Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.6. Отечественная философия 3 страница




 

1) элементарные, являющиеся условиями успешного выполнения отдельных действий (зрительная память, глазомер, быстрый счет, критичность мышления и др.);

 

2) сложные, обеспечивающие возможность успешного осуществления комплекта формы деятельности в целом и достижения в ней высоких результатов (музыкальные, математические, технические, политические, научные и др.).

 

Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называются одаренностью. Талант – уровень способностей, позволяющий получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты. Гениальность – высшая степень творческой одаренности. Гений от таланта отличается не столько уровнем способностей, сколько общественно-исторической значимостью, величием своих деяний, поэтому гений – явление не столько психологическое, сколько социокультурное.

 

Способности развиваются на основе задатков – генетически обусловленных особенностей строения и функционирования мозга. Природные задатки – лишь предпосылки для развития способностей, которые могут раскрыться, а могут и нет. Задатки многозначны – какие именно способности из них вырастут, они не предопределяют. Таким образом, способности не являются врожденными и по наследству не передаются, как и другие свойства личности они вырабатываются и проявляются в деятельности. Средство развития и совершенствования способностей – постоянное и упорное упражнение, то есть само осуществление той деятельности, для которой они нужны. Известны целые династии артистов, ученых, врачей, сыщиков (в родословной И.С. Баха – 60 музыкантов, из них 26 – выдающихся), однако во всех случаях дети не только получают от родителей определенные задатки, но и воспитываются в среде, содействующей развитию этих задатков. Задатки генетически наследуются, а способности формируются благодаря тому, что создаются благоприятные условия для деятельности, совершенствующей природные задатки. Таким образом, действует не столько биологическая, а социально-культурная наследственность.

 

 

Хотя природную основу человека составляют его биологические особенности, все же определяющими факторами человека, его сущностью, являются не природные его свойства (тип высшей нервной деятельности, цвет кожи и волос), а социально значимые качества, совокупность которых образует понятие ЛИЧНОСТИ.

 

Личность – динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

 

"Сущность отдельной личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее физическая природа, а ее социальное качество",- писал К.Маркс. Реальные образ человека включает в себя не только саму родовую сущность человека (ансамбль всех общественных отношений), но и его конкретно-историческое существование. Существование (экзистенция) человека – форма проявления его сущности. Человек не рождается личностью, а становится ею.

 

Личности бывают разные: выдающиеся и заурядные, яркие и незаметные, крупные и мелкие, сильные и слабые. Человек выступает как личность, если только:

 

1) он способен самостоятельно принимать решения;

 

2) несет за них ответственность перед обществом, то есть является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Таким образом, любой нормальный взрослый человек – ЛИЧНОСТЬ.

 

Личность представляет собой единое целое. Ее отдельные черты и свойства взаимосвязаны сложным и нередко противоречивым образом – одна и та же черта может у разных личностей проявляться по-разному, в зависимости от ее сочетания и взаимодействия с другими чертами. (Например, настойчивость + самокритичность – очень полезная для успешной деятельности комбинация психических качеств, а настойчивость + слепая вера может привести к бессмысленному фанатизму).

 

 

Личность человека более или менее пластична: она изменяется на протяжении своей жизни и в разных жизненных ситуациях может обнаруживать себя по-разному. Но тем не менее существует определенная устойчивость, стабильность качеств личности, обеспечивающая ее сохранность и позволяющая с некоторой точностью предсказывать ее поведение.

2. Проблема свободы личности

 

В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью его природы.

 

1. Свобода – продукт общественного развития и степень обладания ею зависит от конкретно-исторических условий. Антонио Грамши (1891-1937), итальянский марксист, писал: "Мера свободы входит в понятие человека". Человек обладает не абсолютной и вечной свободой, а определенной ее мерой, зависимой и переменной величиной. Мера свободы в целом зависит от уровня развития науки и техники, степени познания человеком объективных законов природы и общества.

 

В процессе целеполагающей практической деятельности свобода личности развертывается в различных аспектах, проходит различные фазы: от субъективного (внутреннего) осознания индивидом своей свободы, возможности поступить так или иначе до объективной ее реализации, если для этого есть определенные условия. Первый аспект получил название внутренней духовной свободы.

 

2. Внутренняя свобода – человеческая активность сознания, воли и нравственных сил в процессе целенаправленной деятельности; возможность самостоятельно осуществить ВЫБОР, принять решение и воплотить его в жизнь.

 

Она складывается из следующих важнейших компонентов:

 

а) познание возможности поступить так или иначе, то есть внешней необходимости;

 

б) сопоставление и согласование индивидом этой познанной внешней необходимости со своими внутренними убеждениями, интересами, совестью;

 

в) проявление воли – выбор и решение – и вытекающая из этого ответственность;

 

г) стремление к самоосуществлению, реализации себя в мире. Внутренняя свобода не ограничена сугубо внутренним миром индивида, не замкнута сама в себе, а открыта и тесно связана с внешним миром и человеческой практикой.

 

3. Личность проявляет себя в поступках, то есть в действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность.

 

Поступок – всегда результат свободного выбора. Свобода выбора – не абсолютный произвол, наоборот, абсолютный произвол – на самом деле – несвобода, так как он показывает, что человек не способен контролировать свои действия и совершает их в конечном счете под давлением каких-либо прихотей, страстей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет свой выбор своим внутренним убеждениям и принципам, которых она придерживается независимо от преходящих обстоятельств. Таким образом, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению властвовать собой личность сохраняет свою свободу, способность сопротивляться внешнему принуждению, то есть свою автономию (греч. – "самозаконность").

 

Действительно свободный выбор – выбор, содержание которого не внешне и чуждо человеку, а соответствует его внутренним желаниям.

 

Действительная свобода – неограниченная свобода выбора, основанная на господстве человека над внешней и своей собственной природой и осуществляемая в гармонии с познанными законами действительности. Подлинная свобода возможна только при условии нравственной ответственности и морального долга индивида по отношению к обществу, ибо моральная мера свободы – социальная ответственность.

 

Индивид ощущает свою свободу прежде всего как глубоко личное чувство возможности поступать так или иначе, делать свой выбор. Однако свобода не ограничивается только этим субъективным переживанием. Поскольку человек – существо деятельное, свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, то есть объективную свободу. Лишь в практической деятельности реализуется истинная сущность человека, его сущностные силы, его духовная свобода. Путь к свободе личности – путь всестороннего развития его духовных и физических способностей.

 

 

Степень свободы человека зависит от уровня социально-экономического, духовного развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека зависит от свободы общества. И в то же время свободное развитие каждого члена общества является обязательным условием свободного развития всех, общества в целом.

 

Поэтому рост индивидуальной свободы является необходимым условием прогресса общества

 

3. Социализация личности и социальные роли

 

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория социально-историческая, она характеризует индивида как члена определенного исторического общества, обладающего необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами.

 

Процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств называется СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.

 

Социализация – процесс формирования и развития личности, который начинается с рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Основа социализации – общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе и т.д.

 

Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование. Важно понять, что никакие внешние условия, сколь бы благоприятными они ни были для человека, не могут сами по себе реализовать его способности – для этого необходимо его личное стремление, воля, внутренняя раскованность, духовная свобода. Негативно влияют на духовную свободу многих людей довлеющие над их сознанием религиозные или обывательские представления, шаблоны, стереотипы, предрассудки, суеверия, нежелание мыслить и действовать самостоятельно, брать на себя ответственность, стремление перекладывать ее на других, на начальство и т.д. Эти представления ограничивают свободу выбора, творческую активность и духовную свободу человека.

 

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры: осваивая язык и способы обращения с предметами, он овладевает нормами, правилами, программами поведения и становится одновременно потребителем, носителем и творцом культуры. Однако накопленное человечеством богатство культуры настолько огромно и многообразно, что отдельный человек не может охватить его целиком. Поэтому проблема овладения культурой – практически проблема выбора из всех культурных ценностей тех немногих, которые индивид сможет освоить на протяжении своей жизни. Этот выбор может складываться как на основе случайного знакомства с некоторыми сторонами науки, искусства, философии, техники, так и на основе целенаправленного планомерного изучения какой-то одной сферы жизни общества (например, правоведение).

 

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый диапазон освоения культурных достижений человечества – ее кругозор. От его особенностей зависит духовный мир личности, круг ее знаний, запросов и интересов – чем он шире, тем выше уровень культурного развития личности.

 

Сходство условий жизни порождает у людей сходные ценностные ориентации, то есть отношение личности к социальным ценностям, регулирующим ее поведение. Совокупность типичных ценностных ориентаций обусловливают определенный облик личности – социальный тип. Каждая историческая эпоха порождает множество социальных типов личности: феодализм (рыцарь, аристократ, ростовщик, холоп, бунтарь и прочие), застой (бюрократ, фарцовщик, диссидент и другие).

 

Но конкретная личность наряду с общими, типичными имеет и специфические, индивидуальные ценностные ориентации, обусловленные особенностями ее биографии.

 

На них влияют:

 

– психические черты индивида,

 

– специфика жизненного опыта,

 

– переживания, с которыми связаны различные моменты душевной жизни.

 

Будучи членом общества, человек вступает во множество различных отношений с другими людьми. Место, которое он занимает в этих отношениях, обусловливает его СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ – образ поведения, ожидаемый от человека в силу его места в обществе. Ожидания, которым должно удовлетворять поведение исполнителя роли, могут быть закреплены в законах, правилах, инструкциях или же заданы существующими обычаями, традициями, нравственными нормами, образцами поведения (на похоронах надо горевать, на свадьбе – веселиться).

 

В. Шекспир: "Весь мир театр. В нем женщины, мужчины – все актеры... И каждый не одну играет роль". Но социальные роли, в отличие от театральных, развиваются не по написанной кем-то пьесе с заранее известным финалом. В жизни все мы, играя роли отцов и детей, начальников и подчиненных, преподавателей и студентов, покупателей и продавцов, являемся одновременно и исполнителями и авторами своих жизненных пьес. Ролевое поведение человека зависит от:

 

1) содержания роли – ролевых ожиданий;

 

2) глубины усвоения содержания;

3) уровня исполнения роли.

Нередко человек подчиняет себя давлению большинства, проявляя конформизм (лат. conformis – "подобный, сходный") – приспособленчество, пассивное принятие господствующего мнения, порядка вещей и т.п. Конформизм служит способом разрешения конфликта между личным и групповым мнением в пользу группы, так как зависимость человека от других вынуждает искать его подлинного или мнимого согласия, подстраивать свое поведение под чужие эталоны.

 

Разные роли предъявляют личности несовместимые требования, из-за чего возникают ролевые конфликты (лат. conflict – "столкновения"):

 

1) межролевые, когда личности приходится выбирать между ролями, образами поведения (начальника и друга подчиненного, служащего и родственника и др.);

 

2) внутриролевые, когда поведение, предписываемое ролью, понимается разными людьми неодинаково (глава семьи, командир взвода и др.).

 

Разнообразные конфликты требуют от личности самостоятельных и ответственных решений. Личность не может быть автоматом, послушно исполняющим предписанные функции.

 

Личность формируется на пересечении ее внутреннего духовного мира и внешних требований ее социальных ролей. Усвоение определенных ролей существенно меняет психические черты и весь духовный облик личности. Как правило, профессиональная роль сильно деформирует способности, интересы, характер личности: у многих милиционеров не только на работе, но и в личных отношениях проявляются назидательная манера речи, склонность к поучениям, негибкость, прямолинейность мышления, связанная с привычкой упрощать сложные вещи, "блюдя законность". С другой стороны, сами психические особенности, ценностные ориентации личности, ее кругозор, влияют на выбор ею профессиональных и других социальных ролей.

 

В зависимости от духовного мира личности складывается и ее отношение к выполняемым ролям, степень вовлечения в них. С некоторыми своими ролями личность может срастаться, становясь единым целым, а к другими ролям может "сохранять дистанцию", ощущая свою автономию и независимость. Однако очень нелегко, будучи Штирлицем, оставаться при этом Исаевым: использование маски далеко не всегда проходит для личности без последствий: личина может прирастать к лицу; поведение, соответствующее взятой маске, может со временем стать привычным и изменить существо личности, его подлинные черты. Но что же такое истинное Я человека?

 

4.Индивидуальность и духовное «Я».

 

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимый способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь. Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей.

 

Индивидуальность – единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств:

 

– общечеловеческих природных и социальных признаков;

 

– конкретно-исторических;

 

– неповторимых телесных и психических характеристик.

 

Подлинная индивидуальность – меньше всего оригинальничанье, стремление выпятить свою внешность, манеры поведения и прочее. Неповторимость личности "вовсе не вправе каждого быть дураком на свой манер" (Л. Фейербах). Действительно яркая индивидуальность выделяется не внешними эффектами, а умением достигать лучших результатов в какой-либо общезначимой деятельности. Тайна индивидуальности связана с искусством быть самим собой.

 

Быть собой – значит не потакать своим капризам и желаниям, а быть ответственным за себя, делать свою собственную историю жизни, "писать свою биографию".

 

Индивидуальность – настолько же творчество и свобода, насколько бесконечное самопреодоление. Человек противоречив и неоднозначен, его жизненный путь всегда неповторим и оригинален. Поэтому указать другому его путь, раскрыть смысл его жизни нельзя, это значило бы прожить вместо него эту жизнь. Каждый должен изучить и делать себя сам. Но попробуйте дать исчерпывающий ответ на "детский" вопрос: "Что такое Я?" и вы убедитесь, что индивидуальность – загадка даже для себя самой.

 

 

Словом "Я" каждый человек называет только себя, назвать этим словом другого человека нельзя. "Я" – нечто такое, чем является каждый человек для себя самого. Мое Я всегда со мной, оно не может быть отдельно от меня (как любая часть тела) и не может быть никем другим присвоено себе. Никто не может воспринять мое Я, как воспринимаю его я сам.

 

Но представление личности о своем Я (возникающее в ее самосознании) – не то же самое, что ее действительное Я, это лишь образ Я, а не само Я. Мое Я есть то, что обладает моим сознанием и является его носителем, а не то, что возникает в моем сознании, когда я думаю о себе. Понять Я как образ проще: человек способен воспринимать и судить о себе, значительно сложнее понять Я как субъект мысли, чувства и действия – здесь кроется тайна, связанная с возникновением индивидуального Я.

 

Образованию собственного Я предшествует социализация ребенка, связанная с приобщением его к миру взрослых. Осознание своего Я – великое открытие для маленького человека, он отделяет свой внутренний мир от внешнего и понимает их различия.

 

Слово "Я" употребляется в 3-х основных смыслах:

 

1. Телесное Я – единый, целостный организм, носитель всех моих физических и духовных свойств. В этом смысле мое Я противополагается всем предметам и явлениям окружающего мира.

 

2. Социальное Я – Я как член общества. В этом смысле мое Я сопоставляется с ТЫ, то есть с другой личностью; с МЫ, то есть с группой людей, в которую я себя включаю; с ОНИ, то есть с группой, от которой я себя отделяю.

 

3. Духовное Я – психическое образование, составляющее внутреннее ядро моей личности. В этом смысле мое Я противостоит не только моему телу (вместилищу Я), но и моим действиям, мыслям, чувствам, желаниям, которые выступают лишь как отдельные акты, состояния и проявления моего Я. Духовное Я скрыто внутри личности – для его анализа доступны только его внешние проявления.

 

Никогда не становится объектом, который наблюдается, изучается, исследуется. Делая объектом изучения какие-то свойства своей личности или элементы своего сознания, я тут же осознаю, что мое Я может мыслиться независимо от них, будучи даже в другом теле, имея другие ценностные ориентации, эмоции и знания. Я как объект неуловимо. Я всегда остается субъектом, который наблюдает, изучает, исследует объекты, существующие вне его и выступает как самая глубокая сущность конкретной человеческой личности, как источник ее активности, инициативы, самодеятельности.

 

Тайна человеческого Я – одна из сложных и увлекательных "вечных" проблем философии, не имеющая окончательного решения, а лишь различные подходы.

 

1. Согласно И. Канту, человеческое Я двойственно:

 

– как вещь для нас – это эмпирическое Я, то есть совокупность явлений психической жизни, доступных самонаблюдению (разум, память, чувства и т.д.);

 

– как вещь в себе – это трансцендентальное Я, которое есть "сущность, мыслящая в нас". Будучи вещью в себе, трансцендентальное (лат. – "выходящее за пределы") Я принципиально непознаваемо, но оно выступает как необходимое общее условие существования эмпирических Я, познаваемых каждой личностью, как индивидуальное сознание вообще, лежащее в основе всякого конкретного индивидуального сознания.

 

2. В современной американской философии на смену представлениям о существовании единого, устойчивого и неизменного Я выдвигается образ Протея (древнегреческого бога, постоянно меняющего свой облик): в личности содержится множество Я, подвижных и ускользающих, быстро меняющихся в зависимости от условий. Такая нестабильность Я делает его неопределенным, неоднозначным, а потому – неуловимым.

 

3. С позиции другого современного философского течения (экзистенциализма), тайна человеческого Я связана с тем, что Я – не что-то реально существующее, а представляет собою в каждый момент жизни ПРОЕКТ, который личности предстоит осуществить. Для личности существовать – не просто быть, а все время свободно выбирать себя, делать себя, поэтому Я никогда не находит своего воплощения в бытии: человек всегда "не есть то, что он есть, а есть то, чем мог бы стать" (Ж.П. Сартр).

 

Таким образом, для понимания сущности своего Я нет какого-то общего рецепта, этот вопрос каждый должен решать сам.

 

Мое Я – не только осознание своей особенной сущности, это скорее утверждение собственной позиции в сплетении моего общения с другими, в отношениях Я и ТЫ, Я и МЫ, Я и Другие. Именно общение есть обязательное условие для самопонимания и самоутверждения. Осознавая себя, человек обязательно осознает в себе другие Я. И чем сложнее многообразнее отношения, связи одного Я с другим Я, тем богаче, сложнее становится индивидуальность каждого, в этом смысле каждое Я – содружество индивидуальностей, множество Я в моем Я.

 

Жить отъединенным от других человек не может, ибо это разрушает его индивидуальность, его Я. Значит, необходимо не только сохранять свое неповторимое Я, всегда оставаться самим собой, но и уметь выйти за рамки своей индивидуальности, преодолеть одиночество и отчуждение. И значит, моя индивидуальность не есть моя собственность. Только та личность, которая знает, что она есть и чем желает быть, может обладать подлинной индивидуальностью, выходящей за пределы просто единичности.

 

Тема: 2.5. Проблема сознания

 

1. Эволюция форм отражения

2. Формирование человеческого сознания

3.Сущность и свойства сознания

4.

 

1.Эволюция форм отражения

 

Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропология и многие другие. Многие вопросы о сущности сознания не получили пока в современной науке достаточно ясного и полного ответа. В проблеме сознания до сих пор остается еще немало непонятного и загадочного. Достигнутый уровень знаний не позволяет полностью и окончательно определить сознание. Попытаемся лишь сориентироваться в океане проблем и зафиксировать основные философские позиции в понимании сознания.

 

Сознание "вообще" известно только в виде человеческого сознания, ведь до сих пор нет четких данных о существовании сознания в мире в других, внечеловеческих формах. Поэтому для понимания сущности сознания весьма важен вопрос о его происхождении.

 

Можно полагать, что появление человеческого сознания есть результат естественной эволюции материи на нашей планете, но в в таком случае в самой материи должно потенциально содержаться такое свойство, развитие которого в определенных условиях может привести к возникновению сознания. Иначе невозможно понять, как из неживой, неощущающей материи возникает материя ощущающая, мыслящая. Этим свойством, присущим любому материальному объекту, является информационное отражение – реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии.

 

Действительно, все материальные объекты взаимодействуют друг с другом, причем каждый объект, реагируя на воздействие, изменяет свое состояние. В нем воспроизводятся некоторые следы воздействия других объектов, сохраняя определенную информацию о том, какое воздействие он испытал. Причем свойство отражения проявляется двояко: внутреннее отражение – изменение объекта под внешним воздействием (деформация мяча от удара, нагревание камней солнцем); внешнее отражение – ответное действие объекта (отскакивание мяча, ночью камни отдают накопленное за день тепло и другие).

 

 

Таким образом, любое отражение предполагает взаимодействие. Возникающие в результате этого взаимодействия изменения в структуре отображающего тела зависят от его особенностей и адекватны структуре отображаемого объекта. Это структурное соответствие выражает сущность отражения, присущее всем его формам (в том числе и человеческому сознанию). Содержание взаимодействия – информация.

 

В процессе развития и усложнения материальных систем исторически развивается и усложняется присущее им свойство информационного отражения.

 

1. В неорганической природе отражение проявляется в механических, физических, химических изменениях. С возникновением и развитием жизни появляются новые, более современные формы отражения.

 

2. Простейшей формой биологического отражения являетсяраздражимость – активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды. Раздражимость регулирует жизнедеятельность растений, простейших одноклеточных животных (губок, кораллов), которые отвечают на внешнее воздействие изменениями в протоплазме (внутреннее отражение) и перемещением в пространстве (внешнее отражение). В отличие от добиологических форм отражения раздражимость имеет уже избирательный и направленный характер, она определяет выбор организмом таких реакций на внешние раздражители, которые сохраняют и поддерживают его существование.

 

3. Следующий этап развития отражения – психика – связан с появлением животных, имеющих нервную систему и мозг. Психическое отражение осуществляется с помощью органов чувств, обладающих особой раздражимостью и приспособленных к восприятию определенных воздействий (свет, звук и т.д.). На этапе психического отражения выделяют три основные формы:

 

а) сенсорная (лат. sensus – "чувство, ощущение") психика (черви, моллюски, насекомые): внешние раздражители выступают как сигналы, заключенная в них информация формирует ощущения (психические образы внешних раздражителей), которые побуждают животное к определенному, инстинктивному образу действия. На этом уровне формируются безусловные рефлексы;

 

 

б) перцептивная (лат. perceptio – "восприятие") психика у рыб, птиц, млекопитающих. Сложная нервная система – мозг – позволяет им накапливать индивидуальный опыт, воспринимая уже не отдельные ощущения, а их комплексы, целостность предметов, что делает их жизнедеятельность более гибкой, повышает их выживаемость. Здесь появляются уже условные рефлексы.

 

в) оперативный интеллект (предметное мышление) присущ только приматам. Они могут выполнять разнообразные операции с предметами как орудиями деятельности, решать сложные задания, если только они связаны с конкретными действиями и не требуют общих, абстрактных понятий. У обезьян развиты ориентировочно-исследовательские рефлексы.

 

Таким образом, в процессе развития различных форм отражения создаются необходимые предпосылки для возникновения высшей формы психического отражения – человеческого сознания.

 

2. Формирование человеческого сознания

 

Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию?

 

1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.