Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар и его свойства




Третий вопрос: Трудовая теория стоимости.

Второй вопрос: Общественные формы продукта.

Натуральный продукт.

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей. Стоит отметить, что полезность – это все, что удовлетворяет любые потребности (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, наркотики). Сами потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так и духовными потребностями.

Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а множество полезностей, или образно говор, «пучок полезностей». Так, из картофеля можно приготовить более 100 блюд, из нефти -–огромное количество предметов потребления. По мере развития общества появляются новые свойства продукта.

Продукт планомерной организации называется непосредственно общественной потребительной стоимостью. Он имеет, как и натуральный продукт, только полезность или «пучок полезностей». Однако, непосредственно общественная потребительная стоимость отличается от натурального продукта своим происхождением: она есть результат, форма реализации планомерной связи.

Продукт товарной формы называется товаром. К проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Одни рассматривали товар с точки зрения потребления, другие – с точки зрения производства, третьи с точки зрения психологических оценок его субъектами экономики.

Представители классической школы У. Петти (1623-1687), А. Смит (1723-1790), Д. Рикардо (1772-1823) и другие явились создателями трудовой теории стоимости. Эта теория получила законченное развитие в работах К. Маркса (1818-1883).

Товаром называется продукт труда, предназначенный для обмена. Обмен предполагает отношения между производителем и потребителем. Тем самым товар выступает носителем ПО.

Товар в процессе обмена можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. При этом обнаруживаются два свойства товара, два фактора товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. Со стороны качества: - товар – полезная вещь, способная удовлетворить какую-либо человеческую потребность. Это свойство товара называется потребительской стоимостью. С другой стороны, товар имеет способностью обмениваться в известных пропорциях на другие товары. Это свойство товара называется меновой стоимостью. Чтобы стать товаром, продукт труда должен создаваться для удовлетворения потребностей не самого производителя, а других членов общества, должен представлять собой общественную потребительскую стоимость. Но не всякая потребительская стоимость имеет меновую стоимость, т.е. является товаром. Если крепостной крестьянин произвел хлеб и отдал его в качестве оброка помещику, то он произвел потребительскую стоимость не для себя, а для других, т.е. общественную потребительскую стоимость. Но она не является товаром, так как передана в руки других безвозмездно, даром. Чтобы продукт функционировал как товар, он должен переходить из рук в руки не безвозмездно, а в обмен на что-то, на какие-то другие потребительские стоимости в той или иной пропорции. Он должен, другими словами, общественной потребительской стоимостью, но и меновой стоимостью.

Таким образом, в условиях товарного производства потребительная стоимость становится вещественным носителем особого общественного свойства – меновой стоимости. В этом заключается специфическая черта потребительной стоимости товара, в отличие от потребительных стоимостей таких вещей, которые не функционируют в качестве товаров. Потребительная стоимость и меновая стоимость представляют собой диалектическое единство.

Меновая стоимость прежде всего представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода – соотношения, постоянно меняющегося в зависимости от времени и места (т.23.с.44).

Если, например, пара сапог обменивается на один костюм, то это означает, что меновая стоимость пары сапог равна одному костюму. Пропорции, в которых одни виды товаров обмениваются на другие, не являются постоянными, раз и навсегда данными. Они изменяются, и поэтому на поверхности явлений меновая стоимость товара кажется чем-то случайным, не имеющим внутренней, устойчивой основы.

Что вообще позволяет приравнивать друг к другу разнородные товары, обладающие самыми различными физическими, химическими свойствами и удовлетворяющие несоизмеримые между собой потребности? Приравнивание разнородных товаров друг к другу предполагает, очевидно, их объективное равенство до обмена.

Значит, есть третье, скрытое свойство товара:

1. Различные меновые стоимости выражают нечто одинаковое.

2. Меновая стоимость может быть лишь способом выражения, лишь формой проявления какого-либо отличного от нее содержания.

“Как потребительные стоимости товары отличаются, прежде всего, качественно, как меновые стоимости могут иметь лишь количественные различия – не включают в себя – по выражению Маркса, - ни одного атома потребительной стоимости”. Если отвлечься от потребительной стоимости, то тем общим, что содержится в товарах и делает их соизмеримыми, является труд.

Все товары – продукты труда. Приравнивая товары друг к другу, товаропроизводители приравнивают заключенный в этих товарах труд. Они, как правило, не осознают это, но они это делают.

Овеществленный в товаре труд образует стоимость товара. Стоимость лежит в основе тех пропорций, в которых один товар обменивается на другой. Стоимость тесно связана с меновой стоимостью, но это не тождественные категории. Стоимость является внутренним свойством товара, меновая же стоимость есть внешнее проявление стоимости, форма ее проявления. Воплощенный в товарах труд товаропроизводителей может проявляться только косвенным путем – путем обмена одних товаров на другие. Единственный созидатель стоимости – труд. Каковы бы ни были природные качества того или иного товара, он обладает стоимостью лишь потому, что в нем воплощен человеческий труд.

Как стоимости товары есть простые сгустки человеческого труда.

Труд – целесообразная деятельность, человеческий труд образует стоимость. Но сам труд не есть стоимость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, предметной форме. Для того, чтобы стоимость холста была выражена как сгусток человеческого труда, она должна быть выражена как особая «предметность», которая вещно????? отлична от самого холста и то же время общна?????? ему и другому товару. Например, в меновом отношении 20 аршин холста = 1 сюртук.

Как измерить величинустоимости товара?

Очевидно, количеством содержащегося в ней труда. Количество труда измеряют его продолжительностью – рабочим временем. Рабочее время – в часах, днях.

Создается видимость, что чем больше тратится времени, тем лучше, т.е. чем ленивее человек, тем больше времени он тратит, тем дороже вещь он производит.

Но тот труд, который образует субстанцию стоимости есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же Рс (вся Рс функционирует как общественная средняя Рс) и употребляется на производство товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время.

Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем данном уровне умелости и интенсивности труда.

Это время, в которое производится подавляющая масса товаров, удовлетворяющая общественную потребность в этом товаре.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.