Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая функция цвета




 

Цвет является ведущим, организующим простран­ство началом, способным вызывать у зрителя актив­ную эмоциональную реакцию. Любое произведение прикладного искусства создает цветовую среду, кото­рая оказывает влияние на душевное состояние челове­ка, характер его мыслей, уровень работоспособности.

В истории существует немало примеров, подтвер­ждающих влияние цвета на психику человека. Когда некий фабрикант окрасил стены производственного помещения в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний среди работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новой столовой, потому что сверкающее белизной помещение напоминало им больницу. Оказалось не­рациональным красить кабины самолетов в «радост­ный» желтый цвет, так как он ухудшает работу вести­булярного аппарата и пассажиров укачивает. Поэто­му учитывать психологию и физиологию восприятия цвета должен каждый художник, проектирующий предметную среду.

Швейцарский живописец прошлого века Ф. Ходлер, рассуждая о значении цвета, писал: «Цвет характери­зует и дифференцирует предметы, он усиливает и под­черкивает, он чрезвычайно способствует декоратив­ным эффектам. Цвет независимо от формы вызывает сильные музыкальные раздражения. Цвет влияет на мораль. В нем заключен элемент радости и веселья. Ощущения такого рода вызывают преимущественно светлые краски, свет. Темные же краски порождают меланхолию, печаль, ужас. Белый цвет считается эмблемой невинности, тогда как черный означает зло. Ярко-красный возбуждает жестокость и страстность, голубой — нежные переживания, фиолетовый — пе­чаль. Характерность красок усиливается их соедине­ниями, они. Составляют гармонию, аккомпанируют друг другу или сталкиваются, порождая контрасты».

Эти поэтичные рассуждения художника о влиянии цвета на настроение и даже самочувствие человека вполне подтверждаются учеными. Многими опытами доказано, что все спектральные цвета в большей или меньшей степени вызывают физиологические реакции человека.

Красный цвет активизирует все функции челове­ческого организма, повышает энергию, имеет согре­вающий и возбуждающий эффект. На короткое вре­мя красный цвет способен повысить работоспособность человека, но скоро он вызывает усталость и раздра­жение.

Оранжевый цвет действует тонизирующе. Он вы­зывает у зрителя те же реакции, что и красный, но в меньшей степени.

Желтый цвет является оптимальным в отношении физиологического воздействия: он тонизирует и не вызывает утомления.

Зеленый так же, как и желтый, оказывает благо­творное физиологическое воздействие, он успокаива­ет, на непродолжительное время повышает работо­способность. Голубой цвет успокаивает, снимает напряжение.

Синий цвет снижает работоспособность, заторма­живает физиологические функции человеческого орга­низма.

Фиолетовый соединяет в себе эффект красного и синего, оказывает угнетающее воздействие на нервную систему.

Чем же объясняется столь сильное влияние цвета на психику человека? Дело в том, что отдельно взя­тые цвета, а также их сочетания могут вызвать у зри­теля так называемые цветовые ассоциации, которые связаны с жизненным опытом, воспоминаниями и связанными с ними эмоциями и образами.

Естественно, что цветовые ассоциации не у всех людей одинаковы. Во многом это зависит от расовой и этнической принадлежности, от культурных тради­ций, рода деятельности, возраста и, наконец, от тем­перамента каждого человека. Цветовые ассоциации зависят и от объективных свойств цвета. Так, чем более насыщен цвет, тем более определенные и ус­тойчивые реакции он порождает у человека. Малона­сыщенные, сложные цвета вызывают более разнооб­разные и неустойчивые ассоциации.

Цветовые ассоциации могут быть физиологичес­кими и эмоциональными. К физиологическим от­носятся температурные (теплые или холодные), аку­стические (громкие или тихие), весовые (тяжелые или легкие). К эмоциональным ассоциациям относятся позитивные (радостные, приятные, веселые), негатив­ные (грустные, трагические, печальные) и нейтраль­ные (спокойные, безразличные, уравновешенные).

Физиологические цветовые ассоциации являются более устойчивыми — одни и те же цвета вызывают одинаковые реакции у большинства людей независи­мо от места их проживания, образа жизни, темпера­мента. Эмоциональные же воздействия цветов и их сочетаний различаются гораздо чаще.

Интересно, что для создания у зрителя нужного настроения при восприятии проектируемого изделия можно использовать определенные цветовые приемы.

Например, чтобы создать возвышенное настроение, чаще всего в композиции используется белый цвет, а также сине-зеленый и фиолетовый. Если нужно вы­звать созерцательный настрой, применяются спокой­ные нейтральные цвета без резких контрастов: голу­бой, сиреневый, серый. А вот для ощущения веселья лучшими цветами будут желтый, оранжевый, крас­ный, кроме того, возможны активные контрасты.

Любопытно проследить цветовые предпочтения у людей разных возрастных групп. Маленькие дети лю­бят красные, оранжевые, желтые цвета. Подростки и молодые люди предпочитают контрастные сочетания простых, ярких, чистых цветов. Причем по популяр­ности они располагают цвета в таком порядке: голу­бой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиоле­товый, белый. Люди среднего и пожилого возраста обычно выбирают нюансные сочетания сложных, ма­лонасыщенных цветов, а также ахроматические цвета.

Стиль


Одним из важнейших понятий, связанных с эволюцией костюма во времени в человеческом обществе, является понятие «стиль»: стиль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера.

Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития: идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражения художественного переживания человеком своего времени. В стиле отражается, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную схему больших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «неоклассицизм», «ампир», «романтизм».

Каждый стиль в процессе своего развития переживает определенные стадии: зарождения, апогея, упадка. При этом в каждую эпоху одновременно, как правило, существовало несколько стилей несколько стилей: предшествующий, господствующий и элементы формирующегося будущего стиля.

Ускорение темпов жизни человека и общества, развитие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образов.

В моде 20 века в каждое десятилетие были актуальны свои микростили в костюме, последовательно сменявшие друг друга: 1910 – восточный стиль и нео-грек, 1920 – «ар деко», геометрический, 1930 – «неоклассицизм», «историзм», «сюрреализм» и др., 1940 – «кантри», «вестерн», 1950 – «нью лук», «Шанель», 1960 – «космический», 1970 – «романтический», «ретро», «фольклорный», «спортивный», «джинсовый», «военизированный», «диско», «панк-стиль», 1980 – «экологический», «неоклассика», «нео-барокко», «секси», и т.д. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политические события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и ценности. На появление новых стилей оказывают влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.

Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «классическими» – это стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие определенными качествами, которые и позволяют им надолго «задержаться», пережив множество разнообразных мод и модных стилей: универсальность, многофункциональность, целостность и простота форм, соответствие потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни.

Для костюма спортивного стиля характерны свободные формы, обеспечивающие активное движение; геометричность линий, укрупненность и выразительность накладных деталей и фурнитуры (чаще металлической или деревянной), обилие отделочных строчек. Материалы применяются в основном мелкоузорчатые и пестротканые. В рисунках широко используются разнообразные полосы, клетки, горох.

Костюм стиля фантази характеризуются необычными формами и членениями, сложным конструктивным решением, неожиданными линиями, разнообразными украшениями и отделками. Ткани могут быть самых разнообразных рисунков и колорита.

Но существует еще отношение к стилям, как к образно-эмоциональной характеристике типа костюма на человеке. В этом случае определение несет оттенок возрастной характеристики. Классический стиль с присущими ему сдержанностью форм, пластической гармонией частей и целого свойственен людям среднего возраста, когда зрелость мировоззрения и выполняемая роль в семье, в обществе определяют характер поведения и облик человека. Романтический стиль фантази в большей степени свойственен юности се мечтательностью, поэтичностью или порывистостью, некоторой неуравновешенностью. Спортивный же стиль одежды подчеркивает подтянутость, динамичность, целеустремленность – все это может характеризовать людей разного возраста.

 

1.
Понятие о композиции

 

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение) – значимое соотношение частей художественного произведения.

Говоря о композиции конкретного костюма, мы имеем ввиду характер, особенности организации его отдельных объемов, деталей и элементов, обеспечивающие художественно-образную выразительность человека в костюме.

Костюм является отражением своего времени, его эстетических и социальных ценностей. При работе художника рождаются образы и идеи на эмоционально-интуитивном уровне и воплощаются на бумаге или макете. Дальнейший логический анализ эскизов и их доработка происходит с использованием законов композиции.

Эта работа проводится различными средствами композиции: пластической проработкой формы, выявляющей характер формы и силуэта; выбором материалов определенных пластических свойств и фактуры; колористической организацией формы; акцентированием наиболее важного участка формы.

Композиция может быть статичной и динамичной; определенная соподчиненность элементов может привести к композиционному равновесию, а при строгой выверенности общего строя и тонкой проработке элементов костюма – к гармонической целостности его формы.

Выразительность изобразительных средств – основное условие его эмоционального восприятия.

Изобразительные средства подачи эскиза – это линия, пятно. художественно-образная выразительность эскиза достигается высоким мастерством исполнения при совершенстве замысла костюма и полном соответствии этого костюма образу человека.


2. Форма костюма


Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственный объект, имеющий 3 измерения.

Форму костюма характеризует силуэт. Силуэтом костюма называют плоскостное выражение объемной формы, акцентирующее ее особенности. Не случайно смена модных направлений в костюме характеризуется сменой силуэтов. Силуэт костюма зависит от характера линий плеча и становой части изделия, головки рукава, уровня линии талии и низа.

Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты.

Эстетическое восприятие и выразительность силуэта во многом определяется качеством техническое проработки формы костюма.

Конструктивная построенность формы определяет характер силуэта. Но возможна и обратная связь – один и тот же силуэт можно получить разными конструктивными решениями.

При исследовании формы костюма можно выделить 4 уровня:

 

1.
ткань, фактура, цвет, линии, отделка

2.
степень прилегания костюма к фигуре в различных точках фигуры

3.
структура как геометрическая внутренняя характеристика формы (пропорции, геометрия, симметрия)

4.
пластическая форма самой фигуры


Форма костюма неразрывно связана с человеком и может быть рассмотрена только в связи с его образом, пропорциями, движениями.

Геометрический вид определяется соотношением размеров формы по 3-ем координатам пространства, а также характером поверхности формы и зависит от фигуры человека. Выделяют 4 геометрических вида формы: прямоугольник, трапеция, овал и треугольник.

Величина формы постоянно оценивается по отношению к размерам фигуры человека и его составляющих или составных частей одного элемента.

Восприятие массы различно в зависимости от плотности заполнения и фактуры формы, от степени заполнения поверхности формы деталями; от цвета, рисунка материала (крупномасштабные, мелкомасштабные, полосы, клетки); от величины предметов, находящихся рядом с ним.

 

2.
Свойства композиции.

 

1.
Симметрия – это одно из наиболее ярких и наглядных свойств композиции, определяющее состояние формы, а также средство, с помощью которого организуется форма.


Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, которые называются соответственно центром, осью или плоскостью симметрии..

Однородные проявления симметрии объединены в группы.

Для характеристики форм костюма наиболее приемлемы следующие группы:

 


  • классическая

  • подобия

  • афинная

  • криволинейная


В классической симметрии все точки одной формы соответствуют точкам другой формы относительно оси симметрии, при этом метрические свойства формы остаются неизменными.

В симметрии подобия рассматриваются формы не только действительно равные, но и все формы той же конфигурации, но большего или меньшего масштаба.

В афинной симметрии рассматриваются аналогичные формы, но претерпевшие однородные деформации. В афинной группе симметрии в отличие от групп классической и подобия следует рассматривать целый ряд аналогичных костюмов, в которых происходит развитие той или иной модной тенденции во времени.

В криволинейной симметрии рассматриваются формы, полученные от исходной вертикали путем операций сдавливания, изгиба, сдвига и кручения. В результате такого преобразования оси и плоскости исходного варианта превращаются в кривые линии и поверхности.

Сдавливание – затягивание талии в корсет.

Изгиб – готика, модрн, S-образный силуэт, криволинейная группа симметрии характеризует периоды в развитии костюма, известные своей искусственностью (каркасные конструкции, деформация пропорций фигуры), напряженностью, когда спокойных средств оказывается недостаточно для выражения состояний.


2.
Асимметрия – одна из особенностей симметрии. При рациональной компоновке асимметричного элемента, он должен быть органически связан с остальным объемом для достижения композиционного равновесия.

 

3.
Соразмерность и соподчиненность – это важнейшие свойства композиции и подразумевают единство всех элементов формы изделия.


Целостность формы изделия отражает логику и органичность связи; композиционный ритм и его композиционное воплощение. Любая одежда, обувь и т.д. может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных. Элементы формы могут согласовываться между собой по принципу контраста, нюанса и подобия.

Контраст – это противопоставление, борьба разных начал. Ярко выраженное различие в линиях, площадях, цвете, фактуре.

^ Подобие или тождество – это повторение в композиции одного элемента, который развивается, повторение в различных вариациях.

Нюанс – небольшие различия в линиях, площадях, массах, фактуре.

Композиционно-объемная форма понимается как система соподчиненных частей, в которой главная и подчиненная части взаимно усиливают друг друга, образуя единое целое.

Соподчинение возникает при соотношении двух неравных элементов или членении формы на неравные части.

 

главная          
   
главная  
   
главная  

 

4.
Динамичность. Динамическая форма – это форма активно односторонне направленная, как бы вторгающаяся в пространство. Динамика формы связана с соотношением элементов, членением ее на части.

 

           
   
   
   
   

 


Равенство величин характеризует относительную статичность, вызывает спокойствие.


         

 

5.
Композиционный центр – это главная часть, которой подчиняются все другие зависимые части. Главная часть – это место, в котором сосредоточены основные важнейшие связи между всеми элементами; это акцент, доминант всей композиции.


Композиционным центром может быть любой элемент, участок формы и выделять его можно по-разному: количественно, участок расположения, а также смысловой фактор (эмблемы, аппликация, вышивка). Может быть 2 композиционных центра – главный и второстепенный, расположенные близко.


6.
Статичность формы костюма – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе.


Костюм строится, как правило, на взаимном проникновении статических и динамических начал: асимметрия проявляется в симметричной конструкции, чаще используется периодический ритм и ритмический порядок.


7.
Композиционное равновесие – такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно основывается на развитой интуиции художника.

 

3.
Средства композиции

 

Гармония и выразительность композиции достигается с помощью средств композиции: пропорций, масштабности, цвета, пластичности, ритма. При этом важно помнить, что любые композиционные приемы – не сама цель, а только средство для выражения в форме существенных содержательных свойств изделия, т.е. его назначения, особенностей построения, конструкции.


1.
Пропорции – размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой строится вся композиция. Но пропорциональная схема должна быть с используемыми материалами, с особенностями строения тела человека или его частей.


Выделяют 2 вида пропорции в композиции:

 

1.
простые – строятся на простых рациональных числах (арифметическая, модульная), т.к. в ней есть единая исходная величина.

2.
Геометрические или иррациональные. Решающее значение имеют геометрические построения.

 


Таким образом, геометрическая пропорция, называемая «золотое сечение» получается при делении отрезка на неравные части так, что меньшая часть относилась к большей, как большая к целому.


2.
Масштабность – это соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающим предметам и другим формам. Масштабность костюма зависит от назначения, сезона, среды, в которой находится человек. Чем крупнее членение формы, тем больше масштабность.

 

3.
Ритм – это определенное повторение элемента во времени или пространстве. В основе ритмических построений лежат пропорциональные отношения. Самое простое проявление ритма - повторение одного и того же элемента через равные промежутки (времени или пространства). Такой вид ритма называют метрическим.


Нарастание или убывание самого элемента или промежутка между элементами характеризует пропорционально-последовательный ритм.

По схеме организация элементов в костюме ритмический ряд может быть вертикальным, горизонтальным, спиральным, радиальным, лучевым.


           
   
   
   
   

 


Ритмической организации подвластны все свойства формы, ее части и детали. Использование в костюме только одного размера в его ритмической организации - явление редкое. Чаще можно видеть метроритмическое сочетание различных размеров. Согласованность этих размеров основываться на их пропорциональной зависимости.


4.
Пластичность - постепенность перехода одного направления его формы в другое.


Пластическая организация формы изделия закладывается художником уже на стадии эскизирования. В эскизе выверяется характер пластического развития формы, прорабатывается характер каждой линии, их согласованность между собой и с силуэтными линиями формы.

Профессиональное отношение к созданию костюма подразумевает стремление выявить пластические возможности ткани, обыграть их, подчеркнуть. Пластическая проработка формы обеспечивается не только конструкцией, но и выбором технологической обработки изделия, самими приемами.

1. Понятие стиля, его виды

Стиль – это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характерное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника.
Стиль – это идейная и художественная общность изобразительных приёмов в искусстве определённого периода, в отдельном художественном направлении или манере отдельного художника.
Взаимосвязь стиля и моды очевидна, однако стиль является более устойчивым критерием одежды. Недаром великая Габриэль Шанель утверждала: “Мода приходит и уходит, а стиль остаётся”.
В отличие от исторически сложившихся стилей (классицизм, ампир, ренессанс), которые существовали в моде веками, сегодня в чистом виде стиль встречается не часто. Последним «большим художественным стилем» считается модерн. Современная мода отличается разнообразием стилей. Однако существует общая тенденция, которая заключается в отказе от атрибутов ранее существовавших стилей.
В настоящее время сформировались и прочно утвердились следующие стили в костюме: классический, спортивный, фантазийный. Кроме того, внутри каждого большого стиля развиваются микростили, которые могут изменяться, дополняться в зависимости от модных тенденций. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер стремиться создать свой стиль. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов обработки.

2. Особенности композиции костюма классического стиля

Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, деликатным цветовым решением, достаточно строгим образным звучанием в целом. Одежда этого стиля привлекает внимание высоким качеством исполнения, использованием добротных и благородных по качеству тканей (натуральных или близких к натуральным). Вещи, выполненные в данном стиле, не теряют своей актуальности в течение нескольких сезонов.
Особенности классического стиля:
• силуэты: прямой, прилегающий, полуприлегающий;
• пропорции соответствуют пропорциям фигуры человека; линия талии на естественном уровне; линии, образующие форму, лаконичные в основном вертикальные;
• сочетания цветов характеризуются строгостью, спокойствием; ткани в основном однотонные или с едва заметной узкой полоской;
• воротники – английского типа или вообще отсутствуют; рукава – втачные только прямые и узкие; карманы – только прорезные;
• жакеты – без поясов с центральной застёжкой и только на пуговицы и петли; отделка почти отсутствует;
• юбки и брюки – прямые или чуть расклешённые, скроенные строго по основной нити, без складок; фасоны создаются только конструктивными линиями;
• блузки – небольшого объёма, горловина оформляется воротником, рукава втачные заканчиваются манжетами (мужского типа);
• дополнения украшения, макияж – сдержанные, спокойные, в тон основного материала.
На базе классического стиля путем комбинирования отдельных его элементов формируются различные микростили:
• английский стиль / в 80-х годах XIX века вошел в моду женский английский костюм, покроем напоминающий мужской (рис. 8.1, а);
• стиль Шанель / элегантно-практичные деловые костюмы из твида или джерси (рис. 8.1, б);
• стиль минимализм или пуризм / простота и стремление к комфорту (рис. 8.1, в);
• анимальный стиль / использование в качестве материала кожи и меха разнообразных животных (или тканей, имитирующих их) (рис. 8.1, г);
• клетчатый стиль («шотландка») / использование клетчатых тканей (рис. 8.1, д).

<="" l=""><="" e=""><="" r=""><="" e=""><="" r="">

Рис. 8.1. Модели одежды в классическом стиле:
1 – английский стиль; 2 – стиль Шанель; 3 – стиль минимализм;
4 – анимальный стиль; 5 – клетчатый стиль

3. Особенности композиции костюма спортивного стиля

Одежда спортивного стиля характеризуется подчёркнутой свободой формы, обес-печивающей удобство человека в движении и в то же время подчёркивающей подтяну-тость, стройность, спортивность фигуры (облегающие формы). Используемые ткани от-личаются хорошими гигиеническими свойствами: гигроскопичностью, водоустойчиво-стью и воздухопроницаемостью (натуральные и смесовые волокна).

Особенности спортивного стиля:
• силуэт прямой (с поясом или без него), реже полуприлегающий, для одежды, об-тягивающей фигуру, – прилегающий;
• пропорции зависят от замысла модели и не всегда соответствуют пропорциям фигуры; линия талии может быть на естественном месте или смещена вниз к линии бёдер; линии, образующие форму чаще горизонтальные;
• объём одежды допускается несколько увеличительный; форма и покрой свобод-ные и просторные, особенно в верхней части;
• сочетание цветов – тональное или контрастное; ткани – любые «тонкие» или «толстые», прочные формоустойчивые или эластичные, легко растягивающиеся; расцветка тканей отличается яркостью, контрастностью, активностью; допуска-ется сочетание в одной модели тканей, различных по фактуре и цвету;
• воротники – всевозможные; рукава – всевозможные по форме и конструкции, могут быть с применением мягких складок, вытачек, рельефов, низ чаще всего обрабатывается на манжете;
• жакеты – чаще всего прямые, свободные с поясом или без него, а также могут быть с приталенной планкой по низу; фасон создается как конструктивными, так и декоративными линиями;
• отделки – спортивного характера и довольно эффектные (вышитые фирменные знаки, стежка, декоративная строчка); застёжка любая (чаще смещённая); мно-жество деталей разных форм и размеров (карманы, клапаны, манжеты, погоны); “броская” фурнитура;
• юбки – со складками, прямые или расширенные, клиньевые, “плиссе”, “гофре”; брюки – различной длины и формы;
• блузки – свободные объёмы, рукава рубашечного покроя, разнообразные кокет-ки, планки, клапаны, манжеты;
• дополнения, причёска, макияж – могут быть естественные, нейтральные или резкие, яркие, модные (в зависимости от выбранной модели).

Спортивный стиль состоит из множества микростилей:
• стиль сафари — это чаще всего летняя одежда из льна, хлопка и джинсовых тка-ней (слово «сафари» обозначает экспедицию вглубь Африки) (рис. 8.2, а);
• деним или джинсовый стиль — это то шикарный, то экстравагантный, то спор-тивный, он идеален и для женщин и для мужчин (рис. 8.2, б);
• стиль милитари — военизированный стиль в спортивной одежде и одежде для отдыха (рис. 8.2, в);
• космический стиль / используются материалы, имеющие футуристический вид, цвет и крой являются второстепенными (рис. 8.2, г);
• стиль оп-арт (оптическое искусство) / используются ткани с геометрическими рисунками, абстрактными орнаментами, яркие, контрастирующие друг с другом цвета (рис. 8.2, д).

<="" l=""><="" e=""><="" r=""><="" e=""><="" r="">

Рис. 8.2. Модели одежды в спортивном стиле:
1 – стиль сафари; 2 – джинсовый стиль; 3 – стиль милитари;
г – космический стиль; д – стиль оп-арт

4. Особенности композиции костюма стиля «фантази»

Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, а также сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружева, гипюр). Одежду шьют как из лёгких, воздушных, пластичных тканей (натуральный шёлк, виско-за), так и из жёстких формообразующих (парча, капрон). Характерной чертой стиля яв-ляется подчёркнутая женственность подобной одежды.
Особенности стиля «фантази»:
• силуэты, линии и формы могут быть самыми разнообразными, от форм ма-ленького объёма, плотно прилегающих к фигуре, до пышных форм, поддержи-ваемых при помощи каркасов;
• фасон создаётся как конструктивными, так и декоративными линиями, причём последние могут иметь доминирующее значение;
• особенностью одежды данного стиля является подчёркнутая декоративность и оригинальность композиции;
• пропорции одежды можно подчеркнуть пропорциями фигуры, а можно скры-вать их; членение формы может быть асимметричным;
• отличительная черта данного стиля – линия подреза может быть под грудью или чуть ниже;
• рукава, воротники, карманы – разнообразные по форме и конструкции (“фона-рик”, “летучая мышь”);
• сочетание цветов: от пастельных, светлых цветов до ярких, насыщенных;
• жакеты могут быть любого покроя и длины (фигаро, балеро, удлинённые до середины бедра и ниже);
• отделка / всевозможные драпировки, бахрома, воротники сложных фасонов, глубокие декольте, вышивки всех видов;
• юбки / предельно короткие или длинные до пола; предельно узкие или широкие;
• блузки / использование драпировок, подрезов, буф, различных покроев рука-вов; детали отличаются разнообразием форм, характером отделок (рулик, кант, тесьма, кружево);
• застёжки / как на пуговицы и петли, так и на кнопки, молнии, всевозможные шнурки, завязки или свободный запах под пояс;
• дополнения, украшения, причёска, макияж могут быть необычные, образные, подчеркивать романтический характер одежды и создать индивидуальный об-раз женщины.

Стиль «фантази» состоит из различных микростилей:
• романтический стиль / женственный, кокетливый, сентиментальный, с исполь-зованием драпировок, декольте, воланов, оборок (рис. 8.3, а);
• стиль хиппи / полное отсутствие ограничений в гардеробе (рис. 8.3, б);
• стиль ретро / использование мотивов, деталей, приемов моделирования про-шлых десятилетий (рис. 8.3, в);
• стиль винтаж / стройные силуэты, строгость форм, использование кружев и вышивки (рис. 8.3, г).

Одним из ярких проявлений стиля «фантази» является фольклорный стиль, иногда его выделяют в отдельное стилевое направление.
Фольклорный (этнический) стиль – это стиль, вобравший в себя элементы на-циональных костюмов практически со всего мира и соединивший их в целое. Фольклор-ный стиль сегодня – это заимствование не только приемов декоративного оформления одежды – отделок, вышивок, но и элементов и способов кроя, форм и предметов одежды. Народная одежда отличается рациональной простотой форм, в ней чувствуешь себя рас-кованно и свободно, она подразумевает близость к природе: уютные шали, платки, на-кидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, сборчатые юбки, многослойные комплекты и многое другое взяла мода из вековой сокровищницы национальной одежды народов мира.
Условно фольклорный стиль делится на следующие микростили:
• английское кантри – обобщенный образ одежды для загородных прогулок (рис. 8.4, а);
• стиль гаучи отражает черты народной одежды скотоводов-гаучо Южной Аме-рики (рис. 8.4, б);
• японский стиль / характерны безупречные цветовые сочетания и лаконичные формы (рис. 8.4, в);
• скандинавский стиль / основа – простота и естественность (рис. 8.4, г);
• стиль экзотика / этнические узоры и богатство красок, теплые рыже-красные тона (рис. 8.4, д).

<="" l=""><="" e=""><="" r=""><="" p="">

Рис. 8.3. Модели одежды в стиле фантази:
1 – романтический стиль; 2 – стиль хиппи; 3 – стиль ретро; 4 – стиль винтаж

<="" l=""><="" e=""><="" r=""><="" e=""><="" r="">

Рис. 8.4. Модели одежды в фольклорном стиле:
1 – стиль кантри; 2 – стиль гаучо; 3 – японский стиль; 4 – скандинавский стиль; 5 – стиль экзотика

5. Особенности композиции одежды, построенной на смешении стилей

Эклектика – смешение различных стилей, сосуществование одновременно несколь-ких стилей. Эклектизм стал одной из важнейших характеристик культуры XX века, осо-бенно его последней трети – культуры “постмодерна”, что оказало влияние и на моду, и на костюм.
В современной моде более не существует “хорошего вкуса”: джинсы стало воз-можным надевать со смокингом, жакет в стиле “Шанель” – с шортами. Свободно сме-шиваются различные элементы, развивается тенденция сочетания несочетаемого.
Но есть стили, которые легко и естественно соединяются в единое целое. Например, одежда классического стиля органично сочетается с романтической и спортивной (ро-мантическая блуза и строгий костюм). Удачные варианты сочетаний даёт также соеди-нение спортивного стиля с фольклорным, фольклорного с романтическим.
В последнее время эклектичность в одежде превратилась в модную тенденцию. Со-четается тончайший шёлк и грубое хлопчатобумажное полотно, натуральный мех и “за-стиранные” джинсы.
Мода уже не диктует готовые рецепты, а предлагает каждому из нас смело экспери-ментировать и из многообразия вариантов выбрать свой неповторимый стиль в одежде.

В стиле эклектика прослеживаются несколько микростилей:
• стиль фьюжн – поиск общего в различном (рис. 8.5, а);
• стиль гранж – соседство откровенно дорогих вещей с явно дешевыми (рис. 8.5, б);
• стиль китч – откровенная безвкусица становится принципом выбора (рис. 8.5, в);
• стиль кэжуаль – случайное сочетание предметов одежды (рис. 8.5, г).

<="" l=""><="" e=""><="" r=""><="" p="">

Рис. 8.5. Модели одежды в смешанном стиле (стиль эклектика):
1 – стиль фьюжн; 2 – стиль гранж; 3 – стиль китч; 4 – стиль кэжуаль

Подведем итоги:
• Стиль – это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, ха-рактерное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или мане-ра отдельного художника.
• В настоящее время сформировались и прочно утвердились следующие стили в костюме: классический, спортивный, фантазийный. Кроме того, внутри каждого большого стиля развиваются микростили.
• Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, деликатным цветовым решением, достаточно строгим образным звучанием в целом.
• На базе классического стиля формируются различные микростили: английский, «Шанель», минимализм, анимальный, клетчатый.
• Одежда спортивного стиля характеризуется подчёркнутой свободой формы, обес-печивающей удобство человека в движении и в то же время подчёркивающей под-тянутость, стройность, спортивность фигуры (облегающие формы).
• Спортивный стиль состоит из множества микростилей: сафари, деним, милитари, космический, оп-арт.
• Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, а также сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружева, гипюр). Характерной чертой стиля является подчёркнутая женственность подоб-ной одежды.
• Стиль “фантази” состоит из различных микростилей: романтический, хиппи, рет-ро, винтаж.
• Фольклорный (этнический) стиль – это стиль, вобравший в себя элементы нацио-нальных костюмов практически со всего мира и соединивший их в целое.
• Фольклорный стиль делится на следующие микростили: английское кантри, гаучи, японский, скандинавский, экзотика.
• Эклектика – смешение различных стилей, сосуществование одновременно не-скольких стилей.
• В стиле эклектика прослеживаются несколько микростилей: фьюжн, гранж, китч, кэжуаль.

Дизайнеры швейных изделий занимаются созданием одежды широкого ассортимента разнообразного назначения и внешнего вида, что обуславливает необходимость различного подхода к проектированию и моделированию.

Главное требование, предъявляемое к костюму как продукту дизайнерской деятельности, заключается в том, что модели должны обладать не только утилитарными признаками, но и эстетическими, т. е. представлять художественную ценность. Костюм как продукт дизайна становится художественным произведением тогда, когда обладает основным признаком художественной системы — композицией.

Художественная система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) представляет собой множество связанных между собой элементов, образующих определенную целостность, единство.
Художественная система обладает внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством. Она как система отвечает функциональным и конструктивным требованиям.

Процесс проектирования новых моделей одежды предполагает понимание дизайнером различий в художественных системах.

В этой статье представлены варианты художественных систем, выделенных на основании возрастающей степени сложности дизайнерской работы.

Модель — это образец, единичное изделие одежды, обуви, головных уборов, тип, марка какого-либо изделия. Часто под моделью понимают образец, служащий эталоном для серийного производства одежды.

 

Семейство — группа изделий, в основе кроя которых лежит одна конструктивная основа (чертежи основных деталей изделия — полочки, спинки, рукава). Разработка семейства моделей как подход применяется, прежде всего, в условиях промышленного производства.

Изменяя лишь дополнительные детали (воротники, клапаны, элементы декора, материалы) можно обеспечить быструю сменяемость моделей в технологическом потоке. Это позволяет разнообразить модельный ряд выпускаемой продукции. Основные затраты времени приходятся на разработку конструкторской документации (построение чертежей, моделирование, разработку лекал и градации основных конструктивных деталей). Такой подход позволяет сократить время на разработку и внедрение новых моделей в производство.

 

Гарнитур — несколько предметов костюма одного стиля и сделанных обычно из одного и того же материала. Например, гарнитур нижнего белья, домашней одежды... Или — к определенным туфлям предлагается определенная сумка, к шапке — шарф и т. п. Разработка предметов костюма в виде гарнитура — это современный подход в дизайне, который позволяет стимулировать покупательский интерес к продукции. Нелегко удержаться от соблазна при покупке, например, обуви и не приобрести идеально подходящую к ней сумку или перчатки.

 

 

Комплект — полный набор одежды, составляющий костюм. Подбор нескольких изделий в законченное единое целое. Комплект может состоять из платья и пальто, костюма и пальто, пальто и головного убора. Комплект в отличие от ансамбля — набор предметов, возможно и не связанных стилевым единством, но объединенных ради какой-то цели, утилитарного назначения костюма. Они могут сочетаться по цвету. Иногда комплект — часть ансамбля.

Для продвижения новых моделей на рынке комплект приобретает и другое значение. Особенностью всех модных марок является широкий ассортимент продукции. Одновременно в торговом зале бутика может быть представлено до двадцати тем для всех коллекций. Спрос на определенные темы может зависеть от изменений погоды и праздников. Для поддержания интереса покупателей в торговом зале проводится ременчендайзинг (переоформление торгового зала) не реже одного раза в неделю. В оформление торгового зала входят манекены, на которых формируются комплекты одежды и аксессуаров в виде total look. Total look представляет комплект (иногда ансамбль) одежды, выражающий стиль, образ и идею коллекции. Это такой набор предметов одежды, который одновременно можно надеть на себя. Как правило, total look формируется в пределах одной темы коллекции и задумывается дизайнерами марки изначально. Total look показывает покупателям, как носить одежду данной темы коллекции, видение дизайнера марки. Чтобы самостоятельно создать Total look необходимо следовать законам композиции костюма, т. е. учитывать пропорции, сочетания цветов, выделить главное, расставить акценты, использовать средства выразительности (контраст, ритм, нюанс, симметрия, асимметрия и т. д.).

Ансамбль ( франц. ensemble — целое, совокупность; набор, комплект; костюм; вместе, сразу, в одно время) — в моде обозначает сочетание одежды и предметов, дополняющих ее, подобранных как единое художественное целое.

До второй половины 50-х годов прошлого века этот термин использовался лишь в узком смысле «гарнитур» в тех случаях, когда речь шла о гармоничном подборе комплекта, состоящего из одежды, обуви, головного убора и других дополнений, связанных одной общей художественной идеей. Этот смысл слово «ансамбль» имеет и теперь, но так как сейчас одежда в большей степени дифференцируется в зависимости от своего назначения и адресата, то и термин этот обычно используется с уточняющими его определениями. Например, праздничный, нарядный ансамбль — комплект одежды, обуви, украшений и других дополнений, которые позволяют человеку создать художественный образ, соответствующий этой ситуации. Главное в ансамбле — согласованность костюма и определенного человека. Именно ансамбль создает дизайнер для показа моделей и пропаганды нового образа.

Коллекция — несколько моделей одежды различного назначения (от 5-7 предметов одежды у начинающих модельеров до 60-80 моделей у известных кутюрье), которые объединены определенной идеей, отвечают некоторой тематике, часто имеют похожее цветовое решение и созданы для определенного сезона (весна-лето или осень-зима). Различаются авторская дизайнерская коллекция и коллекция определенного Дома моды или фирмы, которая может создаваться несколькими дизайнерами. Коллекции могут быть созданы для двух основных линий — от кутюр и прет-а-порте

Коллекция осень - зима 2011-2012 от Blumarine

Термин "Haute Couture" (от-кутюр) в буквальном переводе с французского означает "высокое шитьё". В наше время под ним понимают создание одежды самого высокого класса и обычно переводят как "высокая мода".

Коллекции прет-а-порте создаются знаменитыми мастерами с целью тиражирования для продажи (от фр. pret -a- porter - готовый к носке).
Выделяют четыре группы моделей готовой одежды:
• серия люкс (тираж 4-5 экземпляров);
• серия высокого качества (тираж 100-200 шт.);
• классическая серия - изделия высокого качества, но серийного производства;
• категория больших серий, не имеющая стандартных ограничений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.