Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация частного предприятия на основах франчайзинга




 

Организация частного предприятия на основе франчайзинга представляет собой осуществление совместного предприниматель­ства, крупного, давно и успешно работающего предприятия и не­большого частного, только начинающего. В этом случае крупное «родительское» предприятие (франчайзер) предоставляет частному предприятию (франчайзи) определенные привилегии, например, возможность использования технологии, торговой марки, товаров, рекламы, площадей, части своего рынка. Франчайзер выступает здесь, в роли продавца опыта, знаний и возможностей. Вы начинаете дело, уже имея репутацию, но ваш успех будет зависеть только от вашей деятельности.

Франчайзинг объединяет элементы аренды, купли-продажи, под­ряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имею­щих статус юридического лица.

В экономической литературе, изданной в России, франчайзинг чаще всего называют коммерческой концессией. Однако в Украине нет пока нормативно-правового акта, определяющего франчай­зинг, нет и методологической литературы, посвященной особеннос­тям его использования, хотя на практике он уже применяется. Так как коммерческая концессия не рассматривает важнейшие элементы франчайзинга.— вопросы производства, то, видимо, целесообразно сохранить понятие франчайзинга в том виде, в котором оно исполь­зуется во многих странах Запада. Там под франчайзингом подразумевается совместная деятельность крупного предприятия с ря­дом небольших предприятий и отдельными предпринимателями по производству и реализации продукции, работ, услуг на основе соглашения договор а).

Основными типами франчайзинга являются товарный, производ­ственный, деловой и конверсионный.

Товарный франчайзинг представляет собой распределительную систему сбыта товаров, произведенных франчайзером. Для такого типа франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг.

В этом случае франчайзи покупает у крупного предприятия право на продажу его товаров с его торговой маркой.

При производственном франчайзинге крупные преуспевающие предприятия в ряде случаев выдают лицензии другим предприя­тиям на использование их технологии, их товарного знака или тор­говой марки продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса.

Деловой франчайзинг имеет многие общие черты с товарным франчайзингом и является наиболее популярным. Он обычно пред­ставляет собой выдачу лицензии на товарный знак и способ веде­ния розничной торговли товарами и (или) услугами и использова­ние соответствующего «ноу-хау».

Дочерний франчайзинг является сравнительно новым и быст­ро развивающимся типом взаимоотношений франчайзинга и пред­полагает организацию независимого предпринимательства под руководством франчайзера.

Конверсионный франчайзинг начал развиваться с появлением в начале 70-х годов франчайзинговых программ по операциям с недвижимостью, а затем его в определенной мере использовали в ряде других услуг (финансовых, оформлении интерьеров, торговле подержанными автомобилями, бухгалтерской отчетности). Происходило превращение (конверсия) так называемой неселективной системы сбыта (при которой изготовитель продает свою продукцию широкому кругу оптовых и розничных торговцев) в селективные системы сбыта. Последние характеризуются тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга являются индивидуальный франчайзинг и региональный (территориальный).

При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее рас­пространенным видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид деятельности.

При региональном франчайзинге создаются 2- и 3-уровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регио­не (территории) и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).

Региональный франчайзинг подразделяется на различные под­виды:

Франчайзинг с владением многими предприятиями — разви­вается из индивидуального франчайзинга. В этом варианте фран­чайзер и франчайзи заключают контракт на региональное разви­тие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право от­крыть свои предприятия в определенном районе;

субфранчайзинг - головное предприятие имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;

развивающийся франчайзинг - отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и со­ответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществ­лять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения.

Система франчайзинга ориентирована на достижении успеха всеми ее участниками. Преимущества для франчайзера:

выгоды от широкого и быстрого расширения предприниматель­ства без больших финансовых затрат;

возможность осуществления эффективного контроля над усло­виями реализации своей продукции и услуг;

получение дохода в виде платежей роялти;

получение дополнительной прибыли за счет снижения издержек производства на единицу продукции или услуги в результате рос­та масштабов производства.

Участие в системе франчайзинга дает преимущества и франчай­зи, такие как:

возможность стать и оставаться самостоятельным предприя­тием;

право вести свое дело под торговой маркой, имеющей хорошую репутацию на рынке;

использование апробированной концепции предпринимательства и маркетинга;

возможность получения квалифицированных управленческих консультаций от экспертов в соответствующей области;

снижение затрат на рекламу за счет организации совместной деятельности;

получение услуг головного предприятия, организации начального и последующего обучения и повышения квалификации кадров.

Однако возможности реализации этих преимуществ зависят от многих условий и в первую очередь от имиджа франчайзера на рынке, научно-технического уровня передаваемой франчайзи тех­нологии, качества производимых товаров (работ, услуг), характера спроса на эти товары и состояния конкурентной среды. Во всех случаях для принятия решения об участии в системе франчайзин­га или ее распространении на те или иные рынки и области пред­принимательства необходима разработка бизнес-плана предполагаемой деятельности.

Значительным отрицательным аспектом франчайзинга явля­ется тот факт, что, заключив юридическое соглашение (договор) с головным предприятием, вы утрачиваете полную самостоятельность в своих действиях и должны соблюдать принятые на себя обязательства, иногда жесткие стандарты, сковывающие инициативу, ограничивающие территориальный рынок, ассортимент, перечислять часть прибыли за услуги, которых нет..

Для выбора в пользу франчайзинга некоторые страны издают специальные справочные пособия по франчайзингу, где подробно рассматриваются вопросы эффективности этого пути предприни­мательства, как защитить свои интересы, что необходимо знать для вступления в эту сферу деятельности. Так, министерство торговли СЩА издает Справочник льготного предпринимательства, в кото­ром содержится информация головных фирм, заинтересованных в развитии франчайзинга, продающих право действовать на рынке от их имени. Справочник включает перечень вопросов, интересных и для наших предпринимателей, требующих положительных ответов при рассмотрении возможности деятельности в условиях франчай­зинга.

Нижеприводимые вопросы могут использоваться предпринима­телями не только для оценки возможности сотрудничества с аме­риканскими фирмами, но и с предприятиями Украины и других стран.

Вопросы для получения информации о франчайзере (головном предприятии):

1.Давно ли головное предприятие занимается интересным для вас видом предпринимательства, чтобы обеспечить себе из­вестность и хорошую репутацию? Желательно, чтобы фран­чайзер работал в выбираемом вами направлении не менее

пяти лет.

2.Убедились ли вы в высокой кредитоспособности и хорошей деловой репутации франчайзера?

3.Хорошо ли финансируется эта фирма, может ли выполнить намеченный и объявленный план финансовой помощи и раз­вития?

4.Выяснили ли вы, сколько в настоящее время действует пред­приятий франчайзи у головной фирмы?

5.Выяснили ли вы уровень разрыва отношений франчайзи с головной фирмой?

6.Справлялись ли вы у тех, кто уже приобрел право льготно­го предпринимательства, о репутации владельца головной фирмы, как он относится к тем, кто приобретает у него ли­цензии на льготное предпринимательство (честен, спра­ведлив)?

7.Предоставил ли вам владелец головной фирмы достоверные данные о чистой прибыли одного или нескольких действую­щих в рамках франчайзинга предприятий?

8.Предоставил ли вам владелец фирмы образец контракта, который бы вы могли изучить, воспользовавшись помощью вашего юрисконсульта? И другие вопросы.

Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налого­вый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие франчайзинга в Украине. Несмотря на это западные франчайзеры начинают проявлять инициативу /в заключении контрактов с франчайзи Украины.

По существу франчайзинг у нас представлен пока в одной фор­ме: зарубежный франчайзер сотрудничает с украинским франчайзером. Так пришли на украинский рынок известные фирмы: «ИБМ» (компьютеры), «Кодак» (фотоаппараты и фотоматериалы), «Цейсе» (оптика), «Самсунг» (телевизоры), «Форд» (автомобили) и др.

Становление и развитие франчайзинга - наряду с арендой и лизингом - позволит быстрее решать проблему занятости насе­ления, преодоления монополизма производства, развития конкурен­ции — движущей силы рыночной экономики.

Масштабный франчайзинговый проект по созданию сети ресто­ранов предполагает реализовать известная американская фирма «Макдональдс». Она планирует открыть в разных городах Украи­ны около 100 ресторанов, создать около пяти с половиной тысяч новых рабочих мест и вложить в экономику страны более 100 миллионов долларов.

Компания «Кока-кола» уже вложила в производство и реали­зацию безалкогольных напитков в Украине более 100 миллионов долларов и в ближайшие годы намерена вложить еще 250 милли­онов долларов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.