, форма статистики.

6. Семейное положение. Семья – важнейший механизм социализации, нет ничего лучше хорошей семьи, она оказывает стабилизирующее воздействие. По меньшей мере половина преступников в момент совершения преступления не состоят в браке. Чем больше судимостей, тем меньше вероятность, что он состоит в браке. Но проблем семьи тоже много.

7. Социальное положение. Представители низших слоев населения испытывают дополнительное давление, на начальных этапах социализации препятствует вертикальной мобильности

Некоторые говорят о гражданстве, но не надо.

 

Биофизические признаки:

1. Состояние здоровья. Не для всех людей с их заболеваниями возможна карьера.

1. Потребности. Потребности не бывают ни социальными, ни антисоциальными. Но с точки зрения влияния на личность они бывают конструктивными и деструктивными. 20 % всех преступников алкоголики, наркоманы, олигофрены, психопаты (большинство из которых даже не знают, что они психопаты), органические заболевания центральной нервной системы. И снова Маслоу. Он написал, что существует четкая структура человеческих потребностей от потребностей безусловных к условным. В основе физиологические потребности. Человек не будет учится, когда он голодный. Потом не экзистенциальные потребности, а потребность в комфорте, куда входит безопасность, постоянное устройство своей жизни. Далее альтруистические потребности (социальные связи, потребность в окружении, в общении, во внимании других к себе). Престижные потребности (желание признания, высокого статуса, фокусировки внимания как на лицо, обладающее некими несравненными достоинствами). Духовные или когнитивные потребности (познание, самовыражение, самоактуализация). Эстетические потребности (гармония, красота). Самореализация (развитие собственной личности, собственных способностей, я-концепции).

 

2. Избираемые способы удовлетворения потребностей. Легальное удовлетворение. Сам выбор круга потребностей зависит от самого общества, экономической системы, системы распределения. Личность в одних условиях имеет большие возможности удовлетворения потребностей, в других – нет. Общественный контроль, свободные СМИ, демократические принципы формирования власти.

3. Интеллект. Способности, навыки, привычки и установки, волевые качества. Интеллект – категория, говорящая о возможности индивида понимать и интерпретировать взгляды, понимать нормативный материал, помогает индивиду в социализации в плане получения хорошего образования, навыков, правильного поведения в микрогруппах, трудовом коллективе. Это система соответствующих индикаторов, говорящих о возможности удачной социализации. Способствует удовлетворению потребностей (самореализация, создание я-концепции).

Эмоциональное состояние – важная причина поведения человека. Играет в ряде случаев ключевую роль во взаимодействия индивида, личности и ситуации. Условие совершение индивидом определенных действий. Фрустрация – агрессивность.

Волевые также влияют на личность. Часто у личность есть интеллект, но принятие решений для них – тяжелое бремя. Иногда проще уклониться от соблюдения предписаний, чем их соблюдать.

Установки (понятие введено Узнадзе). Он понимал под ней некую структуру, систему не только главных наиболее важных для индивида ценностей, но и потенциальная возможность следования ценностям, это стержень личности, на котором конструируются все остальные подсистемы. Жан Пенатель оговорил о том же, но применял термин ядро личности. Узнадзе: существует понятие антиобщественная установка. Это образующее систему нравственных взглядов к нормативной системе, к нормам права и морали, устоявшимся нормам и обычаям поведения людей.

Интересы и мотивы. Интересы формируют мотивы.

Все это необходимо для понимания отношения индивида к нормам.

Зависимости – то, что очень сильно влияет на потребности. Это алкоголизм, наркомания. 20 % преступников страдают алкоголизмом, наркоманией, обладают различными ментальными отклонениями.

Притязание – понимание самим индивидом обоснованности реализации того или иного круга потребностей. Связано с понятием само-я, из мировоззренческой позиции. От общей направленности личности, от установки, целеустремленности (иначе будет часто меняться), влияет на наклонности человека, особенности его поведения. Система взглядов по мироустройству.

Семья, дети, отношения с ближайшими окружающими, отношение к труду.

 

Типология и классификация.

 

Классификация – более низкий метод получения нового знания и обобщения имеющейся информации. Разделение на группы по выделенным нами признакам. Эти признаки должны быть жесткими. тогда будет правильная классификация.

Типология – более высокий метод, в основе которого лежит вычленение определенных признаков, объектов из множества, их группировка с помощью определенных обобщений. В конечном итоге мы создаем идеальный тип, который может быть полностью и не отражает реальные объект. Типология уже помогает нам анализировать объект.

 

Антанян

- корыстолюбивый. Мотив – корысть, алчность, жадность, желание обладать тем, чем, используя легальные механизмы, он обладать не может.

- престижный тип. Хочет стать авторитетом.

- игровой тип. Острые ощущения, адреналин, азарт. Это может быть зависимость. Возможно, создание неких конфликтных ситуаций и попытки их разрешения.

- защищающийся тип. Связан с определенными видами пограничных состояний, связанных со стойкими ментальными заболеваниями. Находится в состоянии тревоги. Эти люди пытаются защититься от всевозможных мнимых угроз. Угроза реальная или плод воображения?

- насильственный. Человек получает удовлетворение от того, что он демонстрирует себе и окружающим свою брутальность. Насилие ради насилия. Причинение боли жертве часто сопряжено с получением удовольствия. Самые опасные люди.

- сексуальный. Ради удовлетворения сексуальных потребностей в отличие от насильственного типа, где преступник получает удовольствия за счет доминирования над жертвой. Здесь ему секс нравится.

 

Лунеев. Классификация криминальной мотивации

- политическая. Терроризм. Мятежи, действия незаконных вооруженных формирований.

- корыстная

- насильственная-эгоистическая, проявляющаяся через агрессию

- анархически-индивидуалистическая. Анархист, который плюет на все морально-этические, нравственные и нормативные предписания

- легкомысленно-безответственная.

 

 

- криминогенный тип (тот тип, структура, установки, психологическая составляющая, поведение которого дают возможность обоснованно предполагать о возможном совершении преступлении данным лицом. Исследовали лиц, уже совершивших преступление)

- ситуативный тип (мотив возникает под воздействием ситуации, она носит провокационный характер.

- ситуативно-криминогенный (человек полностью готов совершить преступление, но нет подходящей ситуации. Самому ему весьма затруднительно разработать план.

- последовательно-криминогенный. Он сам может конструировать ситуацию совершения преступления. Может сам спланировать, распределять роли, уничтожать следы преступления. Наличие специальных знаний, навыков, умений.

 

- случайный тип (еще у Лаброзо появилось это понятие. Некоторые даже говорят, что случайный – вообще не преступник

 

По квалификации (монография личность преступника)

- абсолютно опасный тип (серийные убийства, наемные, убийства на сексуальной почве, нескольких лиц, в т.ч. теракты.

- особо-опасные (убийства в конфликтных ситуациях, корыстные с большим материальным ущербом, корыстно-насильственные, руководство преступных групп)

- опасный тип (тяжкие преступления, но без посягательства на жизнь)

- незначительная опасность (впервые совершившие преступление, непреднамеренность, в силу неблагоприятных обстоятельств)

 

Степень тяжести совершенного преступления

Наличие опыта, комплекса знаний, соучастие

Наличие прошлых судимостей

Одиночный или групповой характер

мотивы

роль в групповой преступной деятельности (лидеры, активные исполнители)

 

формирование личности

задействованы все социальные институты, которые связана с социализацией индивида. Прежде всего, семья.

Школа. Фактор социализации. Дает опыт общения с подобными ему индивидами. Контроль в школе должен быть. Значительный вклад в формирование личности.

Любые формальные социальные группы, связанные с трудовой деятельностью индивида. Там тоже четкая система социального контроля.

Неформальные группы. Особенно значимо их влияние в детском и подростковом возрасте.

Индивидуальное преступное поведение. 2 фактора: неблагоприятные ситуации совершения преступления и соответствующего состояния личности виновного, на которого также воздействовали определенные неблагоприятные обстоятельства.

Агрессия.

Важно для понимания как индивидуального поведения, так и социальных групп. Некоторые приравнивают ее к насилию, но это не так.

Леонардо Берковец формулирует агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. При насилии не всегда есть ущерб.

Некоторые рассматривают агрессию как умышленную попытку причинения вреда. Всегда должен быть умысел при агрессии.

Часто рассматриваются типовые речевые модели.

3 подхода объяснения:

- биологический. Наличие перенаселения. Потребности отстоять свою территорию и доминировать на определенном пространстве. Агрессия связана с местом проживания и возможности захвата новых территорий, возможности обеспечения лучших условий.

Конрад Лорц наука этология – наука о поведение биологических объектов. Внутривидовая агрессия. Все виды животных могут ограничивать свою агрессию очень сложными условными рефлексами, что влияет на сохранение их популяции.

 

- психологическое объяснение. Агрессия – неизбежное следствие блокировки, невозможности осуществления нашего желания на пути достижения цели (фрустрация). Фрустрация – самый короткий путь к агрессии.

 

- социологическое – теория социального научения. Тип семьи, где происходит первоначальная социализация, влияет на выработку агрессивного или понижено агрессивного поведения.

- социологическая – теория социального научения. Тот тип семьи, где происходит первоначальная социализация индивида, приводит к пониженному или повышенному агрессивному поведению.

Берковец, говоря о целях агрессии, понимает определнный мотивы, лежащие в основе деятельности индивида, может быть прямо не связанные с желанием причинения вреда кому-либо:

- власть и доминирование. Агрессивное поведение очень часто направлено на поддеражание своего статуса, контроля над группой и получения благ в результате.

Агрессия как управления впечатлениями. Например, поддержание образа мачоJ. Впечатление может вызывать страх, что окажет влияние на тех, кого производиться впечатление, и играет важную роль в повышении самооценки.

Патерсон: агрессия – грубый вариант обычного принуждения. Здесь подходим к более широкому понятию – насилие. Насилие может не включать в себя компонент причинения вреда или ущерба. М.б. цель – заставить группу или конкретное лицо следовать приказам.

Инструментальная агрессия – опосредованный способ достижения иных целей. Например, при возникновении межличностных споров в семье муж начинает бить жену. Он не хочет причинить ей ущерб. Главное для него – повысить свою оценку в ее глазах, повысить свой статус по отношению к ней.

Даже в международных отношениях очень часто используется инструментальная агрессия. Мы н хоти причинять вред. Мы хоти добиться определенных целей.

Эмоциональная агрессия – это желание «изгадить» вам настроение. Гневная, аффективная и т.д. Например, экспозивно-брутальный тип личности, который при малейшем факте воображаемого им несоблюдения его достоинства мгновенно применяет агрессию. Очень часто механизмы этой агрессии присутствуют в повседневной жизни. Например, распускание ложных слухов. Особенно это заметно в публичной форме. Сама манера обращения говорит о высокой степени агрессии.

Часто агрессия доставляет удовольствие агрессору. Агрессия ради удовольствия от причинения противнику страха и боли. Яркий пример молодежные группировки с антисоциальной направленностью. Это самоутверждение. Я могу бить кого-то по праву, потому что они заведомо хуже меня. Если мы противопоставляем себя другому, все свои плохие качества проецируем на него, а себе оставляем все хорошее. А почему агрессия доставляет им удовольствие? а нет других способов получения удовольствия. Денег нет, престижа нет, допуска к социальным лифтам нет, остается только агрессия. У них нет возможности самоутвердиться другим способом.

Криминологическая виктимология.

Виктим – жертва, логия –отдельная дисциплина. Предполагает наличие потерпевшего. Криминология не рассматривает ЮЛ как потерпевших в отличие от УПП.

Мы пытаемся исследовать способность человека становиться жертвой преступления. Как правило, люди не являются одинаково способными быть жертвами различных преступлений.

Перед II МВ один психолог изучал различные типы личности и виды поведения. Он столкнулся с проблемой лиц, расположенных или не расположенных к чему-то…. Он придумал методику (тестирование и интервьюирование и т.д.) Но началась борьба за Англию. Ученный поперся в военное министерство со своими графиками. В министерстве его послали на цензура . Потом оказаолось, что 90% правильных прогноз. Наступила новая эпоха. Тебя подвергают тестированию и т.д. Есть некий виктимогенный тип, который не может быть летчиком, на атомной станции и т.д.

Потерпевших исследуем в нескольких областях:

1. Социально-демократические

2. Психо-правовое

3. Доминирование

У потерпевших часто тоже асоциальное или антисоциальное поведения. У потерпевшего тоже часто есть среда, которая продуцирует на него определенный вид поведения. Эта среда дает очень удивительные вещи. Сама среда в отрыве от личности не дает нам прогноз кто будет преступником, а кто жртвой. Но в 80% случае наша любимая пьянка кончиться убийством. Но предсказать кто – невозможно. Они все одинаковые. Или, например, есть опасные профессии, очень виктимогена уважаемая профессия проститутки.

Поэтому предлагается:

- повышение правосознания (веди себя в определенных ситуациях – определенным способом!). Надо все показывать и рассказывать в школе.

Смысл криминальной виктимологии – «больной исцелись сам». Никто за тебя думать не будит.

Методы криминологических исследований.

Методы – приемы сбора, обработки и анализа информации о преступнике, личности преступника, причинах преступности и т.д.

Методология – наличие основной парадигмы, т.е. установление никого взгляда на мир, проблему и т.д., в соответствии с которой мы используем определенные методы.

По дисциплинарной принадлежности:

1. Юридические, напр., сравнительного правоведения

2. Социологические. Используем чаще.

- методы массовых опросов (анкетирование и интервьирование).

Анкетирование – анономное, почтовое. Это большой массив корреспонденции (для интервью очень сложно найти информацию), охватываем много людей, очень быстро (для интервью надо много ездить). Но большие потери анкет, которые мы разослали. => надо сделать ее интересной. 1. Надо вежливо обратиться и расплываться в благодарностях. 2. Человек не должен испытывать отвращение к тому, чем он занимается. Собрать того кого надо и когда надо. 3. Не более 30 человек. 4. Следи чтобы у всех были пишущие приборы и симпатичные девушки для старекашек без очков (кто подумал, что-то мерзкое, неправ, просто у них очков нет и они не могут сами заполнить. 5. небольшие анкеты (минут на 45).

Создание анкеты:

Нужна программа исследования – наличие проблемной ситуации (отсутствие необходимого знания по какой-то проблеме), обосновать это нужно вообще или нет, гипотиза – что мы предполагаем относительно того, что исследуем. Надо ознакомиться со всеми исследованиями в этой сфере, чтобы не изобретать велосипед.

Дальше надо делать верификацию понятий, четко, что мы имеем в виду.

Анкета должна быть приятной (красивой). Чем симпатичней, тем больше желания ответить. Можно написать номер анкеты, значит у нас их много и мы серьезные ребята.

Очень вежливое обращение и про то, что это исследование необходимо для поправления жизни того, кто заполняет анкету.

Введение. Не надо с места в карьер. От более легких вопросов к более сложным. Немного размять. Например, вопросы социально демографического характера. НИКОГДА НЕЛЬЗЯ СПРАШВАТЬ СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ ДЕНЕГ. Под конец опять легкие вопросы. Вопросов 17-18.

По содержанию:

- о фактах сознания (люблю/не люблю; доверяю/не доверяю)

- мнения

- оценки

- о фактах поведения

- о личности респондента

- проективные вопросы (как бы поступил, если бы…)

По форме:

- да/нет. всегда добавлять затрудняюсь ответить

- что вы думаете, о постоянном подъеме жизенного уровня пенсионеров в РФ? (открытый вопрос)

_________________________________________

_________________________________________

- полуоткрытые

Открытые вопросы дают нам определенный объем информации.

Существуют вопросы по отношению к респонденту

- прямые (были ли вы потерпевшем от таких-то преступлений в такой-то период времени)

- косвенные

По функции:

- основные, непосредственно связанные с темой исследования

- Контрольные вопросы (действительно ли так было?)

- Вопросы-фильтры (были ли вы когда-либо потерпевшим от преступления, если нет, то переходите непосредственно к вопросу 17, если да, то обращались ли в ПО, был ли найден преступник)

- вопросы, касающиеся личности респондента

позитивное или негативное отношение к ПО. Сколько из тех, кто позитивно относится мужчин-женщин? Кто из них в возрасте 18-39? А кто из них – вторичные группировки.

 

Надо понять, сколько людей надо опросить и как.

У нас есть программа и план исследования. Описываем куда едем, сколько тратим, сколько людей привлекаем. Опрашивать все население очень сложно. Перепись, референдум, выборы – сплошной опрос. В последней переписи 20-30% не участвовало. В выборах еще меньше участвуют. Действительно ли это глас народа? Нам надо набрать группу, которая была бы норма типична, чтобы их ответы были наиболее типичны для населения.

 

Интервью:

- формализованное (практически тоже самое, что анкета для одного человека, все вопросы уже четко сформулированы, от содержания вопросов мы отклониться не можем).

- неформализованное (мы имеем только тему, приблизительный набор фактов, установок, того, что мы не должны выяснить, а все остальное связано с навыками и умениями).

Время интервью отнимает всегда больше. Мы можем опросить меньше людей, но качественнее.

 

Исследование документов.

Документ – носитель информации. Изучение дневников, писем, фотографий, кинохроника, видеозаписи.

Интересна методика исследования текста. Содержание прессы или любых иных текстов.

Криминологическое картографирование. Очень затратное. Можно на карту определенного масштаба нанести определенные значки, обозначающие умышленное совершение убийств и т.д.

 

Психологические методы исследования.

Люшер – локальные цветные плоскости

Эманпиаль –

Социометрия Морена

Такие исследования должны проводить только психологи.

Социометрия – способ определения базовых взаимоотношений предпочтений и отвращений в определенной группе.

 

Статистические исследования

Работаем со статистикой, где существует

- статистика регистрации преступлений

- регистрация лиц

- судебная отчетность о том, что получилось

Посмотреть в пособиях 1 и 2 выпуска все формы документов первичного учета, то, из чего получается

- на выявленные преступления

- начали мы что-то делать – карточка, характеризующая расследование преступление

- карточка, что мы вроде определили лицо, кто совершил преступление

- лицо совершившее преступление, когда мы признаем его виновным

- карточка о возмещении ущерба.

- изъятие предметов преступной деятельности

- результаты рассмотрения дела в суде

 

10, 13, 14 – минюстовские (судебные)

1, 2 формы, ОП – организованная преступность

Это таблично-организованная форма отображения информации

1 – факты

2 – лица

Очень много информации из документов первичного учета не поступает в формы.

 

Сбор, обработка и анализ информации.

Пишем отчет, доклад. Информацию нужно для чего-то использовать, а именно для прогнозирования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: причины преступности | Криминологическое прогнозирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.