Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.6. Отечественная философия 7 страница




 

Всякий новый общественный строй, сменяя старый, несет с собой не только прогрессивные изменения жизни, но и какие-то негативные явления и трудности. Приукрашивание его может обернуться горьким разочарованием. Так было с идеологами капитализма, так же повторилось и с социализмом. Долгое время все новое, что принесло строительство социализма, рассматривалось как преимущество нового строя: полная замена рыночной экономики жестким централизованным планированием, социалистическая демократия, социалистический гуманизм и пр. Однако, как показала жизнь, далеко не все старое надо было отбрасывать, как устаревшее, и далеко не все новое, что было навязано под видом социализма, явилось прогрессом.

 

Общественный прогресс – не триумфальное праздничное шествие, он наполнен внутренним драматизмом, а порою даже трагичен. И не потому, что пробивает себе дорогу в борьбе с регрессивными и реакционными силами, но и потому, что даже самые бесспорно прогрессивные перемены в жизни людей внутренне противоречивы и сопровождаются большими или меньшими утратами. Приводя в общем и целом к улучшению жизни, прогресс вместе с тем требует от людей каких-то жертв. Как человек, взрослея, утрачивает детские наивные радости, так и человечество, вооружаясь наукой и техникой, лишается многого, что волновало и радовало предков.

 

 

Пожилые люди часто не приемлют новые веяния в моде, живописи, музыке, в образе мышления и поведения. Было бы несправедливым называть противниками прогресса и реакционерами всех тех, кому дороги старые, привычные формы жизни. Это право их выбора. Прогресс нельзя навязывать силой. Чтобы двигаться по пути прогресса, люди должны идти на какие-то потери сознательно, по собственному убеждению, они должны быть психологически готовы к прогрессу и желать его.

 

Объективные законы общественного развития, как и законы природы, не подчиняются создаваемым в человеческом сознании идеалам. Им нет дела до наших идеалов, они действуют независимо от них. Но это не значит, что человеческие идеалы не сказываются на ходе истории. История и прогресс – не какие-то самостоятельные сущности, они существуют лишь в деятельности человека. Борясь за идеалы, люди изменяют общественную жизнь, способствуя тому, чтобы воплотить в действительности свои представления об общественном прогрессе. Однако их деятельность происходит в рамках объективных законов истории и они могут осуществить только то, что этим законам не противоречит.

 

Общественный прогресс – результат сложного взаимодействия объективных законов естественно-исторического процесса развития человечества и сознательной деятельности людей по улучшению их жизни. Он проихсходит не "сам собой", а потому, что люди, хотя и с переменным успехом, но все же постепенно научаются использовать объективные законы истории (и природы) в своих интересах. Постепенно назревают условия и предпосылки для целенаправленного преобразования общества в целях его планомерного прогресса. Общество не выживет, не прогрессируя.

 

В реализации общественного прогресса увеличивается роль социального предвидения.

 

3. Возможности предвидения будущего

 

Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущем: футурология – скорее, не "наука о будущем", а искусство предсказания. Прогностика – предвосхищающее знание о будущем сегодня, наука, изучающая общие закономерности, принципы предвидения, разрабатывающая методы составления прогнозов и правила применения этих методов. Опирается на способности живых организмов ориентироваться не только в пространстве, но и во времени – опережающее отражение (термин академика П.К. Анохина) (например: опадение листвы).

 

На уровне общества опережающее отражение выступает в двух аспектах:

 

1) предвидения – информационно-познавательный, пассивный аспект;

 

2) целеполагания – активно-действенный, алгоритмический аспект.

 

Цель – предуказание, идеальный образ желаемого состояния; направление практической деятельности; воздействие на материальный мир.

 

Рассмотрим 1-й аспект, то есть предвидение в различных формах (пророчество, предугадывание и т.п. "постижение"). Рациональное (не мистически-религиозное) предвидение делится на:

 

а) предсказание;

 

б) прогноз.

 

Хотя они близки по смыслу (и даже употребляются как синонимы), все же различаются:

 

а) предсказание – предвидение в общей форме, постижение общих тенденций развития в их качественных изменениях, без детальных конкретизаций (например, предсказание о том, что темпы роста населения будут снижаться);

 

б) прогноз – детализированное предвидение на основе специальных исследований со своими методами. Характеризуется количественными параметрами, конкретными хронологическими сроками.

 

Специфика социального прогнозирования.

 

 

1. Имеет вероятный и поливариантный характер в отличие от естественнонаучных прогнозов (солнечные затмения с точностью до долей секунд). Это не пророчество. Задача прогнозирования – не предрекать будущее, а определять варианты развития, условия их реализации; степень их вероятности и их предпочтительность для людей. Планирование однозначно, прогнозирование дает варианты развития.

 

2. Естественнонаучный прогноз не влияет на события (дождь будет). Социальный прогноз может активно влиять на предсказываемые события. В этом заключается "Эффект Эдипа":

 

а) самоопределяющиеся и самооправдывающиеся прогнозы своим влиянием усиливают и даже организуют события. Даже ложный прогноз может реализовываться благодаря своему влиянию (предсказанный конкурентами крах банка приводит к изъятию вкладов и реальному краху). Рост инфляции реализуется через ожидание роста цен, скупку товаров, ажиотажный спрос, рост цен;

 

б) саморазрушающиеся и самоотвергающиеся, "самокастрирующиеся" прогнозы ослабляют, отдаляют, предотвращают наступление предсказанных событий. (Экологический прогноз может отдалить глобальный экологический кризис).

 

"Эффект Эдипа" влияет и на личность: перебор вариантов поведения может вести к самоопровержению. С его помощью можно сознательно манипулировать массами.

 

3. Единство поискового и нормативного прогнозирования.

 

Поисковое – без вмешательства в прогнозируемый процесс, пассивно-инерционный подход (от настоящего к будущему). Однако проблемы надо решать, поэтому существует.

 

Нормативное – предвидение приемлемых вариантов, которые могли бы реализоваться, благодаря активно-действенному подходу (от будущего к настоящему). Нормативное прогнозирование предписывает нам действия для достижения желаемого. Таким образом, возникает проблема связи поискового и нормативного прогнозирования.

 

4. Различие в социальном планировании на макро- и микроуровнях. На макроуровне можно предвидеть в общих чертах некоторые события (особенно, когда известны действующие субъекты – народы, цивилизации, государства), например, предвидеть победу более сильного государства. Сложнее предвидеть на микроуровне, но это больше задача социологии, а не философии истории.

 

Обобщая опыт прошлого, философия может дать соответствующие прогнозы относительно будущего. И сила социального прогнозирования заключается как раз в том, что оно вооружает людей знаниями и средствами преодоления трудностей, опираясь на научное обоснование и доказательства.

 

4. Пути социально-экономического прогресса

 

Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.

 

Научно-технологический прогресс лежит в основе социально-экономического развития общества. Прогрессивный характер этого развития выражается в улучшении материальных условий жизни людей.

 

Критериями социально-экономического прогресса могут служить:

 

1) рост производимого обществом продукта (в целом и на душу населения);

 

2) рост потребностей людей и степени их удовлетворения;

 

3) изменение характера занятости населения в сторону увеличения доли работников высококвалифицированного труда;

 

4) повышение уровня образованности населения;

 

5) развитие социального обеспечения и здравоохранения;

 

6) рост гражданских прав и свобод личности.

 

История свидетельствует, что жизнь человечества по всем этим показателям хотя и медленно, зигзагообразно и неравномерно, но все же улучшается. Однако весьма сложно определенно выделить ступени социально-экономического прогресса (СЭП).

 

Во-первых, человечество уникально и его развитие незавершено. Находясь в процессе развития, не зная его конца, нельзя определить, на какой стадии мы сегодня находимся. Не зная цикла развития в целом, мы обречены путать его необходимые моменты со случайными.

 

Во-вторых, в основе социально-экономического развития лежит творчество. Именно творческий характер открытия нового, накопления знаний делает историю прогрессивным процессом развития. Но мы не можем сегодня точно знать то, что будем знать завтра.

 

В-третьих, всемирно-исторический процесс имеет свою логику развития, отличную от логики развития отдельных стран, культур, цивилизаций. Человечество развивается не так, что все народы сами, независимо проходят через общие стадии развития, но так, что в определенных обществах возникают условия, при которых совершаются открытия, затем распространяющиеся на другие общества.(Государство, письменность, зачатки наук возникли в определенной природной зоне – Египте, Месопотамии, Индии, Китае – и распространились из этих центров на весь мир. Как варвары Европы не могли самостоятельно прийти к государству и письменности, так Индия и Китай не смогли бы при полной изоляции прийти сами к паровозу и электричеству, маркетингу и парламентской демократии. Причем, как европейцы в свое время творчески усвоили знания Древнего Востока, так и некоторые восточные страны (Япония, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) в новейшее время в процессе усвоения достижений Запада обгоняют "европейских учителей".)

 

Но несмотря на пестрый калейдоскоп культур и цивилизаций, можно попытаться выделить основные известные нам этапы социально-экономического развития. Эта периодизация не может, конечно, полностью отразить всю бесконечно многообразную действительность истории, но дает схематическое представление, позволяющее проследить сущность социально-экономического развития и его перспективы.

 

Неолитическая революция ознаменовала переход от первобытного, доисторического общества к обществу производящему, естественноисторическому. От естественных, природных законов существования на Земле человеческий род перешел к производящему способу жизни, что привело к значительным изменениям во всех сферах человеческого бытия – улучшению питания, благоустройству быта, количественному росту вида homo sapiens. Появилось разделение труда, классы, государство. Естественноисторический тип человеческого общества существует до сих пор, но он сам состоит из различных типов, отличающихся по способу производства.

 

В производстве преобладали добывающие отрасли экономики – сельская, рыболовная, лесная, горнорудная; главным объектом производительной деятельности человечества выступала природа как источник необходимых для людей материальных благ. Господствовал ручной труд крестьян, ремесленников, рыбаков, горняков; рабочая сила в основном была неквалифицирована, уровень общего образования чрезвычайно низким. Основная масса трудящихся являлась политически бесправной. В зависимости от типа собственности в этом доиндустриальном, аграрном обществе выделяют азиатский, античный и феодальный способы производства. Главным богатством во всех подобных обществах считались земля и золото.

 

Промышленная революция привела к развитию обрабатывающей индустрии, главным объектом производительной деятельности людей становятся продукты добывающего производства: сырье, материалы, подвергаемые дальнейшей обработке. Развивается крупная индустрия, производство приобретает общественный характер. Быстро увеличивается производимый валовой продукт, ускоренно применяется машинный труд, требующий квалифицированной рабочей силы. Растет число инженерно-технических работников, повышается уровень народного образования, общество демократизируется. Главным богатством этого буржуазного общества великие экономисты (А.Смит, К.Маркс) считали человеческий труд, овеществленный в капитале. Маркс полагал, что промышленная революция создает предпосылки не только для капитализма, но и для перехода к социализму, то есть в рамках индустриального этапа развития человечество может перейти к новому историческому типу общества – коммунизму. Историческая ограниченность представлений К.Маркса о будущем состоит в том, что он не мог предвидеть НТР и ее социально-экономические последствия.

 

НТР знаменует начало нового этапа СЭП. Внедрение новейших технологий вызывает резкий рост производительности труда и общественного богатства. Это изменяет характер занятости населения: из сферы сельского хозяйства и промышленности рабочая сила перетекает в сферу обслуживания, торговли, связи, науки, культуры, образования, управления. НТР делает главным объектом человеческой деятельности информацию, ее получение, переработку, передачу, управление информационными потоками. Это требует очень высокой квалификации работников с высшим образованием, что заставляет общество сделать все уровни образования доступными для широких слоев населения. Обеспечение прав человека превращается таким образом в необходимый фактор общественного развития.

 

Каковы будут варианты и разновидности социального устройства постиндустриального общества, покажет будущее. В процессе его становления сохраняется национальное, социальное, политическое и идеологическое своеобразие различных общественных систем, но вместе с тем постепенно усиливается тенденция к экономическому и культурному сближению стран мирового сообщества.

 

 

5. Информатизация общества и перспективы НТП

 

В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств могут быть изменены не только процессы материального производства, но и процессы интеллектуальной, духовной деятельности. Основа информационной технологии – быстродействующие (5 поколение – 1000000000 операций в сек.) компьютеры, программы их управления и устройства для хранения, передачи, размножения и преобразования информации. Информационная технология автоматизирует, а иногда и полностью заменяет роботами человеческий труд в сфере материального производства, облегчает и интенсифицирует умственную деятельность в науке, проектировании и системах управления, а также преобразовывает духовно художественную деятельность и колоссально ускоряет передачу и поиск всей необходимой информации. Последнее особенно важно, так как мы живем в мире, перенасыщенном информацией: объем научных публикаций за один 1985 год превысил то, что было издано до 1976 г., то есть за 500 лет. Люди подвергаются воздействию потока информации, в 2,5 раза превышающего нормативную способность человека к ее усвоению.

 

Информация, рассматриваемая изолированно, сама по себе не может произвести коренных изменений в нашей жизни. Лишь через деятельность человека она становится гигантской технической, социально-экономической, культурной силой. Поэтому в мире победит то существо, которое сможет производить и внедрять быстрее и больше качественную научную информацию. Мировое сообщество осознало со всей очевидностью факт, что научная информация составляет огромное национальное богатство, национальный капитал, способный приносить немалую прибыль. Сегодня Запад выкачивает из России результаты многолетних фундаментальных научных исследований (ведь отставали мы только по прикладным). 500 млн. $ уже потеряно в результате "утечки мозгов", а США затратили 123 млн. $ на свои научные исследования. Производить и внедрять информацию традиционными методами уже невозможно, только с помощью современной информационной технологии. Процесс, в котором ускоренно развивается и внедряется информационная технология и прирост научной информации, называется информатизацией общества. Это особый социально-исторический процесс, ведущий к новому состоянию общества – информационному.

 

Его основные признаки:

 

1. Большинство трудящихся занято в сфере услуг и производства информации (в США в 1996 г. – уже около 80% населения).

 

2. Создается сеть гигантских банков знаний и данных, доступ к которым гарантируется законом и наличием необходимых технических средств (компьютеров, программ и систем связи). В США их уже 3500, более 40 млн. персональных компьютеров в личном пользовании.

 

 

3. Информация становится товаром и наряду с информационной технологией занимает ключевое место в экономике государства.

 

Процесс информатизации радикально изменяет социальные структуры, механизмы управления и систему человеческих ценностей. Перед человеком встает ряд сложнейших психологических, социальных, интеллектуальных и нравственных проблем:

 

1. Прежде всего необходимо овладеть информационной технологией, чтобы с ее помощью форсировать собственное интеллектуальное развитие.

 

2. Научиться быстро получать новые знания, постоянно повышая свою квалификацию, и быть готовым к смене профессий. Информационная технология на первом этапе развития порождает массовую безработицу (в США в 1990 г. сокращен 1 млн. рабочих мест, к 2000 г. еще 40%), но потом создает еще больше рабочих мест, причем возрастает потребность в специалистах высшей квалификации.

 

Самую тяжелую работу могут делать автоматизированные гибкие производства и роботы будущего. Рутинное мышление может выполняться компьютерами, на долю человека остается творческая, духовная работа. Однако большинство людей, вследствие недостаточной образованности и личной неразвитости, не обладают необходимыми творческими способностями: эффект "лишних людей".

 

3. Применение ИТ в перспективе приведет к уменьшению аппарата управления, более открытому доступу к профессиональной и культурной информации, к созданию новых форм индивидуального и семейного надомного производства – компьютерных коттеджей и электронных деревень.

 

Однако появляется и огромная опасность во всеобщем тотальном компьютерном контроле за частной жизнью личности с помощью информационной системы, поэтому одна компьютеризация, без демократизации общества, может резко уменьшить свободу человека;

 

4. Появляются "интеллектуальный терроризм" – заражение программ компьютеров вирусами, электронные грабежи, с помощью которых миллионы $ переводятся со счета на счет и из страны в страну. Сам процесс информатизации общества не является автоматической гарантией всеобщего благополучия. Пойдет ли общество по пути информационной демократии или информационного тоталитаризма и разбоя – зависит от сознательного и целенаправленного выбора, основанного на глубоком философском анализе процессов и природы новой информационной цивилизации.

 

Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП:

 

а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства. Некоторые философы и специалисты по искусственному интеллекту допускают даже возможность симбиоза человека с интеллектуальным нейро-компьютером и автономным роботом, обладающим цветным стереоскопическим зрением и человекоподобным поведением, вплоть до появления нового вида разумных существ – киборгов;

 

б) развитие новейшей экологически чистой технологии: "новые" источники энергии (солнце, гравитация, приливы, земное тепло, дождь, ветер и др.), шагающий и на магнитной подушке транспорт, новые виды "сельского хозяйства" – морское, грибное, бактериальное, водорослевое;

 

в) разработка и использование новых материалов (жиров, пластмасс, композитов, керамики) и технологий (лазерных, плазменных, стереопечати и др);

 

г) биотехнология: искусственные вирусы для изготовления лекарств и продуктов, искусственные органы и виды животных, сверхпродуктивные искусственные почвы.

 

 

Все эти и многие другие достижения НТП окажут и уже оказывают огромное воздействие. Рассмотрим три уровня социальных последствий НТП:

 

1) микроуровень обнаруживается в жизнедеятельности отдельного человека;

 

2) макроуровень – в общественных отношениях;

 

3) мегауровень – глобальные проблемы всего человечества. Конкретно раскрыть каждый, можно только охватив всю проблематику общественного знания.

 

1) достижения НТП могут влиять на жизнь человека от биофизиологического до интеллектуально-духовного уровней: программирование пола и наследственности, выявление и лечение заболеваний и предрасположенностей во внутриутробном развитии; влияние на психику при занятиях с компьютером (дети в виртуальной реальности); изменение условий быта в сторону индивидуализации труда, атомизации семьи; перекос в сторону увеличения интеллектуальной нагрузки в ущерб физической;

 

2) на макроуровне меняются отношения между поколениями – опыт старших уже менее ценен, им труднее переквалифицироваться. Углубляются процессы урбанизации и дезурбанизации (расселение горожан в коттеджах). В целом меняются групповые, классовые, национальные отношения между людьми;

 

3) глобальные проблемы затрагивают жизненные интересы всех людей планеты и требуют решения путем объединения усилий человечества, хотя пока преобладают частно-локальные интересы. Стихийное, естественно-природное, неуправляемое развитие становится смертельно опасным для человека и порождает новые глобальные проблемы.

 

Глобальные проблемы (лат. globus – "земной шар") охватывают всю планету, все человечество.

 

1. Экологические последствия НТП вызывают особую тревогу. Вносимые в природу изменения достигли критического значения: природная среда стала необратимо разрушаться и делаться непригодной для существования разумных живых существ вида homo sapiens. А именно:

 

 

а) приближаются к истощению невозобновляемые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, руды металлов и др.);

 

б) не успевают восстанавливаться возобновляемые естественным путем ресурсы (кислород, леса, животный и растительный мир). Уже разрушено 12% плодородной поверхности земли (больше, чем площадь Индии и Китая, вместе взятых);

 

в) происходит необратимое загрязнение воздуха (ежегодно в атмосферу выбрасывается свыше 200 миллионов тонн окиси углерода, 150 миллионов тонн двуокиси серы, которые возвращаются обратно в виде кислотных дождей), воды (все крупные водоемы и речные артерии уже сегодня не пригодны для питья без дорогостоящей очистки), почвы (уже погублено 2 млрд. гектар пашни, что в 1,5 раза больше используемых ныне площадей). Все это подрывает условия сохранения жизни на Земле;

 

г) потребление энергии дошло до критического уровня, нарушающего энергетический баланс планеты, это уже приводит к концентрации углекислого газа в атмосфере, ее нагревания в результате парникового эффекта;

 

д) в результате НТП уже происходят непредвиденные изменения, вызывающие опасные отклонения от нормального состояния природы ("озоновые дыры" в Антарктике и других регионах, рост золотистых водорослей и "красные приливы" в Северном море и другие, пока не изученные явления).

 

Все это и многое другое свидетельствует о кризисе традиционных представлений о характере взаимоотношений общества с природой: рушится идея о господстве человека над природой, становится ясно, что человечество должно перейти к принципиально иному типу отношений с ней. Хотя вряд ли имеют смысл попытки "законсервировать" природу – решение экологических проблем не может сводиться просто к охране природы. Ибо:

 

– сама природа изменяется, и зачастую не в пользу человека (наступление пустынь, моря – на сушу в Голландии);

 

– многие природные процессы наносят огромный вред людям (землетрясения, цунами и т.п.);

 

– сам технический прогресс невозможно остановить, полностью устранить его растущее влияние на природную среду уже никакими мерами не удастся.

 

Чтобы справиться с экологической угрозой, человечество должно организовать глобальное управление экологическими процессами, для чего необходимы мир и сотрудничество всех людей и государств Земли. Нас может спасти не только рациональность природопользования (замкнутые циклы производства, безотходная технология и пр.), но и интенсивное развитие новых отраслей хозяйства: индустрии восстановления, совершенствования и обогащения природы, а также перенесение части вредных и опасных производств в космос.

 

В последнее время все большее признание получает концепция коэволюции человека и природы – их совместного, взаимосогласованного развития. Человечество должно не противопоставлять себя природе, а составлять с ней единую целостную систему. Разумная деятельность человека становится в такой системе важнейшим фактором, обеспечивающим ее сохранение и дальнейшую эволюцию, результатом которой является возникновение ноосферы – сферы Разума на Земле.

 

2. Проблема войны и мира не снимается разрядкой напряженности, так как рост националистических настроений, гражданские войны приводят к взрывоопасным ситуациям в стране, где находятся АЭС, ядерные установки; для того, чтобы вызвать гибель биосферы достаточно и локальных ядерных войн. А микротехнология обещает заключение ядерного заряда в пулю, которая может снести несколько кварталов города. Расходы на исследования и разработку в области вооружений достигают 50 млрд. в год – более 10% всех расходов человечества; ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации.

 

 

3. НТП углубляет разрыв между развитыми, развивающимися и неразвитыми странами. Практиковать потребительский образ жизни, основанный на достижениях научной технологии, в настоящее время могут лишь 13% населения Земли. НТП поглощает 70% невозобновляемых ресурсов и выбрасывает столько же загрязняющих веществ (95% углекислого газа производится в северном полушарии). Экономика "свободного рынка" игнорирует естественные ограничения; цены, по которым изымаются ресурсы развивающихся стран, определяются не настоящей ценностью сырья человечества, а затратами на подкуп элиты развивающихся стран, и часто, при чрезмерной жадности этой элиты, оказывается дешевле применить силу или военный переворот.

 

Неограниченный рост искусственных потребностей угрожает не только среде обитания, но и человечеству как системе: естественные ограничения планеты в принципе не позволяют распространить сложившийся в "первом", развитом мире тип потребления на все человечество. Говорят даже об искусственном сдерживании развития значительной части человечества, допущении его деградации. Все это может привести и уже приводит к обострению социальных конфликтов, распространению террористической деятельности, вовлечению в нее радикально настроенных специалистов, которые создают опасные для всего человечества средства: модифицированный вирус СПИД, новые наркотики (около миллиона человек в Андах, объединенных мощной организацией), как способ мщения "первому миру".

 

4. НТП взаимообусловлен демографическими проблемами. Биологизаторский подход – (нео)мальтузианство (Т.Мальтус "О законе народонаселения") объясняет экономический рост и нищету только биологическими потребностями размножения человеческой популяции. Однако рост популяции землян – это не просто геометрическая прогрессия. Меняется тип воспроизводства населения:

 

1) Первооытный архитип сменяется традиционным, снижением смертности и увеличением длительности жизни.

 

2) Современный тип – снижение рождаемости и детской смертности. К этому типу идут все страны. Женщина – не деторождающая машина.

 

Дорожает образование – растет цена ребенка. Обостряется проблема бесплодия (мужского)

 

5. Угроза духовной деградации человечества, вызванной ростом эгоизма, приобретательства в развитых и развивающихся странах и ростом зависти, ненависти в неразвитых странах. Девальвация нравственных ценностей, рост преступности – последствия рыночной стихии.

 

6. Проблема СПИДа и другие могут стать глобальными, если не будет найдено радикальное лекарство. ("Кара божья" за грехи человечества или реакция природы.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.