Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикуляция. Движения, выполняемые органами речи в процессе произнесения звуков, называются артикуляцией

Работа речевого тракта. Поступая из легких и проходя через гортань, воздух проходит через голосовые связки. Колебания этих связок возбуждают резонаторы голосового тракта и формируют звук. Резонаторы речевого тракта, форму которых человек может изменять при помощи активных органов речи, формируют звуковую окраску голоса.

Заметим, что хотя пассивным органам речи отведена вспомогательная роль, их значение нельзя преуменьшать. Отсутствие, например, нескольких зубов нижней челюсти может привести к заметным дефектам речи (шепелявое произношение).

В зависимости от того, какие звуки и как произносит человек, может работать либо одна из полостей, либо обе полости. Носовые звуки произносятся при закрытом рте. Что же касается остальных звуков, то в их формировании принимают участие как носовая, так и ротовая полость.

Голосовые связки. Колебания голосовых связок, расположенных на входе в гортань, формируют в речевом потоке озвученную компоненту. Голосовые связки не работают, когда человек говорит шепотом.

Индивидуальные модели мира формируются у адресанта и у адресата только на основе тех физических и социальных ограничений, которые среда и социум накладывают на человека. При этом имеется некоторая общность моделей адресанта и адресата, определяемая тем, что и адресант и адресат живут и действуют в одной и той же физической среде. Имеются и определенные различия, поскольку социальная среда у адресанта и у адресата может отличаться. Различается, также, по составу и связям (генетически), физическая структура отдельных блоков всей коммуникационной системы (один из них может быть моцартом, другой - сальери). Различаются традиции и конкретные условия формирования семантических представлений. Несмотря на отличия в составе моделей мира адресанта и адресата, их общая часть может оказаться достаточно большой - в этом случае и появляется принципиальная возможность коммуникации.

Сообщение может быть понято адресатом только в том случае, если последний осуществляет выбор из множества альтернатив, то есть и у адресанта и у адресата имеется общая модель мира (контекст), в рамках которой и осуществляется этот выбор.

Структура коммуникационной системы человека

Р.О. Якобсон [3] интерпретировал идеи К. Шеннона для лингвистики. В модели коммуникации, или речевого события, по Якобсону (рис. 3), участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое реализовано с помощью кода. Контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой.

 

Рис. 7.3. Модель Р.О. Якобсона

В такой постановке структура коммуникационной системы для организации речевого поведения выглядит следующим образом (Рис. 4).

 

 

Рис. 7.4. Структура коммуникационной системы для организации речевого поведения. Она симметрична, поскольку адресант не отличается ничем от адресата. Здесь: (1) индивидуальная многомодальная модель мира правого полушария, (2) социализированная модель мира левого полушария, (3) подсистема управления синтезом речи (4) артикуляторные органы, (5) периферия слуховой подсистемы, (6) подсистема распознавания речи.

Как у адресанта, так и у адресата, имеются многомодальные модели мира, сформированные при их обучении (совместном обучении), в соответствующих иерархических структурах. Эти модели состоят из двух частей: индивидуальной модели мира, которая формируется у правши в правом доминантном полушарии, и социализированной модели мира, сформированной в левом полушарии.

 

  1. Структура передатчика информации – артикуляторной системы человека

На рис. 5 представлена сильно упрощенная схема речевого тракта человека [22]. «Двигателем» этой системы являются легкие. При выдохе воздух из легких поступает через трахею в гортань, а затем в ротовую и носовую полость.

Рис. 7.5. Речевой тракт человека.

Схематически движение воздуха показано на рис. 6. Как видите, на выходе из гортани поток воздуха может раздваиваться, поступая одновременно в носовую и ротовую полость.

Рис. 7.6. Схема прохождения воздуха при формировании звука.

Органы, расположенные в ротовой полости, наряду с голосовыми связками, играют решающую роль в формировании звуков. Что же касается носовой полости, то она служит резонатором, усиливая колебания определенных частот.

 

 

Активные и пассивные органы речи. Все органы, участвующие в формировании речи, можно разделить на активные и пассивные органы. При этом в процессе речи активные органы совершают различные движения, формируя звуки. Вот активные органы речи:

· голосовые связки;

· язык;

· губы;

· мягкое небо;

· язычок;

· задняя спинка зева;

· нижняя челюсть.

Пассивные органы речи играют вспомогательную роль. Они, в частности, определяют форму полостей, от которой, в свою очередь, зависят резонансные свойства этих полостей. Следующие органы речи являются пассивными:

· зубы;

· альвеолы;

· твердое небо;

· верхняя челюсть.

 

Артикуляция является сложным процессом, описание которой охватывает до дюжины различных признаков. Процесс артикуляции состоит из трех фаз [23]:

· приступ (экскурсия);

· выдержка;

· отступ (рекурсия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правило Байеса | И, наконец, на фазе отступа органы речи переводятся в спокойное состояние
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.