Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило осуществления безналичных расчетов




Безналичные расчеты между предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности на территории Украины осуществляются в национальной валюте страны, в гривнах, через банк путем перечисления средств со счета плательщика на счет получа­теля средств в соответствии со ст. 1087-1106 Гражданского кодек­са Украины (2003 г.) и в соответствии с инструкцией Националь­ного банка Украины «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины» от 2 августа 1996 года (инструкция № 7).

Безналичные расчеты — форма денежного обращения, при ко­торой хранение и движение денежных средств проходит без учас­тия наличных денег, посредством их зачисления на банковский счет получателя и перечисления (списания) со счета плательщика. Без­наличные расчеты осуществляются через банки, поэтому деньги в этом обороте видны для контроля и налогообложения.

Средства со счета клиента списываются по распоряжению его владельца, кроме случаев, в которых действующим законодатель­ством предусмотрено бесспорное взыскание и безакцептное списа­ние средств.

Расчетные документы принимаются банком к выполнению толь­ко в пределах имеющихся средств на счете клиента.

Платежи одного клиента за счет средств другого не допускают­ся, за исключением случаев уступки требования и перевода долга в соответствии с главой 17 Гражданского кодекса Украины и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Средства предприятий подлежат обязательному хранению в банках за исключением остатков наличности в их кассах в преде­лах установленного банком лимита и норм расходов с выручки, которые предусмотрены действующим порядком ведения кассовых операций в хозяйстве Украины.

Банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание своих кли­ентов на договорной основе.

Предприятия самостоятельно избирают форму расчетов со сво­ими партнерами, поставщиками, покупателями. Существуют следующие формы расчетов:

­ платежными поручениями;

­ платежными требованиями-поручениями;

­ платежными требованиями;

­ инкассовыми поручениями (распоряжениями);

­ чеками;

­ аккредитивами;

­ векселями.

Платежное поручение — документ, который представляет со­бой письменно оформленное поручение (приказ) клиента обслужива­ющему его банку на перечисление определенной суммы финансо­вых средств со своего счета на другой счет (продавца, поставщика, посредника) в этом же или другом банке.

Поручение принимается к выполнению банками в течение де­сяти календарных дней со дня его выписки.

Банк принимает к выполнению от плательщика поручения толь­ко в пределах имеющихся средств на его счету, за исключением поручений на перечисление в бюджет сумм налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в государственные целевые фон­ды, которые принимаются банками независимо от наличия средств на счетах предприятий.

Расчеты поручениями осуществляются:

за фактически отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

в порядке предварительной оплаты;

для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолжен­ности предприятий;

для расчетов с кредиторами.

В том случае, если получатель средств не имеет счета в учреж­дении банка или расчеты непосредственно с получателем средств платежными поручениями невозможны, предприятие может осуще­ствлять перечисление средств гарантированными платежными по­ручениями через предприятия связи.

С помощью гарантированных поручений предприятие может осуществлять переводы без ограничения суммы:

Платежные поручения, как и другие расчетные документы, за­полняются на компьютере или на пишущей машинке без исправ­лений и подчисток на бланках установленной формы.

На первом экземпляре платежного поручения проставляется оттиск печати, подпись директора и главного бухгалтера. На ос­новании первого экземпляра платежного поручения осуществля­ется списание денег со счета плательщика.

В практике расчетов существуют срочные, досрочные и отсрочен­ные расчеты платежными поручениями. Срочными платежами являются платежи после отгрузки товаров, а также авансовые. Досрочный и отсроченный платежи должны предусматриваться и договоре (контракте). Расчеты платежными поручениями осуществляются по схеме, приведенной па рис. 2.

Схема расчетов с помощью платежных поручений между предприятием-поставщиком и покупателем

 
 

 


Рис. 2.

Условные обозначения:

1 — поставка материальных ресурсов, товара;

2 — выписка покупателем платежного поручения и представление его в банк;

3 — передача платежного поручения в банк поставщика, списание денег со счета покупателя (плательщика) на счет поставщика (получателя);

4 — выписка с текущего счета о списании суммы денег;

5 — выписка с текущего счета о зачислении суммы денег.

Если договором предусмотрена предоплата, то последовательность операций 1 и 2 может меняться.

За последние годы получает распространение форма расчетов с помощью требований-поручений.

Платежное требование-поручение — расчетный платежный документ, представленный получателем средств в обслуживающий его банк; содержит, с одной стороны, требование получателя денеж­ных средств к их плательщику об уплате положенной суммы, с другой стороны, поручение плательщика своему банку о перечис­лении данной суммы получателю.

Оплата в этом случае осуществляется на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, подтверждающих стоимость поставленной (про­данной) продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Схема расчетов с помощью платежных требований-поручений

 
 

 

 


Рис 3.

Условные обозначения:

1 — поставка товара, ресурсов;

2 — платежное требование-поручение, отгрузочные документы, договор;

3 — передача обслуживающему банку платежного требования-поручения с акцептованной суммой платежа;

4 — перечисление денег со счета плательщика на счет поставщика;

5 — выписка для плательщика о списании с его счета акцептованной суммы;

6 — выписка для поставщика, получателя денег о зачислении полученной суммы на его счет.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком (продавцом) на специальном бланке и вместе с подтверждающи­ми документами отправляется в банк покупателя, который пере­дает требование-поручение плательщику (покупателю), а подтвер­ждающие документы оставляет у себя.

Свое согласие оплатить или отказаться от оплаты плательщик обязан письменно сообщить обслуживающему его банку не позднее трех дней.

Платежное требование-поручение — документ, состоящий из двух частей:

× верхняя — требование поставщика (получателя средств) непос­редственно к покупателю (плательщику) уплатить стоимость по­ставленной ему по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

× нижняя — поручение плательщика своему банку перечислить с его счета сумму, которая там указана.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требо­вание-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк и течение этих трех дней. Требование-поручение вместе с прило­женными отгрузочными документами и извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.

При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах (при этом в графе «сумма к оплате» должна быть проставлена цифрами и прописью сумма, подлежащая списанию со счета плательщика), и сдает их в обслуживающий банк.

Кроме того, часто платежные требования-поручения поставщик отправляет покупателю, минуя банк. При этом плательщик, опре­делив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает его в обслуживающее учреждение банка, с тем, чтобы акцептованная по платежному требованию-поручению сумма была перечислена со счета плательщика на счет поставщика. На рисун­ке 3 приведена схема этих расчетов.

Если покупатель по различным причинам не может сразу рас­считаться с поставщиком, то поставщик может предоставить ему коммерческий кредит.

Инкассовое поручение — документ, в сопровождении которого коммерческие или финансовые документы передаются плательщиком в банк на инкассо для перечисления денежных средств полу­чателю за купленные товары, выполненные работы, предоставлен­ные услуги.

Для осуществления расчетов в безналичной форме между пред­приятиями, а также между предприятиями и физическими лица­ми с целью сокращения расчетов наличными деньгами за куплен­ные товары, выполненные работы, оказанные услуги применяются чеки.

Расчетный чек — это документ, содержащий письменное рас­поряжение владельца счета (чекодателя) учреждению банка (бан­ку-эмитенту), ведущему его счет, уплатить получателю денег (чеко­держателю) указанную в чеке сумму средств.

Чекодатель — юридическое или физическое лицо, осуществля­ющее платеж с помощью чека и подписывающее его.

Чекодержатель — предприятие или физическое лицо, являюще­еся получателем средств по чеку.

Банк-эмитент — банк, выдающий чековую книжку (расчетный чек) предприятию или физическому лицу.

Чековые книжки (расчетные чеки) изготавливаются на специ­альной бумаге на банкнотной фабрике Национального банка Ук­раины и являются бланками строгой отчетности. Чековые книж­ки брошюруются по 10, 20 и 25 листов.

Срок действия чековой книжки — один год. Расчетного чека, который выдается для разового расчета физическому лицу, — три месяца. По согласованию с учреждением банка срок действия не­использованной чековой книжки может быть продлен.

Чек заполняется от руки (шариковой ручкой, чернилами) или с использованием технических средств. Не допускается исправление в чеках и использование факсими­ле вместо подписи.

Чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чеко­держателя в течение десяти календарных дней (день выписки чека не учитывается).

Чек принимается чекодержателем в оплату непосредственно от чекодателя, на имя которого выписан документ, подтверждающий получение им товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Запрещается передача чековой книжки (расчетного чека) ее владельцем любому другому юридическому лицу или физическо­му лицу.

По желанию физического лица расчетный чек может быть вы­писан на имя другого лица, которое в этом случае становится вла­дельцем чека. Выдача расчетных чеков на предъявителя не про­изводится.

Неиспользованные чеки после окончания срока действия чеко­вой книжки или исчерпания лимита подлежат возврату в банк-эмитент, где они должны быть погашены банком. По желанию клиента банк может продлить срок действия чековой книжки или клиент может пополнить ее лимит в случае его исчерпания.

Аккредитивная форма расчетов, позволяющая свести к мини­муму риски при расчетах — способ безналичных расчетов между предприятиями, суть которого состоит в том, что банк плательщи­ка дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оп­латить требуемую сумму в согласованный сторонами срок на ос­нове условий, предусмотренных в аккредитиведенежном доку­менте, позволяющем получить указанную в нем сумму полностью или частями в течение определенного периода времени.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель­ство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккреди­тив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие пла­тежи при условии предоставления им документов, предусмотрен­ных в заявлении на аккредитив, и при выполнении других усло­вий аккредитива.

Заявитель аккредитива — плательщик (импортер, покупатель, приказодатель), обратившийся в обслуживающий его банк с просьбой (заявлением) об открытии аккредитива.

Банк-эмитент (уполномоченный банк) — банк плательщика, открывающий аккредитив своему клиенту.

Схема расчетов чеками

 

 
 

 


Рис. 4.

Условные обозначения:

1 — заявление на получение чековой книжки;

2 — платежное поручение для депонирования средств;

3 — депонирование средств;

4 — получение чековой книжки;

5 –– отгрузка товаров, материальных ресурсов;

6 — чек;

7 — реестр чеков для оплаты;

8 — требование на оплату;

9 — перечисление денег.

 

Бенефициар — юридическое лицо, в пользу которого выставлен аккредитив (продавец, исполнитель работ или услуг, получатель денег, экспортер).

Исполняющий банк — банк бенефициара или другой банк, ко­торый по поручению банка-эмитента выполняет аккредитив.

В зависимости от характера аккредитивной операции, возложен­ной банком-эмитентом на исполняющий банк, он может выступать авизирующим или банком-плательщиком.

Условия и порядок проведения аккредитивной формы расчетов предусматриваются в договоре между бенефициаром и заявителем аккредитива.

Условия аккредитива должны быть составлены таким образом. чтобы, с одной стороны, они давали возможность банкам без осложнений их проконтролировать, с другой –– обеспечивали бы интересы сторон, которые используют аккредитивную форму расчетов.

В практике взаиморасчетов используются многие виды аккре­дитивов. Наиболее распространенными из них являются следую­щие:

1) отзывной — может быть изменен или отозван (аннулирован) не только приказодателем, но и банком-эмитентом при ухуд­шении финансового положения импортера; согласие бенефи­циара при этом не обязательно; на самом аккредитиве ука­зывают «отзывной» (применяется редко);

2) безотзывный — не может быть отозван (аннулирован) или изменен до истечения срока без согласия бенефициара; если на аккредитиве не указано, к какому виду он относится, его считают безотзывным (самая распространенная форма доку­ментарных аккредитивов);

3) подтвержденный — безотзывный аккредитив, при котором бенефициар имеет дополнительные гарантии, поскольку по просьбе банка-эмитента другой банк (подтверждающий) при­нимает обязательство уплатить (акцептовать, негоциировать) против представленных документов независимо от поступле­ния к нему средств от банка-эмитента;

4) неподтвержденный — не содержит гарантий подтвержден­ного аккредитива: авизирующий банк оплатит документы только после перечисления средств банком-эмитентом;

5) покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет собственные средства приказодателя (импортера) или средства предоставленного ему кредита в банк-корреспондент (исполняющий банк) на весь срок действия аккредитива;

6) непокрытый — аккредитив не имеет обеспечения импорте­ра депонированными средствами, он может быть открыт в ис­полняющем банке путем предоставления тому права списа­ния сумм по аккредитиву со счета банка-эмитента;

7) револьверный (возобновляемый) — предполагает автомати­ческое пополнение до первоначальной суммы после соверше­ния платежа в течение всего срока его действия;

8) трансферабельный (переводной) — аккредитив, дающий право бенефициару передавать его частями или полностью третьим лицам (вторым бенефициарам), т.е. субподрядчикам в производстве экспортируемого товара.

Схема аккре­дитивной формы расчетов (покрытые аккредитивы) представлена на рисунке 5.

Для предприятий, использующих аккредитивную форму расче­тов, важно знать ее положительные и отрицательные аспекты. К положительным аспектам следует отнести: надежность, гарантию оплаты, поставки;;

часто единственная форма расчета по экспортно-импортным операциям (из за законодательных ограничений);

использование аккредитива при налоговом маневрировании.

 

Схема аккредитивной формы расчетов

 
 

 

 


Рис. 5.

Условные обозначения:

1 — заявление на аккредитив, написанное на основе договора (контракта);

2 — депонирование средств;

3 — извещение (авизирование) об открытии аккредитива;

4 — отгрузка товара, ресурсов;

5 –– документы, подтверждающие отгрузку, через банк поставщика и банк покупателя передаются покупателю;

6 — зачисление денег на текущий счет с аккредитива.

К отрицательным:

высокие комиссионные сборы банков (до 3 процентов);

длительное отвлечение оборотных средств при необходимости депонирования средств (покрытия аккредитива);

возможность неисполнения аккредитива из-за формальной не­точности в документах или разночтениях со стороны банков;

сложность расчетов, возможность мошенничества на каком-то этапе.

Редкое применение аккредитива во внутрихозяйственном обо­роте объясняется не только неосведомленностью, привычкой и экономностью деловых партнеров, но и тем фактом, что в пределах одной страны гораздо проще «достать и наказать» недобросовест­ного плательщика, чем за рубежом. Это и арбитражный суд, и дру­гие «формы воздействия».

Одна из интересных схем использования аккредитива в сфере недвижимости разработана Альфа-банком в России. В общем виде она выглядит так: покупатель открывает в банке счет на сумму сделки и заполняет заявление на открытие аккредитива. В этом заявлении содержится поручение банку выплатить продавцу опре­деленную сумму при наступлении определенного момента (выпол­нении условий). Такими условиями могут быть (последовательно): переход права собственности на квартиру, снятие продавца с регис­трационного учета, передача ключей, фактическое освобождение пло­щади. Там же указывается, какими документами наступление каж­дого момента должно быть подтверждено. Заявление со всеми ус­ловиями заверяет банковский служащий и выдает продавцу уведомление об открытии аккредитива. С этого момента покупатель уже не может забрать деньги, а продавец получит их только тогда, когда сделка пройдет нормально. Если сделка не пройдет и доку­менты не будут предъявлены в определенный срок, покупатель по­лучает свои деньги обратно. Недостаток данной схемы только в том, что сумма сделки полностью «засвечивается», что не всегда устраи­вает некоторых клиентов.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующи­ми использование аккредитивов являются:

Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности от 16 апреля 1991 года и др.

За последние 8-9 лет в предпринимательской практике Украи­ны начал возрождаться известный в прошлом метод взаиморасче­тов с использованием векселя, представляющего собой не что иное, как долговую расписку об уплате денежного долга в будущем.

Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991 года № 2101-ХII характеризует вексель как ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сум­му денег владельцу векселя (векселедержателю).

Особенность векселя состоит в том, что обязательство об уплате денежной суммы, указанной в нем, в установленный срок не ог­раничено никакими условиями и оговорками.

Векселя бывают: простые; переводны е (тратта); коммерчес­кие, банковские, казначейские и др.

Переводной вексель-тратта, письменный приказ кредитора (име­нуемого трассантом) должнику (именуемому трассатом) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (именуемому ремитен­том). В обращении переводного векселя изначально участвует три лица: векселедатель, переводящий платеж на трассата, векселедер­жатель, имеющий право получения платежа у трассата, и трассат, являющийся плательщиком по векселю. Трассант выступает кре­дитором по отношению к должнику и должником по отношению к ремитенту.

Коммерческий вексель — торговый вексель, используемый для кредитования торговых операций, когда покупатель, не обладая в момент сделки достаточной суммой денег, предлагает продавцу вместо них другое платежное средство — вексель, который может быть как его собственным, так и чужим, но имеющим передаточ­ную надпись. Именно коммерческие векселя служат основой вексельного оборота.

Банковский вексель предполагает, что плательщиком по век­селю является банк и служит для мобилизации денежных средств, а не для оплаты задолженности. Преимуществом банковского век­селя является то, что банк может выдавать кредиты не деньгами, а собственными налоговыми обязательствами под низкий процент.

Казначейский вексель — краткосрочное государственное обяза­тельство со сроком погашения 3,6, 12 месяцев. Казначейские век­селя выпускаются государством для покрытия своих расходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.