Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительский спрос

Условия равновесия потребителя.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, марка, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn, то и

MU1/MU2 = P1/P2; …MU1/MUn = P1/Pn и т.д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен, то есть

MU1: MU2: …: MUn = P1: P2: … Pn. (5.3)

Обозначим взвешенную предельную полезность через:

MU1/P1 = MU2/P2 = … = MUn/Pn = λ,

где λ - предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:

MUi =Piλ.

 

Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

 

       
   

 


Функциональный Нефункциональный

       
 
   

 


Социальный Спекулятивный Нерациональный

 
 

 


Эффект Эффект Эффект

присоединения сноба Веблена

к большинству

Рис. 1. Классификация потребительского спроса

(по Х. Лейбенстайну)

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования.

Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская, или количественная, теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности).

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. (см. рис 1.)

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

MRSxy = - Δy/Δx,

или для непрерывного случая

MRSxy = - dy/dx, где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег (см. рис. 2.).

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px X + PY Y

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в


 

литературе получила название кривой уровня жизни.

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены.

 

Выводы:

1. Экономисты полагают, что потребитель способен ранжировать различные возможности потребления. Способ, которым потребитель ранжирует потребительские наборы, описывает его предпочтения.

2. Предельная норма замещения измеряет наклон кривой безразличия. Этот наклон можно трактовать как то количество товара 2, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара 1.

3. Функция - это просто способ представить ранжирование предпочтений или выразить его в краткой форме.

4. Если выбран один набор, в то время как мог бы быть выбран другой, мы говорим, что первый набор выявлено предпочитается второму.

Литература

1. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник. СПб., 1998 - 59 с.

2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 49, 79 с.

3. Долан Д. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. Учебник. «Сонитэк». Москва., 1996 - 40 с., глава 5.

4. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. Издательство «Дело и сервис». Москва., 1999 - 109 с.

5. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 197 с. 1 т.

6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 138 с. 1 т.

7. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 190 с.

 

 

Тема 5: «Теория производства»

Цель: Понять, что такое процесс производства, производственная функция

Основные понятия по теме: производственная функция,изокванта, эффект масштаба производства.

Общий результат трудовой деятельности - объем созданной продукции - является зависимым от функционирования основных факторов производства, их количественного и качественного уровня. Эта связь выражается математической формулой, получившей название производственной функции. Ее основанием послужила известная концепция трех факторов производства (труд, капитал и земля), выдвинутая Ж.Б.Сеем и развитая Дж-Б.Кларком и другими представителями неоклассического направления экономической теории. Хотя эта концепция рассматривала источники образования доходов, она внесла несомненный полезный вклад в выяснение вещественных зависимостей - объема создаваемого продукта от всех факторов производства.

Первый вариант производственной функции разработали в США экономист П.Дуглас совместно с математиком Ч.Коббом в 1928 г. Формула производственной функции Кобба-Дугласа показала количественную зависимость объема выпуска продукции на предприятии от двух факторов - капитала (средств производства) и труда. В дальнейшем в этой функции было учтено влияние технического прогресса на объем изготавливаемых деталей. В итоге функция Кобба-Дугласа приняла следующий обобщенный вид:

 

Y = А • К° • L • е", где

 

Y - объем выпуска изделий, К - капитал, L - труд. А, а, Р - параметры (коэффициенты) функции: А - коэффициент пропорциональности или масштабности (коэффициент сопряжения размерности), а и р - коэффициенты эластичности объема производства соответственно по капиталу и по труду (или коэффициенты, характеризующие прирост объема выпуска продукции, приходящийся на 1% прироста соответствующего фактора), е - фактор, отражающий влияние технического прогресса (г) и времени (t).

Если рассматриваемую функцию выразить в показателях среднегодовых темпов прироста факторов, то она преобразуется и примет следующий вид:

 

Y = аК + pL + r, где

Y, К, L - соответственно темп прироста продукции, капитала, рабочей силы, r - комплексный показатель роста совокупной экономической эффективности всех факторов (помимо изменений в технике он отражает улучшение качества и повышение эффективности использования живого или овеществленного труда и др.).

Производственная функция Кобба-Дугласа имеет постоянную эластичность замещения производственных факторов, равную единице. Это означает, что, скажем, расширение численности рабочих (соответственно рост фонда заработной платы) эквивалентно увеличению размера капитала, которое вызовет точно такое же повышение объема производства. Поэтому предпринимателю безразлично, за счет роста каких факторов наращивать выпуск продукции: одна и та же денежная единица дает одинаковый производственный эффект независимо от того, на увеличение какого фактора она была израсходована.

Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства.

 

 

Выводы:

 

1. Изокванта - кривая отражающая все возможные варианты комбинаций ресурсов.

2. Для определения фирмой размеров своей деятельности используется понятие масштаба производства.

 

Литература

Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.

Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.

50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.

Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

 

 

Тема 6 «Издержки производства»

Цель: раскрыть теорию издержек, где является составной частью теории производства, специфику их движения в краткосрочном и долгосрочном периоде и принцип использования издержек для оценки эффективности выбора ресурсов.

 

Основные понятия по теме: издержки производства, издержки обращения, изокоста,

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К. Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

В конкретной практике применения расчета издержек для анализа деятельности предприятий в Казахстане и в западных странах имеются как сходства, так и различия. В Казахстане широко используется категория себестоимость, представляющая собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Теоретически в себестоимость должны входить нормативные производственные затраты, но на практике к ней относят сверхнормативный расход сырья, материалов и т.д. Себестоимость определяют на основе сложения экономических элементов (однородных по экономическому назначению затрат) или путем суммирования статей калькуляции, характеризующих непосредственные направления тех или иных расходов. как в СНГ, так и в западных странах, для калькулирования себестоимости, применяется классификация прямых и косвенных затрат (расходов). Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Общий подход не исключает различий по конкретной классификации некоторых статей.

В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) - к постоянным нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов.

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями.

Изокванта - кривая отражающая все возможные варианты комбинаций ресурсов (см. рис. 1.).

Изокоста - это прямая, каждая точка которой показывает различные комбинации вовлекаемых в производство двух переменных факторов при одинаковых издержках на их приобретение (см. рис. 2.).

Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба.

Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства. Реакция долгосрочных средних издержек на изменение масштаба производства может быть различной.

1. Если на каком-то временном интервале долгосрочные средние издержки снижаются с увеличением объёма выпуска продукции, то имеет место экономия, обусловленная ростом масштаба производства (или положительным эффектом масштаба).

2. Если на определённом временном интервале производства долгосрочные средние общие издержки при увеличении объёма выпуска растут, то имеет место ущерб от масштаба роста производства (или отрицательный эффект масштаба).

3. Если же в течении определённого времени производства долгосрочные средние общие издержки никак не реагируют на изменение объёма выпуска, т.е. остаются неизменными, то фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства.

Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объёма выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли.

 

Выводы:

1. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли.

2. Изокоста - это прямая, каждая точка которой показывает различные комбинации вовлекаемых в производство двух переменных факторов при одинаковых издержках на их приобретение.

 

Литература

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.

2. Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.

3. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.

4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.

5. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

 

Тема 7. «Предложение в условиях совершенной конкуренции»

Цель: Признаки рынка совершенной конкуренции, раскрыть характер конкуренции, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Основные понятия по теме: совершенная конкуренция, поведение фирмы - совершенного конкурента, определение размеров выпуска фирмы, точка банкротства.

Помимо сельского хозяйства, лишь несколько реаль­ных мировых рынков конкурентны в том смысле, что каж­дая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно вступать в дело или выходить из него. Тем не менее завершенный нами анализ полезен, так как многие рынки близки к конкурентным: фирмы на этих рынках сталки­ваются с высокоэластичными кривыми спроса и относи­тельно легко вступают в дело и выходят из него. Фирмы на подобных рынках стремятся достичь такого объема производства, при котором предельные издержки произ­водства близки к цене.

Для ответа на вопрос, является ли отдельный рынок идеально конкурентным, было бы полезно простое прави­ло наподобие правила «большого пальца» в физике. К со­жалению, такого правила в экономике нет, и важно по­нять, почему. Рассмотрим наиболее очевидный признак, претендующий на роль определяющего критерия, — нали­чие в отрасли многих фирм (по крайней мере от 10 до 20). К сожалению, наличие многих фирм не является ни необходимым, ни достаточным для приближения к ус­ловиям совершенной конкуренции, потому что фирмы мо­гут договориться об установлении цены, особенно если они продают одинаковые товары.

Присутствие на рынке всего нескольких фирм также не исключает конкуренции. Предположим, например, что на рынке находятся пять фирм, но рыночный спрос на продукт очень эластичен. Тогда кривая спроса для каж­дой фирмы будет почти горизонтальна, а фирмы будут вести себя так, как если бы они оперировали на совершенно конкурентном рынке.

 

Литература

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.

2. Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.

3. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.

4. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.

5. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.

 

Тема 8 «Монополия»

Цель: определить, что такоемонополия, рассмотреть виды монополии, государственное регулирование конкуренции, ценовая дискриминация, ее виды

Основные понятия по теме: чистая монополия, ценовая дискриминация, неэффективность рынка монополии.

Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие.

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот един­ственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контр­асте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреб­лять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой моно­полии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.

Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого.

2. Дискриминация среди покупателей.

Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.

Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:

1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара;

3. Способность производителя к определению структуры рынка.

Литература

1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.

2. Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.

3. 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3 Теория эластичности спроса и предложения | ТЕМА 9 «Монополистическая конкуренция»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.874 сек.