Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восточное государство




Классификация государственных органов.

При всем многообразии органов государства их можно определенным образом классифицировать. В основу классификации могут быть положены разные основания. Например, по способам формирования органов государственной власти различаются органы власти, избираемые населением, избираемые или назначаемые другими органами власти и т.п.

К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением.

К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия.

В унитарных государствах система государственных органов обычно централизована и построена по иерархическому принципу. В федерациях это обычно двухуровневая система, состоящая из федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.

С точки зрения теории разделения властей структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на органы общей компетенции (глава государства, правительство) и органы специальной компетенции (министерства, ведомства; их компетенция распространяется на какую-либо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).

По процедуре принятия решений различают коллегиальные и единоначальные органы. В первом случае решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа, во втором - решение принимает единолично руководитель органа и он же несет за него персональную ответственность.

Особая роль в системе государственных органов принадлежит высшим органам государственной власти. Именно они образуют политическую основу государства, всей политической системы общества. Высшие органы государственной власти могут состоять из выбираемых лиц (депутатов) или назначаемых должностных лиц.

Высшие органы государственной власти: представительный законодательный орган (учредительное собрание, парламент), глава государства (монарх, президент), правительство (кабинет министров, совет министров) - принимают решения, обязательные для всех граждан, государственных органов, учреждений и организаций, других звеньев политической системы общества. Высшие органы государственной власти обладают структурной и функциональной обособленностью в соответствии с их предметной компетенцией. Следует учитывать, однако, что как элементы единой системы государственного механизма высшие органы власти находятся между собой в определенных функциональных связях, взаимоотношениях (распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга и т.д.).

В демократическом государстве, основанном на принципе разделения властей, высшие органы государственной власти структурно и функционально обособлены друг от друга.

Принцип разделения властей относится к числу классических принципов буржуазного конституционализма. Как политический принцип организации государственной власти он был теоретически обоснован идеологами буржуазии и получил затем свое конституционное оформление. В разделении властей, а точнее в умении "комбинировать" власти, с тем чтобы одна могла сдерживать и уравновешивать другую, французский философ Ш. Монтескье видел прочную гарантию свободы в обществе. Главный тезис Монтескье сводится к следующему: политическая свобода несовместима со злоупотреблениями, неизбежными при сосредоточении всей полноты власти в одном лице или государственном органе, и, наоборот, ей благоприятствует умеренное правление с разделением властей. Под разделением властей философ понимал установление такого порядка в государстве, при котором три власти - законодательная, исполнительная и судебная - отделены одна от другой и вверены различным государственным органам.

Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Иными словами, речь идет о такой организации государственной власти (государственного механизма), которая предполагает наличие институционализированной системы органов, которым присуща структурно-функциональная определенность и которые действуют в пределах системы как относительно автономные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием демократизма политической системы общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Причем особое значение приобретает самостоятельность и независимость парламента как общенационального представительного учреждения, в верховенстве которого и воплощается главным образом идея народного суверенитета. Одно из главных требований доктрины - органам исполнительной власти запрещается непосредственно участвовать в принятии законов. Право на их издание признается исключительно за выборным представительным органом - парламентом.

В России принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 10). Соответственно, в системе государственных органов на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Нельзя не заметить, что в современных демократических государствах все большее предпочтение отдается принципу координации и сотрудничества органов, осуществляющих государственную власть.

Особое, доминирующее положение в системе органов государственной власти занимают выборные представительные органы власти - парламенты. Парламент является высшим законодательным органом государства. Только ему как общенациональному представительному учреждению принадлежит право обсуждать и принимать законы государства, утверждать основной финансовый документ страны - государственный бюджет - и контролировать его выполнение. В парламентарных республиках парламент формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью.

Глава государства (президент, монарх) традиционно рассматривается как высшее должностное лицо и представитель государства в международных отношениях. Нередко он - глава исполнительной власти. При этом президент, например, не может заниматься какой-либо другой профессиональной деятельностью. Он возглавляет всю систему государственных органов и юридически обладает весьма широкими полномочиями. В президентских республиках не только юридическое, но и фактическое положение главы государства достаточно значимо. Причем сфера полномочий президентской власти постоянно расширяется. В некоторых современных странах (преимущественно с парламентскими формами правления) институт главы государства, по существу, утратил свою политическую роль и положение самого главы государства сведено лишь к внешней атрибутике власти: он принимает весьма скромное, незначительное участие в осуществлении государственной политики.

Конституции многих стран содержат положения, характеризующие роль президента в системе государственных органов. Эта роль в основном выражается том, что президент является главой государства, гарантом национальной независимости и территориальной целостности, верховным главнокомандующим вооруженных сил, представителем государства в международных отношениях. Президент следит за соблюдением конституции, олицетворяет единство нации и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов. (Заметим при этом, что правовое положение президента и монарха, осуществляемые ими функции во многом идентичны.)

Порядок выборов президента в современных государствах неодинаков. Президент Французской Республики избирается путем всеобщего и прямого голосования; Президент Греции - Палатой депутатов, в Индии Президент избирается членами коллегии выборщиков, состоящих из выборных членов обеих Палат Парламента и выборных членов Законодательных собраний штатов; в Италии Президент Республики - Парламентом на совместном заседании палат. В США выборщики собираются по своим штатам и голосуют по бюллетеням за президента и вице-президента, из которых хотя бы один не должен быть жителем одного с ними штата.

В сфере международных отношений президент представляет государство в международных отношениях; назначает и отзывает полномочных представителей государства в других государствах; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей других государств; руководит дипломатическими переговорами и заключает договоры с иностранными государствами, представляя их на ратификацию парламента, либо лично ратифицирует и денонсирует международные договоры (если это не требует предварительного разрешения парламента).

Полномочия президента во взаимоотношениях с высшим представительным органом власти в основном заключаются в следующем: президент обращается к парламенту с посланиями; обнародует и проводит в жизнь законы, принятые парламентом, обеспечивая в области государственного управления их точное соблюдение; созывает внеочередные сессии парламента, в соответствии с законом о выборах назначает выборы высшего представительного органа власти. Вопросы войны и мира президент, как правило, решает с согласия парламента.

В области государственного управления президент назначает премьер-министра и по его предложению - членов правительства (в республиках с президентской формой правления), назначает других государственных служащих; а также судей, награждает орденами и почетными званиями; осуществляет право помилования; в случаях, предусмотренных конституцией, назначает референдум. Президент является главой вооруженных сил; в установленном законом порядке объявляет чрезвычайное и военное положение.

Президент или лицо, выполняющее функции президента, перед вступлением в должность приносит присягу. Президент может быть смещен с поста в результате предусмотренной законом процедуры привлечения его к ответственности. Так, в соответствии с Конституцией США президент, вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если в порядке импичмента будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках.

В парламентарных республиках глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента, в президентских - глава государства правом роспуска парламента не обладает, однако его полномочия более обширны и значительны, поскольку он одновременно является и главой правительства.

Правительство - высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением, общее руководство экономикой и социально-культурной жизнью общества, охрану прав и свобод граждан. Его основная задача - проводить в жизнь законы, принятые парламентом. Правительство - орган, отвечающий за проведение социально-экономической политики в государстве, и неслучайно в некоторых современных европейских странах до 90% парламентских актов исходят от президента и (или) правительства. Согласно парламентской практике современных демократических государств проекты законов о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет государственного бюджета, могут быть внесены в парламент только при наличии заключения правительства. Это дает возможность правительству, отвечающему за исполнение государственного бюджета, расходование финансовых средств, своевременно и непосредственно влиять на содержание законов, играющих важную роль в жизни государства.

Правительству подчинен, как правило, мощный административно-управленческий аппарат. Значительную его часть составляет чиновничество различных департаментов, министерств и ведомств, обладающее зачастую весьма существенными привилегиями.

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и прав граждан. Отсюда и наличие сложной, бюрократически разветвленной системы управленческих органов (аппарата управления) и мощного "отряда" чиновников.

Органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, государственные службы и органы других наименований) формируются с учетом стоящих перед ними задач и характером осуществляемых ими функций. Эффективность работы таких органов в значительной степени зависит от продуманного и четкого разграничения полномочий между ними.

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В России, например, согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.

Некоторое представление о примерной структуре органов исполнительной власти современного государства (без органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства) может дать структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Она включает: федеральные министерства (по атомной энергии, по налогам и сборам, по связи и информатизации, образования, культуры, финансов, природных ресурсов и др.); государственные комитеты Российской Федерации (по статистике, по физической культуре, спорту и туризму, по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др.); федеральные комиссии России (по рынку ценных бумаг, энергетическая комиссия); федеральные службы России (архивная служба, земельного кадастра, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и др.); Российские агентства (авиационно-космическое агентство, по системам управления, по государственным резервам и др.); федеральные надзоры России (горный и промышленный надзор, по ядерной и радиационной безопасности); иные федеральные органы исполнительной власти (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ).

В механизме государства именно управленческий аппарат (система органов исполнительной власти) подвержен наиболее частым структурным перестройкам. Об этом свидетельствуют многочисленные правительственные кризисы и смены состава кабинетов министров в современных европейских государствах, частые структурные перестройки органов исполнительной власти в России после 1993 г.

В механизм многих государств входят также муниципалитеты, т.е. выборные органы власти на местах и их исполнительный аппарат. В России согласно Конституции РФ 1993 г. местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В демократических государствах судебные органы, а также армия, полиция, разведка, принудительные учреждения (тюрьмы) используются главным образом для защиты конституционного строя и государственной безопасности.

Основной задачей суда является защита прав и свобод граждан, осуществление правосудия, охрана правопорядка, обеспечение законности и общественной безопасности. В системе судебных органов могут быть суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), конституционные суды (высшие органы конституционного надзора и контроля), арбитражные суды, административные суды. В разных странах структура судебных органов имеет свои особенности. Звеньями судебной системы (как совокупности судебных органов, обладающих различной компетенцией) могут быть верховные суды, окружные, апелляционные и т.д. Существует дифференциация судебных органов в зависимости от категорий рассматриваемых дел (гражданские, уголовные дела) и специализации судей. В некоторых государствах действуют мировые суды. Они являются низшим звеном судебной системы и рассматривают, как правило, незначительные (мелкие) гражданские и уголовные дела в упрощенном порядке.

Современные демократические государства закрепили в своих конституциях главные принципы организации и деятельности судебных органов: независимость и неприкосновенность судей, доступность правосудия, гласность и подзаконный характер деятельности (судебные органы действуют на основе закона и не вправе отступать от требований закона), состязательность, национальный язык судопроизводства.

Важное место органов правосудия в системе государственного механизма предопределено правовыми гарантиями самостоятельности и независимости осуществления судебной деятельности, особым порядком создания и формирования судов (жесткие требования к кандидатам на судейские должности, четко установленный порядок их выдвижения и т.п.). Самостоятельность судебной деятельности означает, что суды действуют независимо от других органов государственной власти, а принимаемые судом решения не нуждаются в санкционировании какими-либо государственными органами: судебные акты могут быть отменены только вышестоящими судами в соответствии с установленными процедурами. В то же время ни один иной государственный орган не вправе присвоить себе полномочия по осуществлению судебной деятельности, которая является исключительной прерогативой суда. Жизнь, имущество и достоинство судей в демократическом государстве, как правило, находятся под защитой государства.

Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В России органы прокуратуры представляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. К органам прокуратуры относятся также военные и другие специализированные прокуратуры (например, по надзору за законностью в местах лишения свободы).

В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, производство (наряду с органами внутренних дел и органами государственной безопасности) предварительного расследования.

Деятельность прокуратуры реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.

В систему государственных органов входят также органы налоговой полиции, органы таможенного контроля, государственные нотариальные конторы и др.

Нотариат представляет собой систему органов, в функции которых входит засвидетельствование документов и их копий, удостоверение сделок, договоров, доверенностей, оформление наследственных прав, принятие мер к охране наследственного имущества и т.д. Основной задачей нотариата является охрана прав и законных интересов граждан и организаций, оказание им содействия в осуществлении этих прав и интересов, обеспечение законности и правопорядка. Деятельность нотариата осуществляется с соблюдением тайны совершаемых нотариальных действий.

Важным и весьма специфическим институтом современного демократического государства является институт "омбудсмена" - Уполномоченного по правам человека. Законодательство Российской Федерации определяет его как гаранта в виде государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным по правам человека, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения. Независимость деятельности Уполномоченного гарантируется его иммунитетом.

К основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, условий содержания подозреваемых в местах предварительного заключения и т.д.

Традиционно в демократических государствах назначает на эту должность и освобождает от нее парламент. В настоящее время в парламентской практике все чаще встречаются случаи назначения нескольких уполномоченных по правам человека (уполномоченные по правам инвалидов, детей, военнослужащих).

До тех пор пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения, демократические государства будут вынуждены поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории. Для этого демократическое государство располагает боеспособной армией (вооруженными силами), органами внешней разведки и контрразведки, пограничными, железнодорожными и другими специальными войсками. Армия, кроме того, необходима для выполнения международных обязательств государства.

Особая роль в обеспечении законности и защите правопорядка принадлежит органам внутренних дел. Полиция (милиция) обеспечивает общественный порядок и безопасность граждан, борется с преступностью.

Определенную роль в системе государственных органов играют вспомогательные, обслуживающие структуры, а также разного рода государственные учреждения, предприятия, организации и публичные службы. Это, прежде всего, государственные организации, учреждения, службы, призванные оказывать общественные услуги, но не наделенные полномочиями властного характера: системы телефонной и почтовой связи, транспортные и энергетические системы, научные и образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и т.д.

В систему механизма государства входят и особые государственные учреждения, способствующие реализации принимаемых государственными органами решений. Речь идет о системе принудительных учреждений, исполнительном аппарате судебных, других правоохранительных органов (судебные исполнители, судебные приставы, тюремные надзиратели и т.д.).

Для проведения своей политики и более эффективной реализации функций государство использует средства идеологического воздействия и, прежде всего, средства массовой информации, которые находятся в государственной собственности (печать, телевидение, радио).

Очевидно, что разносторонняя деятельность органов, служб, других структур, составляющих механизм государства, требует соответствующего материально-технического и финансового обеспечения. Оно реализуется через такие формы, как составление государственного бюджета, государственное регулирование налогов и сборов, управление принадлежащей государству собственностью. Кроме того, деятельность государственных органов, учреждений и служб обеспечивается наличием разного рода материальных (вещественных) "придатков": система охраны, транспорт, средства связи, помещения, коммуникации и т.п.

С развитием государства могут появляться новые разновидности государственных органов. В условиях научно-технического прогресса более отчетливой становится тенденция к дифференциации и специализации государственных органов и вместе с тем совершенствуется механизм взаимодействия между различными системами государственных органов и между конкретными органами (сотрудничество и координация) в решении общих государственных задач.

 

Рекомендуемая литература:

1. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие / под ред.
М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2008. – 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2007. – 832 c.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред.
М.М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

 


Тема 4. Проблемы типологии государства: ведущие подходы

1. Единая типология государств: реальность или миф?

2. Восточное государство

3. Рабовладельческое государство

4. Феодальное государство

5. Буржуазное (капиталистическое) государство

1. Единая типология государств: реальность или миф?

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количеств государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

С точки зрения марксизма под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, — каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий типа государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, "профеодальное").

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить "восточное государство", "азиатский способ производства" и "профеодализм". Пора по-новому подойти и к характеристике "посткапиталистического" государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство — Китайская Народная Республика — продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим "Запрещено все, кроме разрешенного законом".

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим "Разрешено все, что не запрещено законом". Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства вы-борны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизаци-онный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

 

До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства ("азиатский способ производства") требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, "пирамидальную" структуру общества: на верху пирамиды — монарх (цари, фараон и т.п.), ниже — его приближенные, еще ниже — чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды — общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государством.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций: 1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений); 2) финансовую — взимание податей; 3) военную — оборона своей территории или захват чужих территорий; 4) подавления сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

Организация государственной власти в странах Древнего Востока чаще всего принимала форму "восточной деспотии", при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю — наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.