Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юр.прецедент




Нормативный договор

Не любой дог-р (соглашение между 2мя и более сторонами), кот. заключен с соблюдением действ.зак-ва и не противоречит морали, нрав-ти – нормативный. Норм.дог-р, как и иные ист-ки (формы) права, должен содержать общие нормы права – неперсонифицированность, неисчерпаемость (многократ.применение и реализация). В отличие от дог-в-сделок, норм.дог-р не носит персонифицир., индивид-раз.характера

Св-ва норм.дог-ра:

1. Сод-т норму общ.хар-ра

2. Добровольность заключения

3. Общность интереса

4. Равенство сторон

5. Согласие участников по всем существ.аспектам дог-ра

6. Эквивалентность и, к.п., возмездность

7. Взаимная ответ-ть сторон за невыполн-е или ненадлежащее исп-е принятых обязателств

8. Прав.обеспечение

9. Стороны, к.п., наделены ПРАВОТВОРЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ

Имеет отн-но широкое распространение:

1. В КП (дог-р об обр-ии СССР 1922 г., Федератив.дог-р 1992)

2. В МП ист-к № 1 (международ.дог-р – международ.соглаш-е, заключенное РФ с иностр.гос-ми либо международ.орг-й в пис.форме и регулируемое мп, независимо от того, сод-ся такое соглаш-е в одном док-те или в неск-х, а также независимо от конкр.наименования)

3. В труд. (коллектив.дог-р), гр. и др.отраслях

В развитом гр.об-ве стан-ся одной из гл. эффект. юр.форм, определяющей права и обяз-ти суб-в, а также может уст-ть нормы права, кот. обязуются на будущее подчиняться все участники (долговрем.дог-ры предпринимателей и профсоюзов, соглашения о перевозках). Дог-ры – проявление нормативной саморегуляции, добровольно-согласит., стимулирующее-побудит. форма права – сущностная черта. Кулапов: «В условиях реформирования эк. и полит. сис-м Р. оптимальной формой учета многообраз.спектра инт-в становится не власт.приказ из центра, а дог-р»

Договор закл-ся на след.принципах (Пучков)

- равенства,

- автономии (независимости) сторон, св.волеизъявление

- имущ.ответ-ти за нарушение обяз-ва

Виды дог-в
По виду суб-в: Внутригос. Международ. (в завис-ти от органов, представляющих гос-во: межгос. (закл-ся на высш.уровне, от им.гос-ва), межправит. (от им.прав-ва), межведомств. По характеру сод-я: Учредит. Обычные По форме: Типовые Текущие

По кол-ву суб-в: многост., двухст.

По времени действия: врем., пост.

 

Юр.прецедент (от лат. praecedentis – предшествующий) – пис. или уст. реш-е суд. или адм.органа, ставшее образцом правильного поведения для всех аналогичных дел, возникающих в будущем

Самый распространенный ист-к права в Англии, США, Австралии, Нов.Зеландии, Нидерландах; во Фр., Бельгии – доп.ист-к права для восполнения пробелов в з-не, на его основе внос-ся доп-я в законы; явл.источником евр.права (Совет Европы - № 2, № 1 – конвенции)

Чем выше ранг суда, тем выше убеждающий характер решения. Т.е. если нижестоящий суд принял решение и оно понравилось высшему, то ему придается более высокий статус. В Англии высший суд – юридический комитет Палаты Лордов (до 1944 г. все Английские суды были связаны своими собственными решениями. С 1944 г. Апелляционный суд не связан прецедентами, а с 1966 г и юридический комитет Палаты Люрдов не связан своими прецедентами. В настоящее время суды могут ссылаться на те прецеденты, которые известны общественности.

Ученые отмечают, что для английской доктрины прецедента характерно:

1. Уважение к отдельно взятому решению одного из судов.

2. Признание того, что решение данного суда является убеждающим для судов стоящих выше его по иерархии

3. Отдельное решение рассматривается как обязательный прецедент для нижестоящих судов.

Положительной стороной прецедента является то, что его можно быстро создать, быстрее чем федеральный закон. Прецеденты гибкие, их много: в 1995 г – их было около 800 тыс. В год их прибавляется по 2 тысячи, значит сейчас их около 825 тыс. прецедентов. Однако здесь есть минус в том, что их много и порой сложно найти нужный прецедент.

В США суды не были связаны своими собственными решениями (было принято «20 поворотных решений»).

Важно понимать, что статут может отменить прецедент, но прецедент не может отменить статут. В США Конституция имеет высшую юридическую силу. Прецеденты создаются в основном в штатах.

Существуют две теории прецедентов:

1. Созидательная (Дж. Остин): Судьи – творцы права.

2. Декларативная теория – (Блекстен): судьи – уста закона, т.е. они не творят нормы права, они юридически оформляют то, что на практике уже сложилось.

Ситуация в России:

Существуют две позиции по вопросу существования прецедента в нашей правовой системе:

1. Судьи – это правоприменители. Законодатели – парламент. Судьи могут давать разъяснения и толкования. Толкование может быть неофициальным и официальным. Официальное толкование может быть авторским (дано законодателями), судебным (дано судьями). Судьи – правотворцы. Конституционный суд – законотворец. Идея «живой конституции». Представители: А.В. Наумов и С.В. Поленина (пеналисты), Казанцев и В. Зорькин (судьи конституционного суда). Если норма неконституционна, то она исчезает из правового поля. УИК РФ предусматривал наказание для тех кто нарушал режим в виде штрафного изолятора и лишения всех благ. Конституционный суд отменил эту норму.

2. Конституционный суд занимает правовую позицию. Однажды приняв позицию, он будет указывать на нее, ссылаясь в случае аналогичности решений. В конце концов она отменяется. Но, говоря о несоответствии, конституционный суд формулирует новую норму, которую законодатель должен принять. Этатитсты категорически с этим не согласны, мотивируя это тем, что в данном случае понижается роль законодателя.

3. Источником является судебная практика высших судов (Лукашевич, Комарова – процессуалисты). Конституционный суд реально является правотворцем, хотя в конституции не заложены эти функции.

 

Юр. (прав.) прецедент (адм./суд.)(pracedentis – предшествующий) – суд. или адм.реш-е по конкр.юр.делу, кот. явл.нормой для всех аналогич.дел, возникающих в будущем (ratio; abitur dictum (попутно сказанное) – не явл.прецедентом)

Достоинства:

1) Явл. рез-м логики и здрав.смысла, что приоводит к адекват. И точному урег-ю конур.случая

2) Имеет большую силу убедит-ти, т.к. аргументы в пользу принятого реш-я, сопровождаются большим кол-м ссылок на зак-во

3) Больший динамизм, чем у нпа, т.к. судья способен скорее отразить изменения, происходящие в жизни и закрепить их в своем реш-ии

4) Созд-ся профессионалами (в Парламенте РФ около 10% юристов, Конгресс США – более 70%; Жириновский – д.б. юрократия – в Парл-те точно)

Недостатки:

1) Не имеет того авторитета, кот. присущ нпа (Конст-я, Кодекс – «конст-я отрасли права»)

2) Не искл-т возможность произвола (возможность произвола коллегиального органа менее вероятна, но тоже возможна)

3) Не опр-н объем его действия: трудность поиска подходящего, нужного + большее кол-во прецедентов (Англия неск-ко тысяч новых в год)

4) Могут устареть, но формально действуют (пожарным запрещ-ся свистом подзывать к себе девушек и женщин – фактор времени); жители г. должны 3 раза в неделю трен-ся в стрельбе из лука – они логичны и рациональны, но для своего времени; в США нельзя держать в ванной аллигатора)

Пуританская (puris – чистый) Америка – за чистоту нравов (особенно южные штаты. Самая изд.книга – Библия; в публ.месте нельзя целоваться более 5 минут; 20 поворот.реш-й ВС – прецеденты ВС

1. Джон Остин (юр.позитивизм, 30е гг 19 в.) – Созидательная т-я: англ.судьи – творцы права, судьи создают норму, когда есть пробелы в праве

2. Блэкстон – Деклараторная теория: судьи – «уста закона», сами не творят, а декларируют, оформляют то, что сформировалось на практике

Суд.прецеденты важнее, т.к. суд занимает более высокое место, чем адм.органы

Важна позиция высших судов:

1. Убеждающий прецедент (нижестоящие суды)

2. Обязательный прецедент (Юр.комитет палаты лордов (только проф.юристы)

До 1944 г. – все реш-я высших судов были обязательны для них самих – связанность собств.прцедентами. 1944 – Апелл.суд отменил эту связанность

1961 – Юр.комитет палаты лордов – аналогич.реш-е

Прец-ты Англии могут примен-ся на терр-ии Австралии, Нов.Зеландии

 

Соотн-е статут. и прец.права – статут может отм-ть пр-т, пр-т не может отм-ть з-н. Судьи не могут отменить статут, но стараются им не польз-ся («мертвое право»)

 

Суды США собств.реш-ми не связаны

20 поворот.реш-й ВС – м.б. разные реш-я (60е гг 19 в. – рабы – это не гр-не, это юр-ки защищ.собст-ть гр-н; затем – негры – гр-не США, те же, равные права; 2я пол. 20 в. – см.к. запрещ-ся, т.к. нарушает фундамент.право на жизнь, затем – см.к. возможна при охране фундамент.прав)

В России:

1) Конституцией суд.правотв-во не предусмотрено, суд.реш-е – офиц.толкование (этатисты: Байтин)

2) Казанцев (судья КС), Гук (судья), Зорькин Валер.Дм. (Пред-ль КС), Баглай – Конст-я живая, ее развивают судьи КС. Нешатаева (судья ВАС) – т.к. зак-ао в данной сфере пробельно

Поленина – негатив.правотв-во – деят-ть КС, Гладков (зам.Пр-ля Прав-ва, Пред-ль АС) – арб.суды заним-ся суд.правотв-м

Обращение осужд-х, их адвокатов в КС– приговор вступил, в местах лиш-я св-ды (ПКТ – помещение камер.типа) – правонарушение – за это меры юр.ответ-ти – помещение в ШИЗО (штраф.изолятор) смысл: ограничение, лиш-е прогулок, огр-е свиданий, передач – лишен конст.пр. на квалиф.юр.помощь – убрали из УИК (de iure – отменил тот, кто принял; de facto – отменил КС)

3) Суд.практика – ист-к права

4) Прецеденты – толкование

5) Прав.позиция высш.судов РФ (de facto – важная роль)

 

Нормативный правовой акт: понятие и виды. Юридическая техника нпа. Действие нпа во времени, пространстве и по кругу лиц

Ист-к права № 1 в романно-герм.прав.семье, в т.ч. Р.

НПА – акт, принятый управомоченными органами, регулирующий опр.сферу обществ.отн-й и содержащий нормы права

Правовые акты
НПА (ист-к, форма права) Правоприменит.акты Интерпретационные акты (толкования)
  Узк.: гос-во, гос.органы Шир.: право применяют все, у кого есть вл. (гос.+муницип.органы, любой работодатель, обществ.объединения, сооб-ва (адв.), церковь в отн-ии дух-ва, родители в отн-ии детей опр.возраста (в мед.пр. до 14 лет) Кто не имеет вл., соблюдает запреты, использует дозволения (управомочивания), исполняет обязанности Интерпретация (учит-ся суб-т, время, школа) > толкование Пример: сем.право – питер.школв (Толстой, Сергеев) за подотрасль гр.права; моск.школа (Нечаева, Пацева, Кузнецова) за самост.отрасль права

Виды НПА:

По юр.силе:

- законы

Законы – правовые акты высш.юр.силы, принятые в особом процедурном порядке зак. (представит.) органами гос.вл. или на референдуме, регулирующие наиб.важные, типичные обществ.отн-я. Содержат первичные нормы (по отн-ю к подзак.актам, рассчитан на многократ.применение, отличается четкой структурированностью, в дем.гос-х подлежат публикованию в офиц.ист-к, иначе не действуют – подзак.акты, кот. затрагивают конст.права и св-ды гр-н д.б. обязательны опубликованы)

Виды зак-в:

По юр.силе:

- Конст-я (Кутафин: осн.з-н гос-ва и об-ва, закон законов, высш.юр.сила, учредить.док-т, уст-т ФП, ФГУ, ПР; первая писаная Конст-я – К.США 1787 г. (+26 поправок), в Европе – Франции и Польши 1791 г.; Конст-я - основополагающий хар-р, осн.ист-к права, исход.начала всей сис-мы права, база текущего зак-ва, высш.юр.сила, стабильность, т.к. закреп-т устои обществ. и гос.устр-ва)

- ФКЗ (16)

- ФЗ – текущее зак-во, в т.ч.кодексы (Кодекс – закон, в кот. объединены и систематизированы нормы права, регулирующие опр.группу стабильных обществ.отн-й; характерны для ром.-герм.прав.сис-мы; кодексы мат.права (ГК,УК) и процесс.права (ГПК,АПК); Модельные законы – содержащие рекомендации норм.хар-ра, возмож.реш-я?в, характерно для США)

- в суб-х федерации

По признаку фед.устр-ва:

- фед.

- суб-в (Устав Ив.обл)

По времени действия:

- пост. (К, ФКЗ, ФЗ)

- врем. (на период ЧП, ВП, ликв-ии аварии; чрезвычайно-искл.законы – окт., 1941 – в М. за распространение паники – расстрел на месте)

 

- подзак.акты

Подзак.акты принимаются во имя исп-я конст.актов

- норм.указы, распоряжения пр-та

- пост-я прав-ва

- пост-я мин-в, гос.комитетов, фед.агенств

- норм.подзак.акты глав суб-в РФ

- пост-я прав-в суб-в

- акты глав м.с.

- локальные правила, уставы, должн.интструкции (Спиридонов: нормы изд-ся частными организациями – типовые дог-ры, правила эксплуатации сложной техники, юр.сила кот.призн-ся судами – формуляр.право)

По издающему органу:


- представит.органы

- исп.органы

- суд.органы

- акты прокуратуры


По субъектам издания:


- акты органов гос-ва

- санкц.гос-м акты обществ.орг-й

- акты органов самоупр-я

- акты непосредств.волеизъявления (на референдуме)


По отраслям (предмету прав.регулирования):

По сфере действия:

- внеш. (направлены во внеш.мир – Конституция)

- внутр. (Регламент ГД)

 

Свод законов РФ – 06.02.95 г. издан указан президента «О подготовке к изданию свода законов РФ», т.е. полного собрания НПА. Вот уже прошло 12 лет, а свод законов так и не принят, т.к. существует много вопросов по поводу:

1. Что включать: только законы или и подзаконные акты?

2. Законы федеральные или и субъектов федерации?

3. ГД принимает не только законы, но и постановления: об амнистии, например. Вносить ли и их в свод? А постановления высших судов?

Поленина и Колдаева сторонники включения решений судов о толковании Конституции.

Баранов считает, что КС – не правотворческий орган де-юре, а де-факто его решения можно считать источником права, судебной практикой.

Все н.а. имеют опр.временные ограничения сущ-я, террит. ограничения своего действия и распространяются на опр.круг лиц (суб-в права)

1. Говоря о действии н.а. во времени учитывают 3 существ.обст-ва:

А) момент вступления в зак.силу

НПА вступают в силу в рез-те:

- указания в тексте нпа на календарную дату, с кот. юр.док-т вступает в силу

- указание на иные обст-ва, с кот. связ-ся вступление в зак.силу док-та («с момента подписания», «с момента опубликования»)

- применения общих правил:

1) з-ны РФ, др.нпа представит.органов вл. – вступают в силу на терр-ии всей РФ по истечении 10 дней со дня их офиц.опубликования (оф.издания – «Рос.газета», «Собр-е зак-ва РФ»)

2) нпа През-та и Прав-ва – по истечении 7 дней со дня оф.опубликования

3) акты мин-в и ведомств – по истечении 10 дней + обязат.регистрация в МинЮсте

4) порядок вступления в силу нпа субъектов опр-ся ими самост-но

Б) момент прекращения действия

- истечение срока, на кот.был принят юр.док-т

- объявление об утрате юр.силы н.а. (прямое указание на отмену, кот. может сод-ся в спец.акте)

- принятие управомоч.органом нового юр.норм.док-та равной или большей силы, регулирующего тот же круг обществ.отн-й

- устаревание юр.док-та в связи с исчезновением обст-в, кот.подлежали рег-ю (н.а., регламентирующие прав.статус СНД в связи с исчезновением этих органов вл. на терр-ии бывшего СССР)

В) применение устан.юр.норм к отн-м, возникшим до его вступления в зак.силу («обратная сила з-на»)

НПА не имеет обратной силы (юр.аксиома сформ-на еще рим.юристами). Норм.док-т действует только в отн-ии тех обст-в и случаев, кот.возникли после введения его в действие – необх.фактор прав. стабильности, гр-не и юр.лица д.б. уверены в том, что их прав.положение не будет ухудшено. Искл-я, когда имеет обрат.силу:

- указание на это в самом акте

- если устраняет или смягчает уг. или адм.ответ-ть

НПА может утратить силу, но отд.положения могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»)

2. Действие н.а. в пространстве

Норм.акт применяется на той терр-ии, на кот. распр-ся суверенитет гос-ва или компетенция соотв.органов (акты фед.органов вл. – вся терр-я РФ, акты суб-в – терр-я суб-в, акты муницип.органов – терр-я соотв.адм. единиц)

Сухопутные границы (в т.ч. ее недра) опр-ся, к.п., в договорном порядке (орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград — гор, рек, озер, морей. Геом.границы уст-ся путем проведения прямых линий, соединяющих две точки (Африка))

Речные и озер. границы уст-ся, так же как и сухопутные, по договоренностям

Морская граница уст-ся либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль. Граница внутр.террит.вод – точка наиб.отлива

Воздушная граница — высот. предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 км или расст-е до наиб.приближенного спутника

К гос.терр-ии приравниваются терр-ии здания посольств; мор., реч. и воздуш.суда, находящиеся под флагом гос-ва. По правилам МП – военные суда = терр-ии гос-ва без искл-й

3. Действие н.а. по кругу лиц

Все гр-не, лица без гр-ва, иностранцы (беженцы, вынужденные переселенцы), юр.лица и гос.органы, находящиеся на терр-ии гос-ва, подпадают под сферу действия его зак-ва. Искл-я:

1) иностр.гр-не и лица без гр-ва не м.б. субъектами ряда правоотн-й (быть судьями, состоять на службе в ВС РФ, изб.право в органы гос.вл.)

2) иностр.гр-не, наделенные дипломат.иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уг. и адм.ответ-ти по рос.зак-ву

3) некот. НПА РФ распр-ся на тех гр-н РФ, кот нах-ся за ее пределами (З-н о гр-ве РФ, УК)

Круг лиц может опр-ся по признаку полу (воен.призыв), по возрасту (несовершеннолетние), по проф. принадлежности (военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды)

 

Принцип экстерриториальности – юр.фикция, согласно кот. опр.части терр-ии гос-ва (здания иностр. посольств, миссий и их средства транспорта), а также дипломат.представители иностр.гос-в признаются не находящимися на терр-ии гос-ва, где они реально пребывают, а юридически считаются нах-ся на терр-ии того гос-ва, чье посольство помещ-ся в данном здании или чьими представителями являются

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.359 сек.