Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы темы




ЛЕКЦИЯ №1 Дата 03.09.12

В 2012 году

Лекции по теории статистики

(дневники)

(МНТ-3)

Черновик Пашутко

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ Тем Название ТЕМ № Страницы
  Введение в теорию статистики Теория статистических наблюдений Статистическая сводка и группировка Показатели вариации Статистические показатели Структурные средние Выборочное наблюдение Серийная выборка Ряды динамики Дисперсионно корреляционный анализ Типы рядов динамики Индексы 29-30 34-35
№ Лекций № страниц
  29-30

Тема 1: Введение в теорию статистики

1. Понятие и предмет статистики

2. История статистики

3. Задачи и методы статистики

4. Стадии статистического исследования

5. Организация гос. статистики в РФ

 

Вопрос 1. Понятие и предмет статистики

 

Статистика – означает состояние положений вещей, термин многолик, много значений.

В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Первое из них относится к 1749 г. и на протяжении 250 лет оно уточнялось и дополнялось. Сначала статистику определили как государство ведение (описание достопримечательностей государств). В настоящее время под термином “статистика” понимается следующее. Статистика- отрасль общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Статистика – учение о системе показателей, т.е. количественных характеристиках, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о народном хозяйстве в целом.

Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания. Статистика – это одна из форм практической деятельности людей, цель которой- сбор, обработка и анализ массовых данных. Часто под “статистикой” понимают “статистические методы”.

Статистика — это одна из форм практической деятельности людей, цель которой сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Статистикой называется также различного рода числовые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население и производство. Основная задача статистики — помочь людям лучше понять современные социально-экономические явления.

 

Вопрос №2

 

Развитие статистики сходно с развитием языка и счета. Эта наука имеет древние корни. Она зародилась как результат обобщения уже достаточно развитой статистической практики, вызванной потребностями развития общества.

Вот лишь некоторые сведения. В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры производились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан.Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.

В конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе. Первыми и основными учетно-статистически-ми источниками на Руси были летописи, в которых уже в IX — XI вв. упоминается о сборе различной информации, например, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселении, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений. Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был настолько несовершенным, что говорить о научном подходе к нему не приходится. В тот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых делах. Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.

1.Однако если собирание статистических данных началось в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т. е. зарож­дение статистики-науки, относятся к более позднему периоду -второй половине XVII в. В это время и было введено в научный обиход само слово «статистика». Это сделал немецкий ученый, профессор философии и права Г. Ахенваль (1719 — 1772), кото­рый с 1746 г. впервые в Марбургском, а затем в Геттингенском университете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой.

2. Во второй половине XVII столетия в Германии возникла школа государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606 - 1681).

В трудах сторонников этого направления содержалось описа­ние государств, их устройства, быта и нравов населения, есте­ственных условий, климата, финансов, армии. Хотя авторы трудов называли их статистическими, с этим нельзя было согласить­ся, так как в них было словесное описание «достопримечательно­стей государства», т. е. в большей мере эти описания носили этнографический характер. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых были далеки от современного взгляда на статистику как науку.

2. Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы «Политическая арифметика» были Д. Граунт (1620 - 1674), Э. Галлей (1656 - 1742) и В. Петги (1623 - 1687). В их трудах наметились два направления: демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико-экономическое у В. Петти. Д. Граунт на основе обработки бюллетеней о естественном движении населе­ния Лондона впервые открыл некоторые закономерности массо­вых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать массовый первичный материал. Он впервые по­пытался построить таблицу смертности для стационарного населения. Теоретическую разработку проблемы смертности, начатую Д. Граунтом, продолжил Э. Галлей. Знаменитый английский аст­роном высказал идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

Друг и современник Д. Граунта В. Петти написал по статис­тике ряд научных работ, главные идеи которых состоят в стрем­лении конкретно оценить то или иное явление в условиях явной нехватки числовых данных. В. Петти является создателем экономической статистики.

Политические арифметики путем обобщения и анализа фак­тов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных яв­лений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

Идеи Д. Граунта, Э. Галлея и В. Петти имели своих последователей как на их родине, в Англии, так и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в XVII и XVIII вв. в Англии, Голландии, Франции.

В дальнейшем понимание школы политических арифметиков в основном свелось к демографии и особенно к вопросам стра­хования жизни, финансовым расчетам. (1874 - 1926), Н. А. Каблуков (1849-1919) и А. А. Кауфман (1864- 1919)

Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. П. Чебышева (1821 - 1894), А. А. Маркова (1856 - 1922), А. М. Ляпунова (1857 - 1919).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.