Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика англо-американской модели досуга




И все же одной из главных черт развития общественных организаций этнических групп помимо перечисленного следует считать возможности воспитания кросс-культурной грамотности.

Практическая значимость их работы оценивается как отечественными, так и зарубежными исследователями положительно.

 

Лидерами в организации досугово-рекреационного сервиса всех слоев населения являются США, Канада, другие англоязычные страны. В них создана гигантская материально-техническая база свободного времяпрепровождения, включающая:

1. национальные парки и леса, природно-исторические и другие зоны отдыха, составляющие рекреационный фонд государства, штатов, округов и муниципалитетов.

2. Специализированные базы отдыха, спорта и развлечений:

- спортивно-оздоровительные предприятия (комплексы, стадионы, треки, тренажерные залы и площадки, базы, лодочные станции, ледяные и роликовые катки, секции, клубы; бассейны, джакузи, клубы шейпинга, аэробики, биотанца, фитнесклубы;

- рекреационно-развлекательные учреждения (сады, парки, городки аттракционов, центры компьютерных игр и т.п.

3. Учреждения культуры и творчества:

- театры, концертно-филармонические залы, эстрадные центры, кино-видео-салоны, цирки, мультиплексы;

- клубы пенсионеров, профессиональные, молодежные, семейные, региональные и прочие дифференцированные на конкретную солциальную среду клубы; дансинг-залы, хореографические, художественные школы, студии;

- любительские клубы, объединяющие людей единым интересом и определенным видом досугового творчества;

- культовые учреждения, комплексы и организации;

- библиотеки, читальные залы, музыкально-просветительские салоны, лектории, консультационно-информационные центры, мультимедийные центры.

4. Гостинично-туристские предприятия: отели, мотели, туристские объекты, трейлерные парки, кемпинги, лагеря, экскурсионные поезда, горно-лыжные, пешие, конные маршруты.

5. Курортные центры, здравницы, хосписы, санатории.

6. Культурно-бытовые центры досуга и развлечений (рестораны, национальные кухни, кафе, бары, варьете, кабаре, найтклубы, казино. другие виды отдыха.

Организационная структура рекреационной сферы США – важное условие социокультурной и социопедагогической деятельности, а также – мощное средство стабилизации социально-политических устоев американского общества.

В англо-американской модели организации досуга важная роль отводится регионам. Отсюда – разнообразие концепций и подходов, инициатив по организации практической деятельности учреждений культуры, искусства, досуга, подготовки специалистов. Каждый штат, провинция – разнообразный и самодостаточный социально-культурный комплекс, зачастую взаимодействующий с другими точками планеты. Известны инициативы Фондов Форда, Сороса, Диснеевского университета, профессиональных клубов при вузах Британии, Канадских образовательных центров в совершенствовании подготовки социально-культурных коммуникаторов.

Децентрализованный характер рекреационной деятельности в США, финансовая и управленческая самостоятельность регионов позволяют максимально учитывать интересы и запросы населения, осуществлять муниципальные рекреационные программы.

Наряду с богатой государственно-общественной инфраструктурой свободного времени и массовой культуры немало альтернатив:

- так называемая «индустриальная рекреация» – организация отдыха работников предприятий их владельцами. Каждое ведомство, фирма, школа имеют свой флаг, эмблему, песню-гимн, вырабатывает свой стиль, имидж, шарм, униформу для сотрудников (или учащихся), свои социально-культурные планы и программы. Таким образом формируя «лицо» коллектива, производственный патриотизм.

- Семейный досуг, базирующийся на радио-видео-кино-компьютерной технике, бассейнах и садах; загородный отдых, путешествия, семейные и дружеские вечеринки, «традиционные сборы» одноклассников, однокурсников, одноклубников. Здесь семьи сами проявляют инициативу. Принято чтить свои корни (национальные, семейные). Идеал: прочная семья, красивый дом, образованные дети, - держится на присущей американскому образу жизни концепции «правейси» – частная жизнь, неприкосновенность собственности гражданина и его личной свободы. Многие семьи тесно связаны с социальными агенствами, пользуются услугами психологов, ритуальных агенств, Академий Санта-Клаусов и др. структур, обслуживающих семейно-родословные традиции и семейно-родословный патриотизм.

- Волонтерство – распространенный вид социально-культурной деятельности. Американцы с детства сориентированы на общественно-полезную работу, и это тоже влияет на характер и виды досуга. Чуть ли не каждый где-то заседает, кем-то избирается, в чем-то участвует, против чего-то протестует, чего-то добивается. За волонтерство уважают соседи, начальство. Оно приравнивается к профессиональным успехам, характеризует и развивает организаторские способности. Американец живет в треугольнике «работа – общественная деятельность – семья», в которой ему дорого все. И наряду с деловой карьерой котируется социально-культурная карьера.

Наиболее типичной особенностью США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии конца ХХ века представляется перемещение производительных сил из сферы материального производства в сферу быта и досуга: величие в цивилизованном государстве во многом предопределяется капиталовложениями в социально-культурное пространство. В Великобритании до 50% доходов граждан идут на различные формы досуговой деятельности и товары для досуга. Одним из наиболее динамичных секторов досугового рынка здесь и в США является молодежная сфера, охватывающая реализацию одежды, косметики, дисков, теле- и звуковоспроизводящей аппаратуры, сеть молодежных магазинов, кафе, дискотек, концертно-спортивных сооружений, досуговых комплексов.

В массовой культуре огромное влияние на молодежный досуг оказали субкультурные проявления: панки, хиппи, рокеры, металлисты, байкеры. Это породило массу различных группировок в 60-70-е годы и отвлекло от социального досуга. Новые кумиры рока: «Битлз», Элвис Пресли, «Лед Зеппелин», Джимми Хендрикс и др., - породили новую волну духовных исканий и любительского рок-творчества. Очень популярен джаз. Много джазовых фестивалей, клубов, групп, играющих в ресторанах, кафе и просто на улицах. Джаз-клубы делятся на 3 вида:

1) дешевые и доступные, где может находиться и играть, кто хочет, независимо от расы, нации, места проживания, хотя чаще здесь звучит негритянский фольклор, и каждый импровизирует как может, заплатив за вход 1 доллар.

2) Классик-джаз. Располагаются в благоустроенных подвальчиках. Каждый может выйти на сцену. Билеты – 3-4 доллара.

3) Престижные, элитные джаз-клубы, где входная плата – 50 долларов. Все более организованно, фешенебельно. Менеджеры проводят различные вечера, встречи, шоу, джейм-сейгмы. С клубных фестивальных программ многие джазисты мира заявляют о себе и идут в большое искусство. В Нью-Йорке – городе джаза, тем не менее, можно найти любую досуговую среду, чтобы тебя не интересовало: коллекционирование марок, спорт, классическая музыка, волонтерская деятельность, тинейджерская культура и все виды ее организации.

В настоящее время в молодежной среде на фоне других форм культурного детерминизма преобладает постмодернизм – мозаичная бессубъектная культура эпохи массовых зрелищных технологий, суть которой – предельный демократизм, полная свобода творчества или потребления искусства.

Это масса выставок по принципу «делай, что умеешь»: от примитивных предметных композиций до высокохудожественных изобразительных жанров. Это «перформанс» – жанр современного искусства публичного представления под деввизом «шоу из всего». Это «хеппенинг» – импровизационная программа (концерт, спектакль, мюзикл), где вместе «творят» артисты и зрители. Современное популярное искусство Запада предпочитает скорее юмор, чем пафос; растворение в публике, внутреннюю раскрепощенность.

Вместе с тем, государство на фоне массовой культуры ведет четкую политику приоритета высоких культурно-досуговых потребностей, используя различные подходы и технологии:

1. Образовательный досуг. Концепция непрерывного образования способствует распространению всевозможных курсов, открытых школ, студий, слушательских семинаров. В настоящее время внедряются разнообразные методики интернетобразования. Еще в 90-е годы на базе знаменитого теперь Компьютерленда (Калифорния) стали проводиться Всемирные компьютерные игры. Их учредили: компания по производству электроники «Хьюлетт-Паккард» и, занимающаяся вопросами экономического образования некоммерческая организация «Джуниор-Эгивмент». Ежегодно сотни команд из 40-50 стран мира соревнуются в компьютерном моделировании экономики и менеджмента. Это дает многим выпускникам школ (в том числе российским) шанс на обучение в самых престижных вузах Америки.

2. Создание образа положительного, «образцового» героя, как примера подражания в молодежной среде. Для этого используются средства пропаганды, средства искусства; кино, мюзикл, видеопродукция, религиозное просветительство, пуританские традиции.

3. Культ здорового образа жизни. Каждый 6-ой житель Америки занимается активными видами спорта. В стране 2000 бассейнов, не считая частных. Развита инфраструктура массового спорта.

4. Финансовая и организационная поддержка потребления «высокого искусства» (классические, камерные жанры, традиционная художественная культура). Значительная часть средств вкладывается в содержание и развитие престижных зрелищных комплексов: «Гранд-опера», «Манхеттен-театр», театры Бродвея, концертный зал «Олимпийский», «Метрополитен-эпера» и т.п.

5. Культ полноценного отдыха дееспособной части населения. Особое место занимает здесь парковая рекреация. Парки очень разнообразны: исторические, тематические, вакационные, диснеевские, центропарки, аквапарки и т.п. В диснеевском парке Флориды ежегодно развлекаются 30 млн. посетителей. Здесь большинство аттракционов носят познавательный характер. В аквапарке «Балтимор» дети и возрослые проводят целый день, не отрываясь от огромных аквариумов с чудесным подводным миром. На его основе изучаются программы, проводятся научные исследования. У всех парков есть своя тема: «Снежное Королевство», «Мир цирка», «Кукурузный дворец», «Великая Америка», «Лайон Кантри Сафари», «Волшебная гора».

6. Организация социального досуга для пенсионеров.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем лидерство англо-американских стран?

2. Типы и виды социально-культурных институтов.

3. Основные направления их деятельности.

 

Литература

1. Доронкина Е.Г. Организация рекреационной деятельности в США. М., 1992.

2. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга англоязычных стран. СПб., 1994.

3. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. М., 1993.

1.6. Система подготовки кадров социально –культурной сферы

Современная концепция досуговедения, социально-культурной работы и вытекающей из нее системы подготовки кадров не может не учитывать сложные и динамичные процессы, которые происходят сегодня в духовной жизни мирового сообщества. Интересные и конструктивные исследования осуществляются в Оксфорде, Пристонском, Токийском, Краковском университетах, в других научных центрах Европы, Америки, Юго-Восточной Азии, Канаде, Австралии по проблемам рекреативно-воспитательного потенциала парков, музеев, библиотек, развлекательных центров разного типа.

Существует несколько моделей решения кадровых проблем:

1. Государственная система среднего и высшего специального образования в сфере культуры, искусства, досуга, туризма (опыт стран Восточной Европы, СНГ, Балтии).

2. Негосударственная двухступенчатая структура, т.е. на базе университетского гуманитарного образования 1-2-х годичные курсы (опыт США и англоязычных стран). Половина университетов имеют отделения или факультеты со специализациями парковых рекреаторов, социальных педагогов, менеджеров в зрелищном досуге. Особое внимание уделяется социальной педагогике, педагогике досуга, в которой видят эффективное средство влияния на семью, культурно-досуговые общности, различные социальные группы.

В Германии эту функцию выполняют педагоги свободного времени, во Франции – социальные аниматоры. В других случаях это – семейный психолог, семейный педагог, педагог-правовед, педагог-реабилитатор и т.п. Всех их объединяет единая задача – охватить активным культурно-воспитательным воздействием на сферу досуга, быта, семейных отношений, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и склонностей. Следует отметить жесткую конкуренцию, вызванную высокой престижностью профессии и окладом, в среднем на 35% выше заработной платы высококвалифицированного инженера.

3. В последнее время распространена практика неограниченного приема в высшие учебные заведения людей, вышедших на пенсию. Чаще всего – это гуманитарные специальности и квалификации: журналистов, менеджеров в сфере культурных, досуговых, бытовых услуг, информационных, рекламных, страховых, туристических, социальных агентов, парковых дизайнеров, гувернеров, организаторов кружков и любительских творческих коллективов, культурно-досуговых программ по месту жительства. Во Франции создано около 100 специальных университетов для людей зрелого возраста. Ее опыт распространяется по всей Европе. Наибольший спрос на пожилых, опытных людей, владеющих садово-парковым искусством. Рантье, смотрителей музеев, сиделок в хосписах и госпиталях, гидов по старинным замкам и историко-культурным комплексам.

4. Волонтерская практика в сфере культуры, искусства досуга, туризма, спорта, творчества. Во Франции добровольцы составляют половину социальных аниматоров. В Австралии, других англоязычных странах благодаря тем, кто в свободное время исполняет обязанности работников культуры и досуга, экономится до 75-80% расходной части бюджета. Волонтеры, основной профессией которых является научный, учительский, политический, рабоче-крестьянский труд, формируются в социокультурный актив. Часто проходят стажировку у профессионалов или посещают семинары деятелей культуры и искусства, опытных менеджеров.

5. Британская модель подготовки специалистов для социокультурной сферы представляет собой сеть профессиональных курсов, университетов на базе политехнических институтов и других учебных заведений. Для новичков имеются 4-х годичные курсы. На завершающей стадии обучения студенты стажируются в учреждениях культуры и готовят дипломные работы на звание бакалавра или магистра искусств, магистра культуры.

6. Во Франции – 4 основных направления подготовки кадров:

а) подготовки специалистов для сферы культуры: библиотек, музеев, Домов молодежи, Центров досуга;

б) подготовки руководящих кадров для системы культуры на местном и государственном уровнях;

в) обучение культурно-управленческим специальностям в школах администрации и коммерции;

г) обучение в университетах: на базе гуманитарного образования 2-х годичные курсы.

Для Европы в целом характерны 2 вида обучения: повышение квалификации – частое и динамичное; получение новой специальности с интенсивной программой академических и практических занятий, стажировки в лучших Центрах культурных технологий.

7. Мультикультурное образование. В свете социокультурных и информационных изменений, которые за последнее 20-летие претерпело западное потребительское общество, актуальной становится подготовка профессионалов по мультикультурным технологиям.

Концепция мультикультуризма представляет собой систему, в которой должны учитываться различные социальные факторы при обучении профессии, в т.ч. специалистов в досуговом сервисе: нищета, расизм, этнические особенности, языковая разобщенность, секс, гомофобия… Мультикультурное обучение формирует у студентов чувство свободы, позволяющее совершенствовать знания и профессиональные навыки для участия в свободном демократическом обществе, легко взаимодействовать с самыми различными социальными группами.

Мультикультурное образование подразумевает, чтобы преподаватели обучали будущих профессионалов в контексте совершенно новых социокультурных отношений и факторов, социальных прогнозов в США, например:

а) значительный прирост населения;

б) ¼ жителей цветные и тенденции к увеличению;

в) скоротечное развитие инновационных технологий;

г) США - государство бинациональное, но сегодня прирост населения за счет иностранцев становится критическим.

Мультикультура в системе высшей школы не должны противоречить традиционным основам, традиционным курсам обучения. Хотя очевидно, и мультикультурная идеология в определенной степени противостоит традиционному образу жизни Америки, где пока торжествует идея различия, а не согласия, где изначально исторически преобладает собрание эстетических групп, а не община. Однако первейшее назначение социально-культурных профессий – помощь человеку в адаптации, в достойном выживании, в организации полноценной жизни, а это возможно решать, представляя общество всесторонне, с точки зрения различных ценностных систем. Участвуя в мировой экономической жизни, в реформаторских и реформирующих действиях, активно включаясь в позитивную социально-культурную деятельность, любой человек обогащает свой индивидуальный опыт.

Итак, главная задача при таком подходе помочь студентам понять свое общество и мировое сообщество. Для закрытого американского ума – это революционная идея.

Примерная программа (не учебный план, а концепция) мультикультурного междисциплинарного курса обучения (т.е. растворенного в других предметах, а постепенно выделиться в самостоятельных студентах) студентов по специальности «Досуговый сервис» основывается на следующих моментах:

1) привлечении широкого круга профессионалов в области различных знаний к чтению курса (экономистов, юристов, социологов, психологов, управленцев;

2) интегрирование в материалах курса расовых, родовых, этнических тем, фольклорных истоков традиций;

3) расширение дискуссий по проблемам социальной дискриминации, неравенства;

4) переструктуирование языка общения, таким образом, чтобы люди из различных групп могли дискутировать на их собственном языке, а не на языке той или иной доминантной группы;

5) рассмотрение реальных жизненных ситуаций, присущих опыту различных социальных и этнических групп, решение конкретных социально-культурных задач.

В связи с тем, что длительность рабочей недели дееспособного населения сокращается до 30 часов, менеджмент в социально-культурной сфере становится не только уэкендным, но 30-дневным. Деятельность менеджеров досуга очень востребована, но зависит в прямой степени от собственно организаторов досуга. Специалистов по культурно-досуговым технологиям используют политические партии, церковь, благотворительные общества и меценаты, местные и федеральные органы государственной власти, частные владельцы. Все они предъявляют очень высокие требования к уровню компетентности этих лиц, принимающих на себя решения, ответственность за комфортность и привлекательность Индустрии досуга, давно ставшей самостоятельной, широко развлекательной отраслью, приносящей немалую прибыль в казну государственных и частных структур.

6) Особое значение в системе подготовки специалистов в вузах занимает учебно-производственная практика. Она начинается с первого курса и включает в себя следующие позиции:

- создание постоянно действующей комиссии по практическому обучению, которая устанавливает тесное сотрудничество и деловое партнерство, координирует предоставление мест прохождения групповой и индивидуальной практики, а также – рабочих мест для распределения;

- прикрепление к каждому студенту-практиканту тьютора-наставника, наиболее авторитетного сотрудника базового учреждения, который вместе с инструктором-преподавателем определяет задачи и способы их решения;

- составление «трудового договора» – обязательного официального документа для всех трех участников: тьютор-студент-инструктор;

- проведение учеными исследований по практике, издание учебных пособий, методических разработок по ее совершенствованию;

- прикрепление на стажировку студентов старших курсов в крупные культурно-досуговые центры от 6 месяцев до года.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Цели и задачи кадрового обеспечения СКР.

2. Специфика подготовки кадров в странах Европы.

3. Роль учебно-производственной практики в подготовке менеджеров социокультурной сферы.

4. Инвариантность в культурологическом образовании.

 

Литература

1. Аранский В.С. и др. Система народного образования в Англии. М., 1997.

2. Дуликов В.З. Социальные аспекты КДД за рубежом. М., 1999.

3. Доэл М. и др. Обучение практике социальной работы. М., 1997.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2000.

 


[1] Новикова И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. 2-е допол. издание. М., 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.