Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовая графика PostScript

DXF

JPEG

TIFF

GIF

PCX

Основные форматы

Сжатие с потерями

 

Сжатие с потерями используется в телевизионной рекламе, компьютерных играх, анимации. Здесь некоторый аспект исходных данных теряется (отбрасывается). Отбрасывается то, что, например, по телевидению не воспринимается глазом. В основном отбрасывается информация о цветовых оттенках. В критичных приложениях, например, в медицине, метод не используется. Наиболее распространен алгоритм сжатия JPEG. Этот формат придуман Объединенной группой экспертов по фотографии (Joint Photographic Experts Group), файлы обычно имеют расширение .jpg. Метод лучше всего работает с изображениями фотографического качества. Алгоритм начинается с разделения информации на цвет и яркость. Анализируются группы пикселов (например, квадраты 9х9 пикселов) и определяется разница между ними. Фиксируется информация не о пикселах как единицах изображения, а о динамике изменения их цвета и яркости. Для получения этой информации используется специальный математический аппарат. Сжатие с потерями приводит к тому, что резкие линии выглядят слегка размытыми, в областях однотонной окраски появляются переливы. Т.к. эти эффекты присутствуют и на реальных фотографиях, указанный эффект не заметен. Размеры сжатого файла могут составлять менее 5% исходного.


 

Можно насчитать около 50 различных графических форматов. Рассмотрим только наиболее известные.

 

 

Формат растровый, один из самых старых и распространенных, хотя и не признанный в качестве официального стандарта. Первоначально использовался в программе Paintbrush фирмы Zsoft. Расширение - * .pcx. Поддерживается почти всеми программами растровой графики. Имеет много версий (около 5). Поэтому современная версия для 24-разрядного цветового режима не воспринимается старыми программами. Существуют версии для 1-2-4-8-24-битового цвета. Изображения могут быть монохромными, с палитрами цветов или с полными 24-битовыми цветами RGB. Оттенки серого не воспроизводятся, шкалы для отображения оттенков серого в формате нет. Формат аппаратно зависим (EGA, VGA). В основном новые версии выпускались в связи с появлением новых адаптеров. Используется сжатие методом RLE (групповое сжатие). За счет этого размер файла уменьшается на 40-70% для 16 и менее цветов, на 10-30% для 256 цветов. Сжатие используется всегда.

Файл формата PCX содержит 3 части: заголовок, растровые данные и (в более поздних версиях) палитру с количеством цветов до 256. В заголовке 128 байт. Там записаны номер версии, информация о разрешении (в dpi) отпечатанного или отсканированного изображения, информация о размерах (в пикселах), количестве байтов на строку развертки, количестве битов на пиксел и количестве цветовых плоскостей. В заголовке может быть информация о наличии палитры и код, указывающий на то, какая палитра используется. В ранних версиях для 4-и 16-цветных изображений информация о палитре была в заголовке. Это порождает несовместимость.

Формат целесообразно применять для нефотореалистических изображений (фотореалистические изображения плохо сжимаются). Основное достоинство - широкая распространенность. Ограничения и недостатки:

· цветовая палитра до 256 цветов;

· не поддерживаются изображения с оттенками серого;

· не поддерживаются цвета CMYK и другие системы цветов, отличные от RGB;

· размер изображения до 64000 64000 пикселов;

· многообразие вариантов порождает проблемы считывания (воспроизведения);

· групповое сжатие неэффективно для изображений, полученных при помощи сканера или видео, размер файла может даже увеличиться;

· формат поддерживается только на PC-платформе, не поддерживается на Macintosh и в UNIX. Это самый распространенный PC-формат.

 

 

Формат растровый. GIF - Graphics Image Format. Он был предложен для сети Compuserve, по которой обмениваются различной информацией, в том числе в большом объеме - графическими файлами. Расширение - *. gif. Понимается почти всеми растровыми редакторами, большинством издательских пакетов, векторными редакторами, поддерживающими растровые объекты. Для сжатия используется алгоритм LZW.

Формат поддерживается различными платформами. Сейчас он служит также для обмена данными мультимедиа. Спецификации формата GIF свободно распространяются Compuserve. Но в начале 1995 г. появилось сообщение, что компания Unisys приобрела патент на алгоритм, реализованный в формате GIF. Из этого следует, что каждая фирма-разработчик графических приложений, поддерживающих GIF, должна платить за лицензию на использование этого формата. Пока подтверждения этому нет.

Файл формата GIF состоит из последовательности блоков. Блок заголовка (6 байт) хранит тип файла (GIF) и версию (87а или 89а). Блок дескриптора логического экрана (LSD - logical screen device) описывает область устройства (дисплей или принтер) для вывода следующего за ним изображения (или изображений - файлы GIF могут хранить несколько изображений, идущих последовательно как слайды). Указывается в пикселах ширина и высота логического экрана для вывода изображений, цвет фона (цвет логического экрана), будет ли для вывода изображения использована глобальная (единая для всех изображений) таблица цветов, коэффициент прямоугольности (ширина и высота) пикселов начального изображения. Блок дескриптора изображения задает размеры изображения и его позицию на логическом экране (относительно левого верхнего угла) и информирует, будет ли использоваться локальная таблица цветов. Таких блоков может быть 1 или более. Файл содержит по крайней мере 1 таблицу цветов. Она может быть глобальной (единственной) и/или локальной (несколько таблиц). После всей служебной информации следует сжатый методом LZW блок данных изображения. Завершает файл блок концевика, который носит только индикаторный характер. Последняя версия (89а) имеет расширения, позволяющие добавлять к рисунку текст аннотации. Причем можно сделать аннотацию как отображаемую на экране, так и не отображаемую. Этот блок размещается (если он есть) перед данными.

Файлы GIF компактны. Их достоинство - многоплатформность, свободное распространение, возможность хранения множественных изображений, сочетания изображений и текста. Ограничения и недостатки:

· 24-битный цвет поддерживает только до 256 цветов;

· отсутствует возможность сохранения градаций серого;

· не поддерживается система цветов CMYK;

· размер изображения - до 64К 64К пикселов.

 

 

Формат растровый. TIFF (Tagged Image File Format) дословно переводится как формат файла помеченного изображения. Формат является результатом объединения усилий компаний Aldus и Microsoft, направленных на преодоление трудностей переноса графических файлов между IBM-совместимыми компьютерами и Macintosh. Формат работает также в UNIX-системах. Появление TIFF положило также конец некоторому беспорядку в области программного обеспечения для сканеров.

Существует 5 типов TIFF-файлов: B - черно-белые иллюстрации, F - изображения для факсов, G - полутоновые изображения (каждая точка может быть любой степени серого от 0% - белый цвет, до 100% - черный), P - цветные изображения, использующие собственную цветовую палитру, R - фотореалистические изображения в RGB-представлении. Имеются "диалекты" формата, что создает трудности его понимания различными программами. Сейчас используются версии 5.0 и 6.0. Расширение - *. tif.

TIFF хранит данные в помеченных (tagged) полях. Поле каждого типа содержит некоторые детали рисунка. Это позволяет при чтении файла пропускать неизвестные или ненужные поля. При необходимости вводятся новые типы помеченных полей, что обеспечивает универсальность формата ценой потери совместимости.

Формат очень удобен, но файлы велики. Например, файл формата А4 в цветовой модели CMYK (собственная цветовая палитра!) с разрешением 300 dpi занимает около 40 М. А это обычные параметры высококачественной печати. Достоинством являются надежность, большие возможности. Это лучший растровый формат обмена между Macintosh и PC. С той или иной степенью детализации он "понимается" множеством программ. Можно использовать различные методы сжатия. Метод сжатия указывается в одном из полей. Можно работать с оттенками серого. Универсальность формата порождает его основной недостаток: неупорядоченность структуры и вытекающую из этого несовместимость.

 

 

Joint Photographic Expert Group (JPEG) - формат объединенной группы экспертов по фотографии. Это объединение действует под эгидой ISO (ведущей международной организации стандартов) и CCITT (организации стандартов в области телефонии, радио, телевидения и т.д.). Формат дает наилучшее сжатие для фотографических (растровых) изображений. Расширение - *. jpg или *. jif (JPEG+TIFF). Последняя версия - 1991 г. Есть ранние, не совместимые с другими реализации. JPEG “понимается” рядом графических редакторов. Это не столько формат, сколько метод сжатия. Он реализован программно на PC, Macintosh и аппаратно (это наиболее эффективно, есть специальные чипы). Программное сжатие работает гораздо медленнее аппаратного. Возможно сжатие до десятых долей исходного файла (до 100:1). Такой результат получается за счет сжатия с потерями. Но теряется то, что для глаза незаметно. Существует формат JPEG+TIFF (TIFF 6.0), допускающий сжатие JPEG. Имеется также формат JFIF. Это вариации JPEG.

Рассмотрим основные этапы сжатия. Большинство реализаций JPEG сначала преобразуют систему цветов RGB в YUV (Y - яркость, U и V - характеристики цвета). Т.к. человеческий глаз больше воспринимает изменение яркости, нежели изменение цвета, программа сжатия больше внимания уделяет данным о яркости. На одну выборку цвета делается от 2 до 4 выборок яркости. Это источник экономии. Далее выполняется дискретное преобразование массива данных об интенсивности в массив данных о частоте изменения интенсивности. После ряда частотных преобразований используется модифицированное кодирование методом Хаффмана.

 

 

DXF - Drawing Interchange Format. Это формат обмена рисунками AutoCAD фирмы AutoDesk. Формат векторный. “Понимается” большинством САПР, Corel Draw, издательскими системами. Стандарт "де факто" для обмена чертежами. Позволяет отобразить от черно-белого до 16 млн. цветов. В основном используется для PC, есть реализации на Macintosh, UNIX. Основа - язык графических метафайлов. Это означает, что хранится не само изображение, а его описание. AutoCAD использует плавающую арифметику. Это позволяет выполнять очень точные вычисления. Но большинство векторных редакторов применяет только целочисленную арифметику. Это порождает потерю информации, искажение рисунка. Степень искажения зависит от вида работы.

Формат имеет 2 формы: ASCII и бинарную. Бинарная форма появилась в AutoCAD версии 10. Цифровые коды и данные хранятся не в ASCII, а в двоичном виде. При этом размер файла уменьшается примерно на 25%, скорость чтения увеличивается в 5 раз, но теряется возможность визуальной расшифровки формата.

Объекты в файле DXF задаются парами величин: кодами групп и следующими за ними значениями групп. Коды указывают цель использования значений. Данные внутри файла разделены на 4 секции. Секция заголовка содержит общую информацию: цвет, толщина линий по умолчанию, размеры рисунка и т.д. Эти сведения обычно игнорируются системами, отличными от САПР (векторными редакторами, издательскими системами и др.). Секция таблиц содержит данные о координатных системах и слоях объектов. Они тоже, в основном, используются САПР. В секции блоков векторные объекты группируются по именам. Секция элементов содержит описания всех геометрических объектов. Это самая большая часть файла. Примеры элементов: POINT, LINE, CIRCLE, 3DFACE, TEXT и др. Описываются объекты числовыми и ASCII или двоичными кодами. Сначала указывается код элемента, потом код слоя, цвет и др. характеристики, затем - параметры элемента.

Достоинства: распространенность, широкая цветовая палитра, возможность описания трехмерных изображений. Недостатки: неэффективность хранения данных, ASCII-форма медленно читается. Полная реализация стандарта очень сложна, особенно для трехмерных изображений.

 

Это стандарт de facto для настольных издательских систем. Изначально формат предназначался для компьютеров Macintosh и их периферии (принтеров и других устройств вывода). Сейчас он используется на PC- и UNIX-платформах как для вывода, так и для хранения и передачи изображений, особенно в формате инкапсулированного PostScript (Encapsulated PostScript - EPS). Тип изображения - векторное и bitmap (векторное и растровое). По типу формата PostScript относится к языкам описания страниц. EPS - подмножество языка Adobe PostScript, владельцем которого является Adobe Systemc Inc. Файлы имеют расширение *.eps.

Базовая графика PostScript имеет 4 варианта: Level 1, Level 2, Encapsulated PostScript, Display PostScript. Level 1 - исходное подмножество языка. Используется, в основном, для черно-белой графики до 8 бит глубиной. Может также работать в RGB и CMYK. Level 2 включает Level 1 и ряд усовершенствований. Используются различные методы сжатия, колориметрия. Глубина цвета до 32 бит. Вместо ASCII-кода можно использовать бинарный код. EPS описывает одну страницу, которая без модификации включается в большие PostScript-документы. В основном используется для обмена. Допускает 24-битные RGB и HSB, 32-битный CMYK, индексирование палитры цветов. EPS “понимается” большинством издательских систем. Интерпретаторы Display PostScript являются аппаратно-независимыми интерфейсами для мониторов в режиме реального времени. Они поддерживают многозадачность, окна и т.д.

PostScript по сути является языком программирования. Он похож на язык программирования FORT. PostScript очень детализирован, из-за чего интерпретатор занимает большой объем памяти. Руководство по 2 редакции языка содержит более 700 страниц. PostScript позволяет описать документы в сотни страниц с включением в текст рисунков и установок для печати. Имеются средства эскизного просмотра, линейого преобразования изображений (в том числе векторных шрифтов). Можно получить до 12 разрядов глубины серого, 36-битовый RGB. Язык имеет большие возможности, прекрасно служит для согласования различных платформ при цветных и черно-белых изображениях. Для bitmap-изображений он обычно неэффективен. К недостаткам следует отнести жесткую ориентацию языка на принтеры PostScript. Для других принтеров на месте изображения печатается пустая рамка.

 

Основная литература

 

1. Шикин Е.В., Боресков А.В. Компьютерная графика.- М.:"Диалог-МИФИ", 1995.

2. Шикин Е.И., Боресков А.В., Зайцев А.А. Начала компьютерной графики. - М.:"Диалог-МИФИ", 1993.

3. Уилтон Р. Видеосистемы персональных компьютеров IBM PC и PS/2. Руководство по программированию. - М.: Радио и связь, 1994.

4. Григорьев В.Л. Видеосистемы ПК фирмы IBM. - М.: Радио и связь, 1993.

5. Фролов А.В., Фролов Г.В. Программирование видеоадаптеров. - М.: Диалог-МИФИ, 1995.

6. Фролов А.В., Фролов Г.В. Графический интерфейс GDI в MS Windows. - М.: Диалог-МИФИ, 1994.

7. Семенков О.И., Абламейко С.В., Берейшик В.И., Старовойтов В.В. Обработка и отображение информации в растровых графических системах. - Минск, Наука и техника, 1989.

8. Роджерс Д., Адамс Дж. Математические основы машинной графики. - М.:Машиностроение, 1980.

9. Гилой В. Интерактивная машинная графика. - М.: Мир, 1981.

10. Карриган Дж. Компьютерная графика. Секреты и решения. - М.: "Энтроп", 1995.

11. Климов А.С. Форматы графических файлов. - Киев, "ДиаСофт", 1995.

 

Дополнительная литература

 

1. Павлидис Т. Алгоритмы машинной графики и обработки изображений. - М.: Радио и связь, 1986.

2. Эндерле Г., Кэнси К., Пфафф Г. Программные средства машинной графики. Международный стандарт GKS. - М.: "Радио и связь", 1988.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Арифметическое сжатие | Regional transport systems of the world (part 4)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.