Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы приватизации в России

Первый этап (преимущественно ваучеры) на 1992-1994 гг.

Российский ваучер не был именным, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных производственных фондов на 1 июля 1992 года. Это позволило произвести в короткие сроки масштабные ваучерные вложения (консолидированные крупные пакеты ваучеров) на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

Трудовые коллективы на ваучерном этапе приватизации большие по мировым меркам льготы. Это объяснялось стремлением власти провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов.

По итогам ваучерной приватизации контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние инвесторы (акционеры – трудовые коллективы). Далее пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних увеличилась почти вдвое.

Результаты ваучерной приватизации оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное было достигнуто: в Росси началось формирование институциональных основ рыночной экономики. Наметились вполне определенные изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 года корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тысяч ОАО (40 миллионов акционеров). Причем не менее 10% акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 года количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив, соответственно, 50,5% и 49,5% их общего числа. В 1995 году весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

Второй этап приватизации после июля 1994 года.

По замыслу ваучерную приватизацию должен сместить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы за «живие» деньги. Должен был заработать фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации с 1995 года. Он имел две основных цели:

1. пополнение государственного бюджета;

2. инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не могла эффективно работать по следующим причинам:

Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухающего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных компаний.

Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных сложений – рынок государственных ценных бумаг.

В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на первый план выдвинулась задача поступления в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

В1995-1996 гг. не была достигнута главная фискальная цель приватизации - невыполнения по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время начатую тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной для мировой практики) схемы, так называемых залоговых аукционов (осень-зима 1995 года). В соответствии с этой схемой правительство (государственный бюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенных под залог, проведены тендеры, победителями которых призваны банки, предложившие наиболее крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок 1 сентября 1996 года) в случае не возврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии бюджета) залогодержатель получал право продавать залоговые пакеты погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. Все залогодержатели предпочли не продавать пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых акционеров около 1 миллиарда долларов. Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками. А после аукционов - между банками и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить корпорации не допуская представителей банков к финансовой информации, тормозя, таким образом, реконструкцию предприятия (например, противостояние «Новосибирского никеля» и ОНЭКСИМбанка).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. На их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики. В России залоговые аукционы закрыты были для большинства банков, создавались условия только для «своих». Суммы залогов поэтому по различным оценкам оказались в 3-5 раз ниже того, что можно было получить на открытых торгах.

Третий этап приватизации в 1996 году.

Вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ».

Первый метод: Закон делает основной акцент на приватизации не предприятий (большая часть уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг (сертификаты).

Второй метод: Льготы трудовым коллективам сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены). Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно на основании уставного капитала балансовой оценки и рыночной стоимости (третий метод). Четвертый метод: восстанавливается давно забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

С 1997 года предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию, прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествующих массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта нацелена на максимальное поступление в бюджет (федеральный). Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость, по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду.

Крупнейшими сделками в 1997-1998 гг. Стали продажи пакетов акционерных компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков. Возникли снова конфликты между потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации. Выделяется 5 типов предприятий:

- региональные и национально-естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и другие);

- акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;

- акционерные общества, акции которых могут быть проданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе и ФГП) с сохранением у государства «золотой акции»;

- акционерные общества, пакеты которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;

- все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.

В I квартале 1998 года пакеты акций, находящихся в федеральной собственности, по величине доли в уставном капитале акционерного общества распределились следующим образом: более 50% - 831 АО, от 25 до 50% - 2004 АО, до 25% - 1400 АО, «золотая акция» - 631 АО. Всего на начало 1998 года в России зарегистрирована 31 000 акционерных обществ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пятый вопрос: Приватизация в пореформенной России | I Formation of the English national Language
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.